среда, 26 декабря 2018 г.

По следам "Нового Израиля" Воронежской губернии

Виктор Пастухов, из путешествия По уругвайскому берегу реки Уругвай (2018)

Городок Сан-Хавьер находится на левом берегу реки Уругвай, аккурат между двумя столицами Департаментов Уругвая (Фрай Бентос с юга и Пайсанду с севера), которые составляли ровно половину главных целей той поездки. Но при её планировании совсем не привлёк моего внимания, тем более что расположен не на самом шоссе, а на его ответвлении длиной 14 км, где с транспортом должно быть небогато. Поэтому уже в свой первый день на территории Уругвая незаметно проехал мимо - прямиком до Фрай Бентос. Но на автовокзале этого города меня ждал пункт туристической информации Департамента Рио-Негро, а там выставлялась бутылочка "кваса" с пробкой стилизованной под матрёшку, и предлагались буклеты, представляющие Сан-Хавьер как главную достопримечательность местной глубинки. И именно ввиду "очарования его русского наследия". Поэтому прохать мимо ещё и на обратном пути было бы грешно.

Но и попасть туда тоже оказалось непросто: пришлось порасспрашивать и в кассах автобусных компаний, и в других местах, да и по интернет пошарить непривычным мне смартфоном. В результате удалось найти нетривиальное решение, позволившее на целых пять часов заехать в это совершенно уникальное место. Детали по логистике, да и по современному состоянию этого городка будут в отдельном рассказе, а этот хочу посвятить в основном материальным следам удивительной истории его основания.

Поселение возникло в 1913-м году на безлюдном до того берегу реки, в десятках километров от ближайших городков. Основано под руководством Василия Семёновича Лубкова (1869-????). Этот харизматичный уроженец Воронежа в конце 19-го века возглавил духовное движение "Новый Израиль", фактически слепив его из элементов движения "Старый Израиль". А оно существовало уже десятки если не сотни лет и насчитывало около полумиллиона последователей. В современной литературе все такие явления принято называть "сектами", но по всем основным характеристикам этого феномена его будет правильнее квалифицировать как "протестантское движение в православии". До сектантского уровня его попытался свести именно Лубков, объявивший себя "живым Богом" и установивший тотальный контроль над несколькими тысячами своих последователей. Свою главную церковь он в 1905-м году перевёл из Воронежа в Ростов-на-Дону, и уже имел филиалы ещё в нескольких городах, потом попытался закрепиться в Закавказье. Но в условиях царской России ему было всё же дискомфортно: если от РПЦ  ещё и "Старый Израиль" отпочковался на все сто, то от интереса гражданских властей к жизни его "избранного народа" отгородиться не удавалось.

Техника переселения на отдельную планету была этому "Богу" неподвластна, и в начале 20-го века он решил организовать практически независимую колонию на территории одного из более лояльных к "неформальным сообществам" государств. Попытки договориться об этом с властями Канады и США к успеху не привели, там гражданское общество уже было достаточно консолидировано. А вот в Уругвае новую партию переселенцев согласились принять не вникая в социальную структуру их группы - только с учётом её трудового потенциала, весьма полезного в деле освоения приграничных земель. И около трёхсот семей последователей Василия Лубкова прибыли туда на двух кораблях именно за счёт уругвайской казны, в основном это были крестьяне из его родной Воронежской губернии.



Их новый посёлок на берегу реки Уругвай получил название San Javier, а этот мемориальный забор был раскрашен к 105-летию основания, как раз за месяц до моего визита. Правым концом он выходит на главную улицу (проспект) города в направлении север юг - Avenida Basílio Lubkov. Пожалуй, она не только длиннее, но и более насыщена всякими интересностями чем поперечная Avenida General Artigas (гораздо более привычное в Уругвае название). Ну а их перекрёсток это и есть самый-самый центр города.



Барельеф в честь основателя установлен именно там, к сорокалетию этого события. А его бюст появился только в в 2014-м году, в полутора кварталах отсюда. Место тоже очень примечательное - там стоит молитвенный дом "новоизраильтян", который они называли "Собрание" (по-воронежски, не "окая"). В 2013-м году этот действующий уже более века храм не только подвергли капремонту, но и признали достопримечательностью №1 городка Сан-Хавьер.



А какие ещё новомодные указатели с матрёшками имеют отношение к временам переезда в эти края того самого "Нового Израиля"?

Табличка №2 стоит в маленьком мемориальном сквере на самом западном перекрёстке города (он всего лишь в одном квартале по диагонали от пересечения двух его главных магистралей).



Там в середине 1920-х годов были похоронены главные сподвиджники Василия Семёновича - его супруга Наталья Григорьевна Лубкова (она же Оробинская) и "первый апостол" Максим Лаврентьвич (Голошенко - ?).

А где же останки самого "живого Бога"? Того простым смертным и поныне неведомо. Может быть, он незаметно дезматериализовался, как только счёл свою миссию выполненной. Но скорее всего был просто-напросто "репрессирован", как теперь принято говорить. Где-то в  период 1933-1938, в степях Ростовской области. Как же его занесло из тихой уругвайской заводи под сталинский молох? Из Сан-Хавьер он "свалил" в 1926-м году, когда уругвайские власти завели на него уголовное дело по жалобам сограждан затерроризированных этим вождём - идеологом общественной собственности. Его духовное лидерство они очень даже принимали, но вот претензий на должности ещё и "председателя колхоза", и "парторга" и пр. как-то не поддержали. В свою "коммуну" он сумел загнать лишь малую кучку переселенцев, а остальные предпочли работать на себя, кооперируясь лишь в классическом понимании этого термина.

А вот сталинские реформы сельского хозяйства показались Лубкову близкими к его идеалам, поэтому он решил активно продолжить свои социальные эксперименты уже на берегах реки Маныч в Ростовской области (ныне это место известно как хутор Красный Октябрь в Весёловском районе). Радовало его и то, что Русская Православная Церковь, долгое время преследовавшая "староизраильтян" и "новоизраильтян", оказалась, мягко говоря, в загоне. Вот только он не учёл, что его собственные религиозные учения тоже никак не вписывались в КаПээСэСовкую идеологию, так что равноправного партнёрства "вождей народа" ждать не стоило. История умалчивает сколько именно было этих несчастных реэмигрантов, скорее всего не более двух-трёх десятков. Некоторые из них даже и уцелели, вовремя вернувшись в привычное до 1905-го духовное подполье. Кстати, по истории этого движения есть не только поверхностные комментариии современных интернет-источниках, но и довольно увесистое исследование от 1911-го года: "Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола" (в 5 вып.) Вып. 4. Новый Израиль / под ред. Бонч-Бруевича В. - СПб. : Тип. Б. М. Вольфа, 1911. - CXXXI, 485 с.

Таким образом, лубковская секта "Нового Израиля" пробыла на берегах Уругвая всего лишь 12 лет (1913-1925), но классические "новоизраильтяне" там закрепились более основательно. Без Василия Лубкова они продолжили и свою духовную жизнь, и совместные молитвы в том же храме, но уже скорее в стиле "Старого Израиля". И хотя потом по ним прошлись ещё две несмелые волны репатриации, большинство потомков первых переселенцев вполне органично вписалось в современное уругвайское общество, сохранив при этом часть своих традиций. Население Сан-Хавьер со времён основания и по сей день осциллирует в диапазоне от полутора до двух тысяч человек, а на его уже довольно обширном кладбище преобладают памятники с русскими именами и фамилиями.



Находится кладбище на южной окраине, а ведёт к нему вот эта тихая улица имени Воронежской губернии.



На её перекрёстке с Проспектом Артигаса находится местная радиостанция "Привет", а по пути оттуда есть и пара других интересных домов.

Но всех тамошних современностей  с русскими названиями сразу не перечесть, так что оставлю эту тему для следующего рассказа, а пока вернёмся к номерным табличкам с матрёшками.



На квартале от главного перекрёстка до Набережной Иммигрантов и порта видны ещё несколько.



№4 присвоен зданию административного и коммерческого центра находящемуся на том же перекрёстке. Барельеф Лубкова установлен как раз на его стене, а вот дата на синей табличке явно ошибочная.



Далее по направлению к берегу реки: №5 - "Каменный ангар". Вот это как раз и есть старейшая из капитальных построек, с которой начинались и кооператив, и коммуна.



А сразу за ней и №6 - производственные помещения мукомольни и фабрики подсолнечного масла (первой в Уругвае!), этими продуктами колония реально прославилась в первые же годы своего существования.



Выглядит эта постройка и сейчас довольно приветливо

Получается, что табличка №3 пока не представлена, но её можно будет увидеть в конце второй части.  А здесь стоит добавить ещё парочку ненумерованых свидетельств тех первых героических лет этой неординарной колонии.



Набережная Иммигрантов, очень достойное название лучшего уголка отдыха в Сан-Хавьер.



Хотя входящий в его состав остров-полуостров (при строительстве порта он был соединён с берегом надёжной дамбой) и был в те дни почти залит паводком реки Уругвай.



Но бетонный пирс через который долгие годы проходил почти весь товарообмен колонии с внешним миром стоит и поныне, он теперь стал чисто туристическим, и тоже располагает к отдыху и размышлениям на вечные темы.

Ну а этот репортаж мне хочетя завершить в небольшом скверике всё на том же проспекте Василия Лубкова, он начинается справа от здания кооператива и называется "Plazoleta de los Fundadores".



Здесь тоже есть несколько памятных камней, установленных в кое-какие "юбилейные" даты колонии, а главный памятник прост и выразителен. Слава смелым и трудолюбивым иммигрантам-эмигрантам, освоителям новых земель!

P.S. Как потом выяснилось, попали в те края и собственно староверы. Но несколько десятилетий назад последователи этого течения выкупили 1000 га неплохой земли, и окопались там в почти полной изоляции. Этот посёлок называется Colonia Ofir, и на окраине Сан-Хавьер есть улица названная в ее честь. Но это скорее маскировка: сама колония-2 находится в десятке километров к северу, и сейчас там живут 15 семей. Гостей не принимают, видео и фотосъёмки не допускают...  Так что репортажа оттуда пока не будет.

Но есть ещё продолжение о современном русском колорите этого местечка:
Подсолнечно-матрёшечная экзотика и транспортные секреты городка Сан-Хавьер

Комментариев нет:

Отправить комментарий