воскресенье, 16 августа 2020 г.

Она рисовала свою боль

Tamarita - из путешествия За гранью неуверенности (Мексика, 2016)

То, что мексиканцы бережно относятся к своему наследию, неоспоримо, но современная история их заботит не меньше. Дом-Музей Фриды Кало является ярким доказательством этому. Находится он в старом районе Мехико Кайокан, и приехала сюда снова на метро. Вышла на одноимённой станции, попетляла по переулкам и оказалась у Голубого дома с длинной очередью чуть не в километр.


Такая постановка вопроса меня озадачила, если не удивила. Такую очередь я видела только к нам в мавзолей Ленина! Недоуменно спросила у очереди:
- Что здесь происходит?
- В очереди стоим?
- Куда?
- В музей.
Не менее удивительным было то, что почти все желающие попасть в музей оказались мексиканцы! Я подумала, что не в тот день пришла, но меня заверили, что такая очередь здесь всегда. Я уже отвыкла от стояния в очередях, а тут пришлось встать. Если сами мексиканцы стоят в километровой очереди, то они это делают не зря, и увижу я там нечто необычное, а может быть поразительное.

Солнце уже поднималось, очередь плотно прижалась к бетонной ограде в узкую тень, которая уже вот-вот исчезнет. Я подумала: «А что я знаю о Фриде Кало?». Почти ничего. Женщина-инвалид является знаменитым художником в Мексике и её жизнь была плотно связана с нашей революцией и Львом Троцким, но, если сегодня я узнаю об этом больше, то день для меня прошёл с пользой. Как-то незаметно под такие мысли очередь оказалась в тени деревьев и ждать стало заметно легче.

Когда я поднялась на ступеньку при входе, то сразу обратила внимание на развешенные по стенам объёмные фигуры в рост человека из крашеной бумаги и папье-маше в виде скелетов и персонажей фильмов ужасов. Стала ясна тема. А потом предложили купить билет в два с лишним раза дороже билета в Антропологический музей, где можно ходить и смотреть целый день, и билета в древний город Теотиуакан, где так же по городу гулять можно до вечера, при этом увидеть много интересных мест. После билета потребовали отдельную оплату за съёмку чуть меньше основного билета. Всё это было как-то очень непонятно. Что мне собирались показать почти за тысячу наших денег?

Строем прошли через турникет, а потом тем же строем прошествовали по дому из комнаты в комнату великой художницы.



Задерживаться нигде не разрешалось, а возвращаться тем более. Потом был сад с цветами и доколумбовыми реликвиями в виде статуй и бюстов,



маленький зрительный зал на террасе, где крутили фильм о Фриде Кало. Кстати, там меня пробила слеза, и, в общем-то, всё. После этого можно было задержаться за столиком с освежающими напитками, которые продавали внутри сада, и культурно покинуть территорию. На весь музей ушло чуть более часа времени, я посчитала всё это дело за надувательство и вымогательство. Мне даже не стыдно за эти слова, я не меркантильна, я за разумные платы, за то, чтобы наши деньги были в балансе с купленным товаром. Когда я спросила сотрудников, почему так мало картин в музее, даже почти совсем нет, а только лишь рисунки на скорую руку и несколько автопортретов, то мне ответили, что все картины великой женщины находятся в художественных музеях мира, а здесь всего лишь несколько десятков рисунков на листках бумаги.


Но как-бы дорого устроители семейного музея не пытались продать быт Фриды и её супруга Диего Риверы, эта семья заслуживает того, чтобы о ней знать и говорить. В первую очередь хочется говорить о Фриде, хотя её супруг Диего в таланте художника совсем ей не уступал. Но трагическая судьба мексиканской художницы оказалось столь короткой, яркой и нашумевшей ещё при жизни, что тогда уже о ней говорили все.


Фрида Кало умерла в 47 лет в 1954 году. Здесь, в её спальне и на её кровати, находится прах женщины, которая стала легендой для своей страны. Урна с прахом сделана в форме маски лица умершей, которую сняли с неё посмертно.


Почти всю свою жизнь художница провела в постели. Ещё в детстве ей сильно не повезло. Она переболела полиомиелитом и получила осложнение на правую ногу, которая перестала расти. Появилась хромота, но её ещё можно было стерпеть, если бы не последующие беды. В 17 лет автобус, в котором ехала, столкнулся с трамваем, и девочка с переднего сиденья получила травмы, казалось бы, несовместимые с жизнью. Тройной перелом позвоночника, ключицы, рёбер, тазовых костей, 11 переломов больной ноги, полностью раздробленная стопа и проткнутый низ живота металлическим перило – таким оказался набор травм. Как можно было выжить? А она выжила. Через год встала, но боль её уже никогда не покидала. Для того, чтобы двигаться, она использовала всевозможные жёсткие корсеты на ремешках и протезы для больной ноги, даже сидеть в инвалидном кресле без корсета было невозможно.

Целая экспозиция протезов и длинных платьев выставлена в отдельной комнате. Фрида была модница и обладала хорошим вкусом. При встрече с коллегами или на официальных раутах тщательно маскировала свои физические недостатки и скрывала боль за улыбкой. Те, кто её не знал, даже не догадывались, что терпела эта женщина во время светской беседы с ними. Наверное, её боль была ни с чем несоизмерима, поэтому она большую часть времени проводила в постели. Но жажда жизни, железная воля и безмерная потребность создавать сделали своё великое дело – они создали незаурядную личность, о которой заговорил мир. Ещё в тяжёлый период после аварии над кроватью Фриды висело зеркало по её же желанию. Ей казалось, что так она видит мир, но видела только себя замурованную в гипс. Попробовала нарисовать то, что видела, и получился автопортрет.


Дальше – больше. Стали рождаться рисунки наполненные страданием и болью. Именно боль ей пришлось рисовать. Отсюда появились все её образы с кровью, изломанным телом и жуткими скелетами. Всю жизнь она рисовала свою боль рядом со скелетами и чудищами, фигуры которых развешены не только по стенам дома, но и в саду. Страшно представить, что чувствовала эта женщина.

Но её страстная натура жаждала любви и жизни. При первой встрече с Диего Ривера, уже тогда известным мексиканским художником, случился страстный роман, как смерч, закруживший её жизнь. Она всего лишь отнесла ему рисунки на оценку и совсем не собиралась за Диего замуж, но это случилось. Семейная жизнь стала для Фриды вторым испытанием после той страшной аварии. Супруги ссорились и мирились, разводились и снова женились, флиртовали на стороне и опять погружались в страстные объятия друг друга.


Фрида была красавица, а Диего имел отвратительную внешность и огромное жирное тело, но это не мешало ему влюблять в себя женщин. Мне так и хочется назвать эту пару «Красавица и чудовище», но по отношению к великим людям существует этикет, а, значит, беру свои слова обратно.


Именно Диего заразил свою супругу революционными идеями, и та превратилась в ярую приверженку революции. А когда в Мексику прибыл Лев Троцкий, то его в свой дом приняла Фрида по просьбе Диего. Разговоры о возвышенных революционных идеях как-то незаметно перешли в земную любовь между страстной хозяйкой дома и Троцким. Этого нельзя было не заметить. Вскоре Лев Троцкий с супругой перешли жить в другой дом, и история любви прервалась к счастью обеих семей. А в память о том периоде влюблённости в революцию остались фото мировых лидеров идей социализма: В. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса, Мао Цзе Дуна и кого-то ещё на стенах спальни рядом с «больными» рисунками Фриды.


Что ещё рассказать об этом доме? Необычной и уютной показалась кухня с керамической посудой в традиционном стиле Мексики. Ведь Фрида и Диего были ярыми почитателями древней культуры своей страны, об этом же говорят и каменные изваяния в саду. А в мастерской с красками, кистями и мольбертом кажется, что художница только что встала из своего инвалидного кресла и пошла прилечь, оставив последний мазок на картине.


Не хотелось мне рассказывать биографию Фриды Кало, но так получилось, иначе о её доме-музее не расскажешь. Чтобы описать дом, нужно было его связать с судьбой живших там людей. Последней картинкой в том музее стала для меня надпись на синей стене «Frida y Diego vivieron en esta casa 1929 – 1954» – время жизни двух великих художников в Голубом доме на улице Лондрес в Кайокане.

После посещения музея моё убеждение, что плата в него определённо завышена, не изменилось. Я ждала большего, и мне было неприятно, что за время тех полутора часов в доме-музее у меня трижды спросили квитанцию об оплате съёмки, хотя Фрида Кало, повторюсь, здесь ни при чём.

Продолжение: Парк Viveras в Кайокане

Комментариев нет:

Отправить комментарий