воскресенье, 27 декабря 2020 г.

Особенности мексиканской растительности

Tamarita - из путешествия За гранью неуверенности (Мексика, 2016)

Мне кажется, что самыми любопытными растениями в мире являются пальмы, кактусы и суккуленты. Именно ими мы не устаём любоваться – экстравагантная привлекательность всем по вкусу.


Возвращаясь обратно с руин Куикуилько, я остановилась очарованная очень высоким соцветием гигантской агавы. Сама она едва была видна среди зарослей в глубоком и плохо просматриваемом лавовом провале. Но цветок! Какой цветок! Это даже не цветок, а почти дерево с твёрдым стволом и жёлтыми метёлками соцветий на макушке. Гигантская стрела агавы достигала в высоту метров десяти, а то и двенадцати. Совершенно поразительное растение меня восхитило.



Цветение американской агавы - это редкое и удивительное зрелище. Принято считать, что она цветёт раз в жизни в возрасте 15 лет, а после этого постепенно погибает ещё лет сорок. Хотя каждый вид агавы имеет свои сроки жизни. Увиденный мною цветок-дерево в один снимок не вместился, а только в два – на одном его верхушка, а на втором основание.


Поразмыслив над хитростями фотокамеры, я всё таки получила достойный кадр, где цветок агавы отразился во всей красе. В моём фотоархиве огромное количество всех этих удивительных, а порою даже редких и очень редких растений. Хочу рассказать о растениях Мексики то, что знаю. Не люблю пересказывать сведения из интернета, но придётся сказать хотя бы о цифрах, а уж эмоции будут только моими).

Около тысячи видов кактусов живут только в Мексике. Считается, что 800 их видов на грани вымирания! Я не биолог, поэтому трагедии не заметила. Кактусы здесь везде, но особенно в северной части страны. Каких тут только нет! Они похожи на канделябры, шары, колонны, гроздья, подушки, грибы и на всякие штучки из мира фэнтези.




Кактусы устилают огромные пространства, они растут на камнях, в расщелинах и на песках. Достигают неимоверных размеров, особенно оппунции, коих примерно 100 видов, и кактус кардон, напоминающий канделябр.


Оппунция тут достигает семи метров в высоту и очень почитается мексиканцами. Именно она изображена на гербе страны. Этот кактус съедобен, и в пищу употребляют не только его плоды, но и молодые побеги. Их консервируют, солят и используют в качестве добавления к гарниру типа солёных огурчиков или маринованного болгарского перца. Да оппунция растёт не только в Мексике, но именно здесь она достигает гигантских размеров.


Кактус кардон – так это вообще гигант из гигантов, и его рост может быть даже 10 метров высотой. Продолжительность жизни 400 лет, как говорит интернет. Думаю, что это ошибка. Реальнее кажется возраст в 1000 лет и вот почему. Я помню, как хозяин одной фазенды в Аргентине сказал мне, показывая на маленький отросток кардона:
- Ты знаешь, меня родители привезли на эту фазенду в четыре года, с тех пор я живу здесь. Мои родители уже умерли, а мне 50 лет, но этот маленький кактус почти не вырос за это время.
Тогда я очень удивилась. Ведь на фазенде были кактусы этого вида совершенно гигантские, и я сделала тогда много фото на их фоне.


Если за 50 лет кактус подрос на 15-20 см, то за сколько же столетий остальные стали гигантами? Вот такой у меня в голове вопрос. Нет, если бы я не была свидетелем увиденного, то может быть 400 лет приняла за истину, но с учётом всё-таки каких-то знаний и анализа – поверить в 400 лет не могу.

Чем интересен кактус кардон? Он считается пресным кактусом в отличие от многих горьких видов, и собирающаяся в его теле вода пригодна для питья. К концу жизни этот древовидный кактус достигает веса в 10 тонн!


А вообще мексиканцы используют кактус не только в пищу, ещё и как культурные насаждения, и защиту от песков. Их используют в бытовых целях, в частности вместо заборов.




Повсеместно можно увидеть такие живые изгороди из колючих агав, оппунций и колоннообразных кактусов.

Агавы хоть и нельзя отнести к кактусам, но они тоже обожают Мексику, а мексиканцы их. Особенно ценна голубая агава. Именно благодаря ей, мир узнал о текиле.


Только не надо думать, что всё слишком просто в её изготовлении. Текила – это очень трудоёмкое изобретение мексиканцев. Голубая агава культивируется только в четырёх районах Мексики, хотя считается родиной агав и кактусов вся Центральная Америка. Ничего подобного! В Центральной Америке такого количества этих удивительных растений не встретить. Именно в Мексике нравится жить агавам и кактусам.




Здесь они красуются в скверах, парках, ботанических садах, на территории ресторанов, частных двориках и в виде уличных заборов. Но если проехать по северу Мексики, то даже не выходя из автобуса, а всего лишь посматривая в окно, можно просто обсмотреться на кактусовую красоту.

Продолжение: От луны до солнца один шаг. Теотиуакан

Комментариев нет:

Отправить комментарий