пятница, 21 ноября 2014 г.

Вокруг Аннапурны. Гималаи, Непал.

Оксана (Бредовый Заяц), путешествие в октябре 2013
По Азии Непал: , Гималаи, Аннапурна, Покхара, национальный парк Читван, Катманду, Бхактапур



Впервые на Гималайские приключения меня толкнул документальный фильм про Анатолия Букреева "Непокоренная вершина". Это фильм о том, как человек, поднявшийся на 11 восьмитысячников из 14, погиб под лавиной на Аннапурне... 
"Горы имеют власть звать нас в свои края,
Там навсегда остались лежать наши друзья.
Тянутся к высоте люди большой души.
Не забывайте тех, кто не пришел с вершин"
Так написал Анатолий Букреев. Так и живу я с тех пор, как услышала это стихотворение. Горы имеют власть и для всех она проявляется по разному. В меру физических возможностей и духовных стремлений. В прошлом году я направилась в сторону Эвереста и это было великолепно. 
Ровно через год я вновь усаживалась в самолет в Краснодарском аэропорту. Теперь в моих планах был трек вокруг знаменитой Аннапурны - первого восьмитысячника, на который поднялся человек. Имя этому человеку Морис Эрцог - в 1951 году он руководил экспедицией, целью которой было взойти на Дхаулагири или Аннапурну. Дхаулагири показалась неприступной, а Аннапурна далась Эрцогу и его соратнику по экспедиции Луи Ляшеналю ценой обморожений, ампутаций и неимоверного героизма.
"Мой Эверест" дал мне новую точку отсчета и расширил горизонт. Чего приходилось ждать от "моей Аннапурны"?

Маршрут:
Катманду - Чаме - Верхний Писанг - Мананг - TBC (Tilicho Base Camp/Базовый лагерь Тиличо) - озеро Тиличо - Мананг - Ледар - Хай Кэмп - перевал Торонг Ла (5416м) - Муктинат - Джомсом - Гаса - Покхара - национальный парк Читван - Катманду+Бхактапур



1. Стамбул. Меня вновь подстерегал миллион перелетов. Краснодар - Москва - Стамбул - Катманду. В Москве меня (уже по традиции:)) встретил Илья. И я даже вновь погуляла по улицам нерезиновой. Но впереди нас ожидал Стамбул, ибо турецкие авиалинии устраивают очень занимательную пересадку длиной почти в сутки, что нам было на руку: можно было поспать и поглазеть на турецкую столицу. Стамбул - это, как золотой бисер, нашитый на черный бархат. Именно такие ассоциации были у меня, когда самолет заходил на посадку. Стамбул - это город миллиона котов, упитанных, красивых, но при этом на удивление бесхозных. Их там никто не обижает и они чувствуют себя вольготно. Стамбул - это реальная смесь Азии и Европы. По нему явно топтались разноязычные разнокультурные народы, а возле мечетей продаются иконы наравне с кораном.
Начало гулькам было положено в галатской башне высотой 61 метр. Не знаю точно для чего была построена изначально, но использовалась потом, как пункт для слежения за возникновением пожаров. С башни открывается шикарный вид на Стамбул, бухту Золотой рог и Босфор. 

2. Катманду. Перелет до Катманду длился 7 часов. Это было истинное мучение, ибо лететь надо было всю ночь. И я мучилась, не смотря на заботливо выданные на борту самолета беруши, масочку для сна и носки:) 
В аэропорту столицы Непала я уже знала, что делать и куда бежать. Наученная горьким опытом прошлого года, я заранее распечатала анкету на визу и, размахивая ей, помчалась к стойке получения этой самой визы. Как и ожидалось, подобная анкета, не смотря на то, что она совершенно не похожа на ту форму, которую положено заполнять, произвела должное впечатление и мне первой из всего самолета приклеили заветную наклейку в паспорт.
Быстренько приехав в гостиницу, мы с Ильей собрались и помчались в NTB для получения необходимых документов на трек (ТИМС и билет в национальный парк Аннапурна). О достопримечательностях Катманду я подробно рассказала в отдельной статье. В этот раз у нас не было времени на то, чтобы ходить по достопримечательностям, благо, мы их успешно осмотрели в прошлом году. 

3. Катманду - Бесисахар - Чаме. В 4 утра по Катманду и в 2 часа по Москве начался очередной безумный день. Нам предстояло заброситься в Гималаи на машине. И не просто так, а в лучших традициях непальского бездорожья. Правда, сначала мы ехали через Катманду, который живет свей жизнью даже ранним утром: везде уже открыты открыты магазинчики с продуктами и вездесущей колой, шуршат люди, что-то происходит и гудят машины. 
Далее наш путь пролегал по серпантину, ибо столица Непала расположена на высоте 1300 метров в долине и долгое время туда дороги не было. Первые машины в Катманду принесли...на руках! Вот так. А теперь есть дорога и есть серпантины. Адреналину добавляет то, что движение в Непале левостороннее и воспаленный мозг каждый раз пугался, когда мы заходили в закрытый левый поворот для нас по встречке. А справа вылетали огромные цветные, назовем их камазы, и уходили куда-то назад, обдав клубами смрадного дыма.
Камазы эти правильно называются тата и изукрашены кто во что горазд. Внутри висят разноцветные бубончики, прикреплены искусственные цветы, снаружи натянуты ленты и очень оригинально закреплены знаки аварийной остановки. Непальцы почему-то думают, что эти красные треугольники охренеть, какие красивые, и вешают их в фигурном порядке на морду, борта и зад автомобилей:)

4. Чаме - Верхний Писанг. На утро я увидела привычную гималайскую картинку: яркое солнце и синее небо. В наши задачи входил поиск портеров, ибо мне нельзя таскать тяжелое, а Ане тяжело. И мы вскоре нашли англоговорящего чувака, который привел с собой другого, не говорящего. И этой веселой компанией мы отправились в трек. 
Надо сказать, что я не сильно восхищаюсь гималайскими речными долинами или лесными массивами. Такого полно и у нас, да и не производит на меня впечатление лес. Поэтому мне хотелось быстрее вверх, к облакам, заснеженным вершинам и голым камням. Это я люблю. Но акклиматизацию никто не отменял, да и топать до Верхнего Писанга тоже было прилично - 18 км.

5. Верхний Писанг - Мананг. Проснувшись по будильнику в 6 утра, мы с Ильей, как по команде, поглазели в окно. Там показывали тучи над Аннапурной II. И рассвет посмотреть не удалось, что, однако, радовало, ибо можно было досыпать в теплом спальнике положенное, не выскакивая в одних носках на улицу с фотоаппаратом наперевес. 
Утренний душ в Hotel yak and yeti представлял собой теплую воду, подаваемую по трубам из столовой, где она (вода) текла через металлический жбан, расположенный над углями:) "Здравствуй традиционный гималайский уют!" - подумалось мне, когда я подставила голову под прохладную воду:)
Сегодня нам предстоял небольшой набор высоты - всего 240 метров и 16 километров пути в Мананг - очередной оплот цивилизации на треке. Здесь тоже шла автомобильная дорога, непригодная для проезда из-за разрушений. По ней ездят только мотоциклисты, бодро рассекая воздух по висячим мостам - зрелище почти цирковое:)

6. Акклиматизация в Мананге. Акклиматизация - это не просто торчание целый день в Мананге, это еще и выход на высоту следующей предполагаемой ночевки (4200). Мы выбрали направление в сторону Ice Lake, но не до самого озера, ибо по отчетам треккеров там смотреть не на что, а просто банальный набор высоты с прилагающимся озиранием окрестностей.
На утро мы выдвинулись в сторону Браги - поселка неподалеку от Мананга, где находится монастырь, окруженный замысловатыми каменными постройками. Наш путь представлял собой радиалку и лежал все выше и выше по тропе. Справа расходились тучи, открывая Гангапурну (7455) и Аннапурну III (7555). Тут-то мы и обнаружили озеро, рядом с Манангом, которое из поселка не видно, а "сверху видно всё, ты так и знай". Наметили на него азимут и решили сходить вечером, поглазеть.

7. Мананг - Базовый лагерь Тиличо. Встав с рассветом и посмотрев на первые лучи солнца над Гангапурной, мы двинулись дальше - в сторону базового лагеря Тиличо на высоту 4150, т.е. общий набор высоты в этот день составил 700 метров, а протяженность дневного перехода 17 км. 
Глядя на то, как медленно идет Аня, было принято решение, что мы с Сергеем идем вверх - занимать места в маленьком лагере, чтобы не спать потом в общей столовой или того хуже на улице. Но судьба распорядилась иначе, мы вдвоем проскочили нужный поворот и ушли вдоль реки фиг знает куда, пока не сообразили, что тропа какая-то уж очень не ярко выраженная. Задрав головы вверх, мы увидели, как высоко над нами по склону горы движутся люди. И наш тандем помчался обратно, осознавая, что Илья с Аней не в курсе наших заблуждений длиной в добрый километр, а потому место в лагере занимать некому.

8. ТВС - озеро Тиличо - лодж Blue sheep. Для того, чтобы успеть по графику сделать задуманное на день, пришлось опять встать затемно. Наиглавнейшей целью было озеро Тиличо, расположенное на высоте 4900 метров, за счет чего оно является одним из самых высокогорных в мире. Есть, конечно и повысокогорнее, но я не знаю где, а это прям рукой подать. Поэтому осознание распирало:)
Набрать предстояло 750 метров, что в условиях высокогорья не особливо радовало, но осознание, повторюсь, распирало, поэтому приняв определенный темп, мне удалось довольно бодро дотопать до озера, не поджидая отстающих. Но пока я тусовалась вдоль берега, дожидаясь отставших, успела изрядно замерзнуть. Ну да чего там?

9. Лодж Blue Sheep - Мананг. Проснувшись, мы услышали, как вода стучит по крыше. "Конденсат" - подумали мы и высунули нос на улицу. На улице в кромешной темноте лил дождь и становилось понятно, что на сегодня у нас "rest day", а по отечественному: дневка. 
Никто особо не расстроился - это был шанс хоть немного поваляться и дать отдых организму. Высота в 4200 никак не тяготила, а посыпавшийся за окном снег вызывал скорее радостные эмоции, нежели расстраивал. Это уже было похоже на приключение с препятствиями:) Хотя, конечно, сидеть целый день, есть, пить и бездельничать подзадолбало.  

10. Мананг - Ледар. Два тоскливых и потраченных почти в пустую дня удручали. Хотелось уже снова вверх и чего-нибудь более нового, нежели Мананг, который успел стать родным:) Впереди нас поджидала очередная гонка, ибо ни в Ледаре, ни, тем более, в Хайкэмпе обилия мест не предвиделось.
Но для начала все же Ледар, расположенный на столь привычной уже высоте в 4200. В этот день нами была пройдена отметка в 100 км пути, но этого никто не заметил. Тучи продолжали кублиться над головой, но дождя почти не было, что уже радовало.
Мы снова занудно поднимались, проходили поселки и вспоминали Мордор, в котором распростерся мрак. Чего-то он меня в этом году преследует этот Мордор:) Сначала на Чертовом пальце, затем в Мидаграбине, теперь - вот, пожалуйста:)

11. Ледар - High camp. Утро в Ледаре было пасмурным. Но нам к этому моменту стало уже как-то все равно. День не обещал быть легким: предстояло набрать еще 700 метров высоты и подняться в высотный лагерь перед перевалом Торонг Ла. 
Таких лагеря там два: Торонг педи на высоте 4450 и Хай кэмп (4925м). Многие люди поднимаются только до Торонг педи и оттуда штурмуют перевал, но набор высоты у них составляет аж километр... Поэтому мы здраво рассудили, что стартовать на перевал проще будет из самого верхнего лагеря и поставили себе целью туда добраться пораньше, чтобы опять же занять место. 
Наша боевая двойка в лице меня и Сергея вновь заняла лидирующую позицию. По пути у нас даже состоялся незапланированный слет стран СНГ, когда наш тандем случайно повстречался с представителями Киева и одним минчанином:) Минчанин оказался маньяком, пришедшим на эту сторону из Джомсома через озеро Тиличо. А это, поверьте мне, сложно. А киевляне, как оказалось, спустились сюда с Манаслу-трека. Манаслу - это соседний восьмитысячник (8156) и трек там сейчас становится замечательной альтернативой чересчур уж цивилизованной Аннапурне.


12. Перевал Торонг Ла (5416). В 3 часа ночи по непальскому времени был назначен старт на перевал Торонг Ла. Потому что днем на перевале поднимается сильный ветер и седловину бывает сложно пройти. Поэтому мы смирились и в кромешной темноте выбрались на улицу. Кое-где уже наблюдались признаки проснувшейся жизни, но больше таких ранних птах, как мы, не наблюдалось. За ночь снег присыпал тропину и местами подмерз. Поначалу идти было легко и удобно, а потом наклон возрос и мне стало жутковато: я оскальзывалась, а склон, уходящий вправо вниз на непонятную глубину ничего хорошего не сулил. Аккуратно-аккуратно все мы поднимались и больше думали не об одышке, а о том, как не убиться, что вдохновляло:)

13. Храмовый комплекс Муктинат. Дождавшись Аню и Сергея, отмывшись в теплой воде и плотно поев, мы отправились гульбанить по Муктинату. Для начала наша банда прошвырнулась по улицам и посмотрела на очень занимательную штуку. Я называю это "ткацкий станок", но, скорее всего, у него есть более верное название. Деревянная конструкция с педальками... Местные жительницы прямо на улицах изготавливают шарфы на этих станках. И я с интересом разглядывала процесс.
Так же, в городе расположен знаменитый храм - Муктинат, являющийся одной из основных святынь какого-то направления индуизма. Их (святынь) всего 108, две из них расположены в духовном мире, 105 в Индии и только 1 в Непале. Паломники надеются посетить каждую из этих святынь в течение жизни, а про важность этого места для непальцев я читала еще у Мориса Эрцога.

14. Джомсом - Гаса - Бени - Покхара. День сегодняшний сулил большие перемещения. Вообще, изначально мы с Ильей планировали добраться до горячих источников в Татопани, а оттуда еще пару дней походить по лесам и взойти на Пун-Хилл, чтобы поглазеть на Аннапурну - якобы оттуда замечательный вид. Но повсеместные тучи внушали сомнения на тему, что мы оттуда хоть что-то увидим и бестолково тратить на это время совершенно не хотелось.
Вместо этого на общем совещании мы решили поехать сначала в Покхару, а оттуда в национальный парк Читван. И это, скажу я вам, было правильное решение! Но сначала надо было выбраться из Гималаев в Покхару и у нас совсем не было уверенности, что это удастся осуществить в один день...

15. Покхара. Покхара - это одно из мест, куда мне хочется вернуться. Мне было там спокойно, тепло, интересно, весело, вкусно и много чего другого. В этом городе в конце октября тепло, как летом в Краснодаре, поэтому москвичи немного маялись и даже мазались антипригарным кремом, а я балдела. 
Покхара - это третий по величине город Непала. Но, в отличие от Катманду, в Покхаре спокойно. В прямом смысле спокойно: никто не бибикает, не зазывает, не пристает. Основной достопримечательностью города является озеро Фева. Туда мы и отправились на гульки. 
Вдоль берега обнаружилось бесчисленное количество ярких лодок. Они выглядели очень колоритно, хотя и были частично затоплены или обшарпаны. Мне посчастливилось нагло впереться на территорию рыбной фермы и прогуляться по пантонам. Откуда мне было знать, что туда нельзя? Нигде этого не написано. Меня очень вежливо выперли обратно, но пофотографировать я успела:)

16. Национальный парк Читван. День первый. С утра я уже стояла на автовокзале Покхары и офигевала от видов над головой. Мачапучаре открылась и соседние вершины тоже. Все это парило в воздухе над городом, а в голове не укладывалось: как так вообще возможно? Все-таки, Покхара - это шикарное место. Из всего того, что я видела в Непале (кроме Эвереста и Ама Даблам) - это самое клевое:) Но впереди нас подкарауливала многочасовая тряска на автобусе до Читвана. Хорошо хоть автобус был комфортабельный: с кондиционером и халявной водичкой:) Всю дорогу за окном мелькали приевшиеся уже мне (но не Сергею!) грузовики, а пейзаж из горного постепенно переходил в равнинный и вот мы уже катим вдоль широкой, неспешно несущей свои воды, реки.
Читван встретил нас духотой и москитными сетками над кроватью. Времени у нас было не много, поэтому мы поспешили разобраться "кто куды и что к чему". Подробней о том, как насыщенно отдохнуть в Читване и чего тут есть, я написала в отдельной статье. В этот же вечер нас усадили в тойоту хайлюкс (ишь, какая роскошь) и повезли в слоновий роддом:)

17. Национальный парк Читван. День второй.  На утро следующего дня было запланировано слоновье сафари по джунглям. Мы снова уселись в машину и поехали на слоново-посадочную станцию. То бишь место, где выстроенны большие платформы, на которые надо взобраться по лесенке и уже оттуда перебраться в сиденье на слонячьей спине.  Сначала было интересно: я сидела на спине огромного животного, мерно покачивалась, а он продирался сквозь заросли, управляемый погонщиком. Солнце только-только вставало, поэтому видимость была ограничена, а фотографии вообще ужасны. Нам показали стадо диких кабанов на берегу пруда, затем несколько оленей.

18. Катманду и Бхактапур. В Катманду у нас в запасе было еще 2 дня, а меня поджидал шопинг-тур:) Первым делом я пошла и сделала то, чего не сделала в прошлом году - купила сари:) И это было верное решение. Мало того, что я произвела какое-то глубочайшее впечатление на Илью Анатольевича, так еще и каждый непалец (не важно, мужчина или женщина), считали необходимым отвесить мне комплимент. 
Но для начала сари надо было правильно намотать, в магазине мне показали, как это делается, но я, конечно же, не запомнила, позже мы с Ильей погуглили, убили час времени и чуть не поругались на  тему "как же верно намотать это дурацкое сари?". Поверьте мне, это не просто, но нам удалось. Всё, два дня я цвела от всяческих похвал в свой адрес:) Оказывается, непальцы любят, когда европейцы надевают их национальные наряды и я им, действительно, доставляла удовольствие своим внешним видом. Мои торговательные навыки (а торговаться там надо везде) резко возросли и мне отдавали товар по более низкой цене, приговаривая: "for nepali dress" :)

19. Стамбул.  Ну вот и наступил день, когда пора было лететь обратно. Илья при регистрации на рейс выпросил места у окна и мы приготовились. Гималаи - они огромны... И даже иногда кажется, что бесконечны. Тянутся вправо и влево, встают перед глазами и на горизонте и мне казалось кощунством не смотреть на них неотрывно. Поэтому я прилипла носом к окну и отодвигалась только по просьбе Ильи дать ему хоть что-то сфотографировать:)
Аннапурну и Дхаулагири мы узнали сразу. Один массив от другого был отделен пропастью долины Кали-Гандаки, а нам, наконец-то, удалось полюбоваться на Аннапурну - то, ради чего, собсна, все и затевалось. Никогда не знаешь, где найдешь...

Что, если под колесами Гималаи?

Мне пришлось в этом году не только ходить по Гималаям, но и ездить по ним. Настоящий джипинг, автобусинг и прочие прелести горных дорог Непала собраны из обрезков, которые в основной фильмецус вставлять неохота, а выбросить тоже жалко - в них мои переживания и Гималаи:)

Аннапурна-трек в формате GPS

Взгляд с высоты на пройденный путь. В этом году я "дёрнула" Эверест-трек аж на 7 километров:) А если бы погода не подвела, было бы еще круче. Но, Читван, на мой взгляд компенсировал с лихвой любую непогоду:) Итак, небольшие итоги в цифрах: пройдено 134 километра, если считать небольшие гулятельные ответвления, максимальная высота 5416 метров - перевал Торонг Ла, общий набор высоты в сумме 5 километров 200 метров. Неплохо:)
В наличии имеется мой трек, а так же скриншот для визуального восприятия дальше по ссылке:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий