понедельник, 25 октября 2021 г.

По следам собственной тени. 1.1. Полёты над новой мечтой

По следам собственной тени
Виктор Пастухов, набросок небольшой книжки о путешествиях и не только

Часть 1. Очарование неинтуристической Аргентины

1.1. Полёты над новой мечтой

Считается что для жителей бразильского штата Сан-Паулу, сумевших в своей жизни посетить столицы хотя бы трёх стран, именно Буэнос-Айрес чаще всего открывает список этих трофеев, а федеральная столица собственно Бразилии обычно оказывается на третьем месте, пропустив вперёд ещё и Париж. Но у нас всё не как у людей: сначала основательно освоили Москву (ну и без визитов в конкурирующий с ней по части столичности Ленинград - Петербург тоже не обошлось), потом побывали в Бразилиа, далее отметились не только в Париже, но и в нескольких других западноевропейских столицах, и даже на южноамериканском театре уже успели развернуться пошире большинства туземцев, познакомившись как с высокогорной боливийской столицей Ла-Пас, так и с уругвайским оппонентом или дополнением  Буэнос-Айреса - Монтевидео. Так что наша южноамериканская тройка уже сформирована, и Буэнос-Айрес в неё вообще не попал, а теперь вот ещё и четвёртая позиция буквально уходит у него из-под носа, и достанется она Сантьяго. 

Дело было в мае 2012-го, мы тогда отчаянно пытались хоть как-то употребить подлежавшие списанию уже в ближайшие месяцы бонусные баллы авиакомпании "ТАМ", и вдруг увидели что на какие-то даты их как раз хватает до Буэнос-Айреса и обратно: сказочный тариф всего лишь по 4 тыс. за сегмент на каждого пассажира. Разумеется, вовсе не на праздничные дни, но мне в тот период удавалось свято соблюдать важнейший жизненный принцип: "работ должно быть как минимум две, но не более четырёх, и каждая из них должна твёрдо знать что она не главная", поэтому организовать расширенные выходные с пятницы по понедельник удавалось почти под каждое достойное того мероприятие. Так что берем бесплатные билеты в Буэнос-Айрес! Ну, конечно, не совсем бесплатные: небольшие сборы аэропортов пришлось записать себе в долг по кредитной карточке, поскольку других вариантов их оформления просто не предлагается. Но в последний момент из чистого любопытства просчитали ещё несколько возможных направлений, и вдруг оказалось что реальный радиус действия нашего остатка бонусных баллов ещё более грандиозен: из Сан-Паулу в те же даты и на тех же условиях можно слетать ещё и в Сантьяго. А это не только дальше и дольше - четыре часа вместо трёх, но в те годы было ещё и существенно дороже в случае оплаты деньгами. Так что мы быстренько скорректировали фокус поездки, а Буэнос-Айрес, ввиду его относительной доступности, и даже банальности в наших кругах, снова отложили на какой-то другой раз.  Ведь туда и рейсов намного больше, и недорогие туры различного формата продаются массово, и даже автобусом можно докатить всего лишь часов за тридцать, причем не менее полдороги мы уже пару раз охватывали в своих автомобильных маршрутах и начинали всерьёз задумываться об их продлении в ту сторону. 

Как говорится, "всё что ни делается, то к лучшему", причём особенно это верно в редакции с "не" вместо "ни". В данном случае "не сделалось" столичное начало нешапочного знакомства с большой и разнообразной страной Аргентина, и это оказалось очень даже полезно - раньше Буэнос-Айреса узнать и полюбить некоторые другие из её граней. Да, конечно, формально в Аргентине мы уже "как бы" бывали,  но регулярное посещение приграничного комплекса водопадов и соседнего городка пока не позволяло составить о ней достаточное представление. 

******

Но сейчас вместо намечавшегося авиадесанта в столичном аэропорту мы только пролетаем над несколькими другими провинциями этой страны по пути в Сантьяго. Вот как раз за окном - под крылом самолёта и начинается территория Аргентины, аккурат от пограничной реки Уругвай. Здесь мы смотрим вниз по течению реки, её левый берег бразильский, и легко узнаваемый на карте остров тоже - они относятся к муниципалитету Итаки самого южного штата Риу-Гранди-ду-Сул: 


А на правом берегу уже Аргентина - провинция Корриентес и конкретно департамент Хенераль-Альвеар. Согласно карте, города Итаки и Альвеар как раз прячутся под небольшими облаками что в правой верхней части снимка. 

Спрятались они там успешно поскольку и сами невелики: центр аргентинского департамента насчитывает всего лишь 8 тысяч жителей, а его более солидный бразильский сосед в пределах 40 тысяч. Моста между ними пока нет, хотя его строительство, так же как и ещё двух международных мостов Аргентина - Бразилия над рекой Уругвай, уже стоит на повестке дня. Нужно заметить, что из 1261 км границы между двумя странами сухопутный участок составляет всего лишь 25 км, а остальные речные, и большей частью (около семисот километров) именно по реке Уругвай. Река большая и многоводная: средний расход воды 5500 кубометров в секунду, что в Европе соответствовало бы третьему месту - между Дунаем и Печорой, и действующих мостов этой между двумя странами сейчас всего лишь два, а кроме них есть четыре паромные переправы с погранконтролем, таможнями и прочим. Ну а всего таких погранпереходов насчитывается десяток - кроме этих шести есть один сухопутный и ещё три по мостам над рекой Игуасу, около тех самых водопадов (Встречи с Глоткой Дьявола) и над её притоком.   

Начало получается вдохновляюшее, и вот она, первая фишка для мотивации будущих поездок. Вернее, две: 1) река Уругвай, на берегах которой хочется побывать в самых разных местах начиная с водопада Юкума, а также 2) погранпереходы между Бразилией и Аргентиной - надо бы задействовать хотя бы некоторые из оставшихся девяти, включая как минимум один паромный. 

Ах да, немногим более года назад уже видел реку Уругвай и поближе - из окна рейсового автобуса по пути к самому южному из Памятников ЮНЕСКО в Бразилии, Сан-Мигел-дас-Миссоэс. Но это было на границе между бразильскими штатами Санта-Катарина и Риу-Гранди-ду-Сул и очень уж мимолётно, поэтому послужило только апперитивом. Да и к Юкума в тот раз выдвинуться не удалось. 

Немного отступая от темы этого рассказа, доложу что не прошло и года, как доехал-таки на машине и до этого уникального продольного водопада, а по пути оттуда к Игуасу ещё и воспользовался наземным погранпереходом, вот  хроника этой вылазки в январе 2013-го с парой друзей: Водопады Юкума и Игуасу. Потом в конце 2016-го мы вдвоём с супругой переправились в Аргентину на пароме через реку Уругвай: Porto Mauá - Alba Posse, но уже пешим порядком и на другом участке реки Уругвай. А в августе 2018-го проехался в одиночку и по уругвайскому берегу реки Уругвай, неожиданно для себя повстречав там вот такую диковину: Подсолнечно-матрёшечная экзотика городка Сан-Хавьер.

Ну а пока мы летим дальше над Аргентиной и ещё минут двадцать не видим там ничего приметного - только зелень почти плоской пампы и небольшие водоёмы. А потом на горизонте плавно проявляется самый главный ориентир всей территории от Атлантики до Анд, и вскоре он уже прямо под нами:   


Мощнейшая река Парана, она не может не впечатлять даже при беглом посещении места впадения в неё известного притока Игуасу или при пересечении её по мосту между Бразилией и Парагваем в десятке километров выше по течению. Ну а если в комплект экскурсий вокруг водопадов Игуасу войдёт также и посещение Итайпу - крупнейшей ГЭС планеты, расположенной ещё в десятке километров к северу, то это будет просто незабываемо. 
 
Городок Эскина на её берегах тут кажется мелким, но это тоже центр одного из департаментов всё той же провинции Корриентес, и он уже покрупнее - под 20 тыс. жителей. Это наводит на мысль о том что и сам город Корриентес, и несколько других провинциальных центров Аргентины, и совсем большой город Росарио славятся своими набережными реки Парана и видами её просторов со своих прибрежных холмов, так что это уже фишка номер 3) по берегам реки Парана стоит поездить при каждой такой возможности - как Аргентине, так и в Бразилии, а заодно и с парагвайской стороны тоже. До сих пор у меня были кое-какие достижения по этой части в Бразилии и в Парагвае, так что сейчас наиболее актуальна именно аргентинская часть, и она уже совсем в тему - начнётся уже вскоре этого полёта. 

... Потом достаточно долго летели над плотной облачностью, она тянулась с полтысячи километров и почти полностью скрыла интересную провинцию Кордова, включая ей большую столицу. После которой в просвете всё же показались приметные горы, но о них мы ещё вспомним на обратном пути из Сантьяго. А ещё через полчаса почти что марсианских пейзажей видим свою тень на фоне другого крупного населённого пункта: 


Как оказалось, это южные пригороды Мендоса, четвёртого величине города Аргентины, после упомянутых выше Буэнос-Айреса, Кордовы и Росарио, и к тому же ещё её "винной столицы". Мы сейчас летим прямо над его центром, и это, конечно же тоже фишка, уже номер 4) Мендоса и регион, потом поглядим чем он ещё славится. 


А вот они и Анды! Правда, почти полностью укрытые облаками. Но где-то тут аргентинская тематика уже плавно сменяется чилийской...

******

Трое суток до обратного вылета мы провели просто замечательно, и даже не забыли отчитаться: В Сантьяго на выходные. Один из дней посвятили выезду в соседний порт Вальпараисо, и его историческая часть стала главным трофеем поездки, добавив ещё один плюсик в мой генплан тематических путешествий "Памятники ЮНЕСКО в Южной Америке"  

И вот уже летим обратно, снова днём и снова на большом В777, точно так же выбрав места с теневой стороны и подальше от крыла. Т.е. уже почти в хвосте, где салон сужается, и компоновка 3+3+3 сменяется на более уютную 2+3+2, так что все кресла от окна до прохода наши. 

Виды на Анды в этот раз были совсем безоблачные и снимков сделал кучу, но покажу здесь только один.


Наверное, это уже в Аргентине, а Чили теперь остаётся позади.

Город Мендоса в этот раз не проявился совсем, а вот марсианские пейзажи на последующем участке были уже узнаваемы. Как и та самая горная гряда уже поближе к Кордове, причём сейчас наша тень инспектирует её вплотную.   


Городок Мина-Клавера что на первом плане сам по себе не особо примечателен, но вот в отрогах примыкающего к нему плато на карте проявляется забавная вещь: национальный парк "Quebrada del condorito",  и это не только самый восточный ареал обитания большущих птиц, но и место где их можно относительно легко понаблюдать.  

А ещё через несколько минут показалась и столица провинции Кордова: 


Уже сама прямоугольная планировка этого города вызывает прилив симпатии, а последующий анализ увиденного с помощью карты и справочников показал что он очень даже зачётный: там и большие парки, и интересные музеи и солидная архитектура. Причём самый-самый центральный квартал сохранился почти таким как его построили посланники Ордена Иисуса ("иезуиты"), и он давно занесён в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, да ещё и в комплекте с несколькими хозяйствами иезуитов расположенными в радиусе 40-70 км. Ну вот она и самая главная пока фишка, хотя и регистрирую ей уже под номером 5) исторический центр города Кордова и хотя бы одно из хозяйств иезуитов в привинции Кордова, ну и местные кондоры к ним впридачу. И вот это уже срочно!

После Кордовы и до самой поймы Параны больше двадцати минут летели над вот такой геометрически правильной Аргентиной:


Идеальная плоскость, абсолютно прямые шоссе с блеском асфальта, равномерная сеть нанизанных на них небольших городков, некоторые из которых уже заполучили дуги обводных дорог, и поля, поля, поля... И это тоже показалось интересным и заслуживающим личного знакомства.

Реку Парана теперь удалось разглядеть в большей перспективе:


Крупнейшая река Южной Америки за пределами бассейна Амазонки и Ориноко это тоже феномен: она несёт в Мировой Океан примерно столько же воды сколько Енисей или Лена, а в Европе ничего подобного и нет.

Потом мы увидели и всё тот же городок Эскина, но его снимок едва ли заслуживает почти точного повтора. 

А вот повтор того же самого участка пограничной реки Уругвай будет интересен:  


Тут мы можем воочию убедиться в существовании городов Альвеар (Аргентина, на правом берегу) и Итаки (соответственно Бразилия и на левом), и подтвердить свой интерес к международным паромным переправам через эту реку.

Эта полоса облачности тянулась только вдоль реки, потом мы отлично разглядели несколько уже знакомых мест в северо-западной части штата Риу-Гранди-ду-Сул, включая так понравившися мне Санту-Анжелу. На границе со штатом Санта-Катарина река Уругвай уже заметно уже и очень извилистая, это почти что её верховья. 

Ну а дальше были уже только облака, и это тоже оказалось кстати, во всяком случае для нашей теневой стороны.  Расстояние до их насыщенной влагой поверхности постоянно менялось и мы получили очень красивое зрелище из теней нашего В777 и радужных ореолов вокруг. 


На большом удалении тень и вовсе не рассмотришь, но ореол по имени "глория" ясно указывает её координаты.


Ну а тут уже они прямо-таки на равных правах выступают.


Это уже другая крайность: самая крупная из теней переросла все мыслимые размеры. А сколько их тут проявляется даже и не сосчитать, да и с "глориями" тоже богато. 

И всё это было в восхитительной динамике, так что мы получили огромный прилив позитивных эмоций. И лично мне это послужило как убедительный знак: примеченные в ходе этого полёта места действительно заслуживают визита, и в ближайшее время он обязательно состоится. 

...По следам собственной тени. Пролог и оглавление

Комментариев нет:

Отправить комментарий