Виктор Пастухов, набросок небольшой книжки о путешествиях и не только
Часть 1. Очарование неинтуристической Аргентины
1.1. Полёты над новой мечтой
Считается что для жителей бразильского штата Сан-Паулу, сумевших в своей жизни посетить столицы хотя бы трёх стран, именно Буэнос-Айрес чаще всего открывает список этих трофеев, а федеральная столица собственно Бразилии обычно оказывается на третьем месте, пропустив вперёд ещё и Париж. Но у нас всё не как у людей: сначала основательно освоили Москву (ну и без визитов в конкурирующий с ней по части столичности Ленинград - Петербург тоже не обошлось), потом побывали в Бразилиа, далее отметились не только в Париже, но и в нескольких других западноевропейских столицах, и даже на южноамериканском театре уже успели развернуться пошире большинства туземцев, познакомившись как с высокогорной боливийской столицей Ла-Пас, так и с уругвайским оппонентом или дополнением Буэнос-Айреса - Монтевидео. Так что наша южноамериканская тройка уже сформирована, и Буэнос-Айрес в неё вообще не попал, а теперь вот ещё и четвёртая позиция буквально уходит у него из-под носа, и достанется она Сантьяго.
А вот они и Анды! Правда, почти полностью укрытые облаками. Но где-то тут аргентинская тематика уже плавно сменяется чилийской...
Городок Мина-Клавера что на первом плане сам по себе не особо
примечателен, но вот в отрогах примыкающего к нему плато на карте
проявляется забавная вещь: национальный парк "Quebrada del
condorito", и это не только самый восточный ареал обитания большущих
птиц, но и место где их можно относительно легко понаблюдать.
Тут мы можем воочию убедиться в существовании городов Альвеар (Аргентина,
на правом берегу) и Итаки (соответственно Бразилия и на левом), и подтвердить свой интерес к международным паромным переправам через эту реку.
На большом удалении тень и вовсе не рассмотришь, но ореол по имени
"глория" ясно указывает её координаты.
Это уже другая крайность: самая крупная из теней переросла все мыслимые размеры. А сколько их тут проявляется даже и не сосчитать, да и с "глориями" тоже богато.
...По следам собственной тени. Пролог и оглавление
Считается что для жителей бразильского штата Сан-Паулу, сумевших в своей жизни посетить столицы хотя бы трёх стран, именно Буэнос-Айрес чаще всего открывает список этих трофеев, а федеральная столица собственно Бразилии обычно оказывается на третьем месте, пропустив вперёд ещё и Париж. Но у нас всё не как у людей: сначала основательно освоили Москву (ну и без визитов в конкурирующий с ней по части столичности Ленинград - Петербург тоже не обошлось), потом побывали в Бразилиа, далее отметились не только в Париже, но и в нескольких других западноевропейских столицах, и даже на южноамериканском театре уже успели развернуться пошире большинства туземцев, познакомившись как с высокогорной боливийской столицей Ла-Пас, так и с уругвайским оппонентом или дополнением Буэнос-Айреса - Монтевидео. Так что наша южноамериканская тройка уже сформирована, и Буэнос-Айрес в неё вообще не попал, а теперь вот ещё и четвёртая позиция буквально уходит у него из-под носа, и достанется она Сантьяго.
Дело было в мае 2012-го, мы тогда отчаянно пытались хоть как-то употребить
подлежавшие списанию уже в ближайшие месяцы бонусные баллы авиакомпании "ТАМ",
и вдруг увидели что на какие-то даты их как раз хватает до Буэнос-Айреса и
обратно: сказочный тариф всего лишь по 4 тыс. за сегмент на каждого пассажира.
Разумеется, вовсе не на праздничные дни, но мне в тот период удавалось свято
соблюдать важнейший жизненный принцип: "работ должно быть как минимум две, но
не более четырёх, и каждая из них должна твёрдо знать что она не главная",
поэтому организовать расширенные выходные с пятницы по понедельник удавалось
почти под каждое достойное того мероприятие. Так что берем бесплатные билеты в
Буэнос-Айрес! Ну, конечно, не совсем бесплатные: небольшие сборы аэропортов
пришлось записать себе в долг по кредитной карточке, поскольку других
вариантов их оформления просто не предлагается. Но в последний момент из
чистого любопытства просчитали ещё несколько возможных направлений, и вдруг
оказалось что реальный радиус действия нашего остатка бонусных баллов ещё
более грандиозен: из Сан-Паулу в те же даты и на тех же условиях можно слетать
ещё и в Сантьяго. А это не только дальше и дольше - четыре часа вместо трёх,
но в те годы было ещё и существенно дороже в случае оплаты деньгами. Так что
мы быстренько скорректировали фокус поездки, а Буэнос-Айрес, ввиду его
относительной доступности, и даже банальности в наших кругах, снова отложили
на какой-то другой раз. Ведь туда и рейсов намного больше, и недорогие
туры различного формата продаются массово, и даже автобусом можно докатить
всего лишь часов за тридцать, причем не менее полдороги мы уже пару раз
охватывали в своих автомобильных маршрутах и начинали всерьёз задумываться об
их продлении в ту сторону.
Как говорится, "всё что ни делается, то к лучшему", причём особенно это
верно в редакции с "не" вместо "ни". В данном случае "не сделалось"
столичное начало нешапочного знакомства с большой и разнообразной страной
Аргентина, и это оказалось очень даже полезно - раньше Буэнос-Айреса узнать
и полюбить некоторые другие из её граней. Да, конечно, формально в Аргентине
мы уже "как бы" бывали, но регулярное посещение приграничного
комплекса водопадов и соседнего городка пока не позволяло составить о ней
достаточное представление.
******
Но сейчас вместо намечавшегося авиадесанта в столичном аэропорту мы только
пролетаем над несколькими другими провинциями этой страны по пути в
Сантьяго. Вот как раз за окном - под крылом самолёта и начинается территория
Аргентины, аккурат от пограничной реки Уругвай. Здесь мы смотрим вниз по
течению реки, её левый берег бразильский, и легко узнаваемый на карте остров
тоже - они относятся к муниципалитету Итаки самого южного штата
Риу-Гранди-ду-Сул:
А на правом берегу уже Аргентина - провинция Корриентес и конкретно
департамент Хенераль-Альвеар. Согласно карте, города Итаки и Альвеар как раз
прячутся под небольшими облаками что в правой верхней части снимка.
Спрятались они там успешно поскольку и сами невелики: центр аргентинского
департамента насчитывает всего лишь 8 тысяч жителей, а его более солидный
бразильский сосед в пределах 40 тысяч. Моста между ними пока нет, хотя его
строительство, так же как и ещё двух международных мостов Аргентина -
Бразилия над рекой Уругвай, уже стоит на повестке дня. Нужно заметить, что
из 1261 км границы между двумя странами сухопутный участок составляет всего
лишь 25 км, а остальные речные, и большей частью (около семисот километров)
именно по реке Уругвай. Река большая и многоводная: средний расход воды 5500
кубометров в секунду, что в Европе соответствовало бы третьему месту - между
Дунаем и Печорой, и действующих мостов этой между двумя странами сейчас
всего лишь два, а кроме них есть четыре паромные переправы с
погранконтролем, таможнями и прочим. Ну а всего таких погранпереходов
насчитывается десяток - кроме этих шести есть один сухопутный и ещё три по
мостам над рекой Игуасу, около тех самых водопадов (Встречи с Глоткой Дьявола) и над её притоком.
Начало получается вдохновляюшее, и вот она, первая фишка для
мотивации будущих поездок. Вернее, две: 1) река Уругвай, на берегах
которой хочется побывать в самых разных местах начиная с водопада Юкума, а
также 2) погранпереходы между Бразилией и Аргентиной - надо бы
задействовать хотя бы некоторые из оставшихся девяти, включая как минимум
один паромный.
Ах да, немногим более года назад уже видел реку Уругвай и поближе - из окна
рейсового автобуса по пути к самому южному из Памятников ЮНЕСКО в
Бразилии, Сан-Мигел-дас-Миссоэс. Но это было на границе между бразильскими штатами Санта-Катарина и
Риу-Гранди-ду-Сул и очень уж мимолётно, поэтому послужило только
апперитивом. Да и к Юкума в тот раз выдвинуться не удалось.
Немного отступая от темы этого рассказа, доложу что не прошло и года, как
доехал-таки на машине и до этого уникального продольного водопада, а по пути
оттуда к Игуасу ещё и воспользовался наземным погранпереходом, вот
хроника этой вылазки в январе 2013-го с парой друзей:
Водопады Юкума и Игуасу. Потом в конце 2016-го мы вдвоём с супругой переправились в Аргентину на пароме через реку Уругвай: Porto Mauá - Alba Posse, но уже пешим порядком и на другом участке реки Уругвай. А в августе
2018-го проехался в одиночку и по уругвайскому берегу реки Уругвай, неожиданно для себя повстречав там вот такую диковину:
Подсолнечно-матрёшечная экзотика городка Сан-Хавьер.
Ну а пока мы летим дальше над Аргентиной и ещё минут двадцать не видим там
ничего приметного - только зелень почти плоской пампы и небольшие водоёмы. А
потом на горизонте плавно проявляется самый главный ориентир всей территории
от Атлантики до Анд, и вскоре он уже прямо под нами:
Мощнейшая река Парана, она не может не впечатлять даже при беглом посещении
места впадения в неё известного притока Игуасу или при пересечении её по
мосту между Бразилией и Парагваем в десятке километров выше по течению. Ну а
если в комплект экскурсий вокруг водопадов Игуасу войдёт также и
посещение Итайпу - крупнейшей ГЭС планеты, расположенной ещё в десятке километров к северу, то это будет просто
незабываемо.
Городок Эскина на её берегах тут кажется мелким, но это тоже центр одного из
департаментов всё той же провинции Корриентес, и он уже покрупнее - под 20
тыс. жителей. Это наводит на мысль о том что и сам город Корриентес, и
несколько других провинциальных центров Аргентины, и совсем большой город
Росарио славятся своими набережными реки Парана и видами её просторов со
своих прибрежных холмов, так что это уже фишка номер
3) по берегам реки Парана стоит поездить при каждой такой возможности
- как Аргентине, так и в Бразилии, а заодно и с парагвайской стороны тоже.
До сих пор у меня были кое-какие достижения по этой части в Бразилии и в
Парагвае, так что сейчас наиболее актуальна именно аргентинская часть, и она
уже совсем в тему - начнётся уже вскоре этого полёта.
... Потом достаточно долго летели над плотной облачностью, она тянулась с
полтысячи километров и почти полностью скрыла интересную провинцию Кордова,
включая ей большую столицу. После которой в просвете всё же показались
приметные горы, но о них мы ещё вспомним на обратном пути из Сантьяго. А ещё
через полчаса почти что марсианских пейзажей видим свою тень на фоне другого
крупного населённого пункта:
Как оказалось, это южные пригороды Мендоса, четвёртого величине города
Аргентины, после упомянутых выше Буэнос-Айреса, Кордовы и Росарио, и к тому
же ещё её "винной столицы". Мы сейчас летим прямо над его центром, и это,
конечно же тоже фишка, уже номер 4) Мендоса и регион, потом поглядим
чем он ещё славится.
А вот они и Анды! Правда, почти полностью укрытые облаками. Но где-то тут аргентинская тематика уже плавно сменяется чилийской...
******
Трое суток до обратного вылета мы провели просто замечательно, и даже не
забыли отчитаться: В Сантьяго на выходные. Один из дней посвятили выезду в соседний порт Вальпараисо, и его
историческая часть стала главным трофеем поездки, добавив ещё один плюсик в
мой генплан тематических путешествий
"Памятники ЮНЕСКО в Южной Америке"
И вот уже летим обратно, снова днём и снова на большом В777, точно так же
выбрав места с теневой стороны и подальше от крыла. Т.е. уже почти в
хвосте, где салон сужается, и компоновка 3+3+3 сменяется на более уютную
2+3+2, так что все кресла от окна до прохода наши.
Виды на Анды в этот раз были совсем безоблачные и снимков сделал кучу, но
покажу здесь только один.
Город Мендоса в этот раз не проявился совсем, а вот марсианские пейзажи на
последующем участке были уже узнаваемы. Как и та самая горная гряда уже
поближе к Кордове, причём сейчас наша тень инспектирует её вплотную.
А ещё через несколько минут показалась и столица провинции
Кордова:
Потом мы увидели и всё тот же городок Эскина, но его снимок едва ли
заслуживает почти точного повтора.
Уже сама прямоугольная планировка этого города вызывает прилив
симпатии, а последующий анализ увиденного с помощью карты и
справочников показал что он очень даже зачётный: там и большие парки,
и интересные музеи и солидная архитектура. Причём самый-самый
центральный квартал сохранился почти таким как его построили
посланники Ордена Иисуса ("иезуиты"), и он давно занесён в список
Всемирного Наследия ЮНЕСКО, да ещё и в комплекте с несколькими
хозяйствами иезуитов расположенными в радиусе 40-70 км. Ну вот она и
самая главная пока фишка, хотя и регистрирую ей уже под номером
5) исторический центр города Кордова и хотя бы одно из хозяйств
иезуитов в привинции Кордова, ну и местные кондоры к ним впридачу. И вот это уже срочно!
После Кордовы и до самой поймы Параны больше двадцати минут летели над
вот такой геометрически правильной Аргентиной:
Идеальная плоскость, абсолютно прямые шоссе с блеском асфальта,
равномерная сеть нанизанных на них небольших городков, некоторые из
которых уже заполучили дуги обводных дорог, и поля, поля, поля... И это
тоже показалось интересным и заслуживающим личного знакомства.
Реку Парана теперь удалось разглядеть в большей перспективе:
Крупнейшая река Южной Америки за пределами бассейна Амазонки и Ориноко это тоже феномен: она несёт в Мировой Океан примерно столько же
воды сколько Енисей или Лена, а в Европе ничего подобного и нет.
А вот повтор того же самого участка пограничной реки Уругвай будет
интересен:
Эта полоса облачности тянулась только вдоль реки, потом мы отлично
разглядели несколько уже знакомых мест в северо-западной части штата
Риу-Гранди-ду-Сул, включая так понравившися мне
Санту-Анжелу. На границе со штатом Санта-Катарина река Уругвай уже заметно уже и
очень извилистая, это почти что её верховья.
Ну а дальше были уже
только облака, и это тоже оказалось кстати, во всяком случае для нашей теневой
стороны. Расстояние до их насыщенной влагой поверхности постоянно
менялось и мы получили очень красивое зрелище из теней нашего В777 и
радужных ореолов вокруг.
Это уже другая крайность: самая крупная из теней переросла все мыслимые размеры. А сколько их тут проявляется даже и не сосчитать, да и с "глориями" тоже богато.
И всё это было в восхитительной динамике, так что мы получили огромный
прилив позитивных эмоций. И лично мне это послужило как убедительный знак:
примеченные в ходе этого полёта места действительно заслуживают визита, и в
ближайшее время он обязательно состоится.
...По следам собственной тени. Пролог и оглавление
Комментариев нет:
Отправить комментарий