среда, 2 января 2019 г.

Подсолнечно-матрёшечная экзотика и транспортные секреты городка Сан-Хавьер

Виктор Пастухов, из путешествия По уругвайскому берегу реки Уругвай (2018)

В первой части репортажа из Сан-Хавьер мы прошлись по По следам "Нового Израиля" Воронежской губернии и узнали об основателях этой русской колонии на берегах реки Уругвай. И те матрёшки что украшают информационные щиты у некоторых исторических мест этого населённого пункта прозрачно намекали, что "русского духа" здесь ещё предостаточно. Так оно и оказалось, нынешний Сан-Хавьер прямо-таки насыщен этим колоритом: разноформатные надписи на русском языке, надписи латиницей в которых узнаются русские слова, имена и фамилии, а также всё новые матрёшки и прочая подобная символика, среди которой особо выделю подсолнухи.

Но в монументальное искусство пока проникли только матрёшки, и апофеозом для меня стала вот эта картинка с прощальной прогулки у берега реки тем субботним вечером. Рядом с могилами основателей (см. достопримечательность №2 в первом репортаже) установленны также мемориалы их первой сельхозтехники, а перед ними в 2013-м году появилась матрёшка-гигант.



Она стоит как часовой - охраняя ржавеющие трактор с плугом, и зорко смотрит в сторону аргентинской границы проходящей по фарватеру реки Уругвай. А может быть просто удивляется подтоплению пляжного сектора берега нынешним паводком.

Ещё несколько таких матрёшек оказалось на центральной площади Сан-Хавьер:



Название этой площади образцово двуязычное:



По масштабам этого городка с населением менее 2 тыс. жителей это просто площадь-парк: более гектара зелёных насаждений и гаревых дорожек с уютными скамейками. Причём и по периметру всё её окружение тоже богато большими деревьями. Занимает она квартал форматом примерно 110 на 110 метров - почти в самом географическом центре города, но при этом немного отодвинута от двух его главных проспектов: от Avenida General José Artigas метров на 40 к северу, а от Avenida Basílio Lubkov на те же 110 метров к востоку.



В центре центральной площади любого уругвайского города стоит памятник генерала Артигаса, и Сан-Хавьер тоже не стал исключением.

Есть на ней и панель с туристической картой Сан-Хавьер, так что более подробное знакомство с этим неординарным городком удобно начинать именно отсюда, из "рябинового сада".



По внутреннему периметру площади мы видим несколько памятных знаков установленных в какие-то круглые даты со дня основания Сан-Хавьер.

Скромное здание городской администрации размещается на северо-западном углу Площади Свободы:



А остальное хозяйство внешнего периметра площади ещё скромнее.

Если же пройтись по соседним кварталам не в направлении центральных улиц, а напротив - вглубь города, то можно встретить немало разнообразных знаков: матрёшки, подсолнухи, россиский триколор, контора адвокатов с русскими фамилиями, дистрибьютор минеральной воды под названием "Моя Мама". Успех местной волейбольной команды, однажды занявшей фантастическое для такого захолустья второе место в чемпионате страны, тоже отнесу к влиянию воронежских традиций.



"Моя Мама" была закрыта, но минеральная вод у меня с собой была. А вот в соседней булочной сумел прикупить вкусной выпечки, что просто меня спасло в тот день. При этом по-русски там никто не говорил, и название "Надежда" было написано только на испанском.

Но довольно петлять по второстепенным улицам, нужно же ещё основательно пройтись по главным "авенидам" города.

Уже в радиусе нескольких десятков метров от их пересечения видны два учреждения культуры. На магистральном участке проспекте Артигаса стоит "Клуб Победа" с библиотекой на втором этаже и с Музеем Иммигрантов во флигеле. А в тупиковой части проспекта Василия Лубкова с 2008-го года имеется Музей "Белый Дом", оказавшимся достопримечательностью №3 в Сан-Хавьер:



Достучаться ни в один из них не сумел, и не нашёл никаких табличек с режимом работы. Порасспрашивал в соседнем магазинчике и в полицейском участке что обнаружился напротив "Победы", но информация была получена не очень чёткая: типа "в сезон отпусков и в праздничные дни всё открывается почаще". Ясное дело, мой приезд это ещё не наплыв туристов, которые едут сюда в основном на рыбалку, и в периоды когда из Монтевидео не выезжает только ленивый.

Идём теперь по градообразующему Проспекту Лубкова (Avenida Basílio Lubkov) на север.

Уже на первом квартальчике, до того самого Сквера Основателей в котором закончился первый рассказ, уместились не только единственная автозаправка города, но и другие столпы сферы услуг:



Супермаркет "Миша" работал активно, а ресторан "На здоровье" был наглухо закрыт.

На следующих двух кварталах ничего такого масштабного не встретилось, но зато обнаружилось много интересных декоративных деталей.



Далее застройка уже не такая плотная, но ближе к окраине на Проспекте Василия Лубкова проявляются два маяка:



Это культурный центр им. Максима Горького и католическая церковь с уругвайким флагом перед фасадом.

Ну а самым симпатичным строением на всей километровой магистрали мне показалось вот это:


"Дедушка" написано безупречно, а "бабушка" уже с акцентом.

У самой черты города есть ещё домик в котором торгуют мёдом, а также "общественный мангал" - уругвайцы любят коллективно побаловаться запечёной на углях говядиной и бараниной.



Далее проспект становится дорогой местного значения ведущей вдоль берега реки в северном направлении - открытом для посещения туристами и богатом как хуторами, так и зонами отдыха.  Дорога названа именем врача Владимира Рослика (Vladimir Andrés Roslik Bichkov, 1941-1984), уроженца этого городка. Он получил образование в СССР, в московском Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (в период 1962-1969), а после возвращения в Уругвай в  вступил в тамошнюю компартию. Во времена военной диктатуры (1973-1985) отношение ко всем этническим русским было немногим лучше чем в СССР к поволжским немцам в разгар ВОВ. А уж члены компартии попали под особое подозрение в шпионаже. Рослика в эти годы трижды арестовывали и допрашивали по нескольку дней, а потом отпускали. Но в последний раз отпустили уже бездыханным, и он прославился тем, что стал последней жертвой, скончавшейся от пыток в период этой самой в целом не особо кровавой диктатурки (скончавшейся несколько месяцев спустя). 

Ну а теперь вернёмся в город по другой дороге, по главному пути от основного прибрежного шоссе. Её 13-й километровый столбик находится как раз в начале Avenida Genegal José Artigas. Глядя из города видим что справа от дороги начинается прибрежный национальный парк, который тянется к югу от Сан-Хавьер на несколько десятков километров, до другого экзотического городка с названием Nuevo Berlin.



А заходя в город сразу за воротами видим тематическую роспись на стене магазинчика - она появилась перед чемпионатом мира по футболу 2018-го года, который проводился в России. Кстати, за пять часов проведённых в Сан-Хавьер мне удалось единственный раз пообщаться на русском с местным жителем - именно в этом магазине с его хозяином-продавцом.

Дальше вдоль этого проспекта тоже красочно, тематические росписи и надписи на русском балуют глаз.



На нижнем ряду коллажа кириллицы нет, но домик выглядит как-то по воронежски, а исторический колодец выкопан самими основателями  города.

На следующем квартал сгруппировались несколько неболших "турбаз". Название у одной из них очень классное: "Валерка Дом".



Другая названа в честь подсолнухов, а третья безымянная, но мобильные телефоны владельцев указаны у каждой.

Вот мы и вернулись к перекрёстку слева от которого находится новоизраильский храм "Собрание" (см. достопримечательность №1 в первом репортаже). На углу стоит монумент матери с ребёнком, а за ним другие памятные штуковины, а также самый ухожнный из культурных центров города



Плавн переходим к теме транспорта: ещё не доходя до этого угла видим автобусную остановку, тоже с тематической росписью в честь футбольного ЧМ-2018.

Расписание компании PLAMA хилое и нечёткое: только с пересадкой, и только по вторникам и четвергам ("(х)уэвес" означает "четверг", и ничего больше), и во сколько именно не очень-то и разберёшь. Вот такая связь с городом Fray Bentos, центром здешнего Departamento Rio Negro (расстояние 93 км). Но не будем забывать, что Сан-Хавьер насчитывает не более 2 тыс. жителей, да и сам Фрай-Бентос тоже невелик - 24 тыс., а между ними в основном заповедник.

Но всё не так уж и грустно, ведь будь этот вариант эксклюзивным, мне никак бы не удалось попасть в Сан-Хавьер в той поездке.

Более интенсивную линию обслуживает другая компания, и у нее есть не только остановка, но и кассовый домик с парой скамеечек для ожидания под внешним навесом, и ещё с парой внутри:



Находится этот главный терминал в тупиковой части Avenida Basílio Lubkov, в одном квартале от главного перекрёстка города в южном направлении -  как раз в тылу у музея "Белый Дом".

Вот этот автобус компании SABELIN привёз меня из Пайсанду (отправление в 13:30, почти час пути). Кроме него ещё есть ещё и два других ежедневных: в 4:30 и в 17:00.



Причём все они идут из Пайсанду в Монтевидео, но забегают на 14 км в бок, чтобы обеспечить связь этого городка Сан-Хавьер с "Большой Землёй". И при этом не заходят в ни в "Новый Берлин" (9 км от шоссе), ни в тот же Фрай-Бентос (срезают путь через Мерседес, где при необходимости можно сделать пересадку - линии Фрай-Бентос - Мерседес и Фрай-Бентос - Мерседес - Монтевидео обслуживают другие компнии).  Как объяснить этот парадокс? Фамилией, написанной на борту автобусов этой компании - она уже мелькнула на двух коллажах в первой части: (1) со списком переселенцев, (2) с памятниками на кладбище Сан-Хавьер.

Осталось добавить что в направлении Монтевидео - Мерседес - Пайсанду остановка в Сан-Хавьер приходится на утренние часы (как минимум два рейса) и на 19:20 вечера. Вечерний автобус Сабелина и увозил меня обратно в Пайсанду, он работает по принципу стыковки - с пересадкой на перекрёстке шоссе.

Уточнить действующие расписание и тарифы можно по сайту AGENCIA CENTRAL - CHADRE - SABELIN

Комментариев нет:

Отправить комментарий