вторник, 12 января 2021 г.

От луны до солнца один шаг. Теотиуакан

Tamarita - из путешествия За гранью неуверенности (Мексика, 2016)

Каждый, кто побывал в Мехико, рассказывает о Теотиуакане, но я расскажу о его страшной легенде, да ещё о чём-нибудь.


Теотиуакан называют ещё городом-призраком, по неизвестным причинам покинутым людьми. Предположений много, а неоспоримых фактов нет. А мне так и хочется такое определение истолковать по своему. Дело в том, что в Мексике мне подарили одну очень заманчивую книжку – «Городские легенды Мексики», и о ней я уже упоминала. Это сборник           мистических фактов, произошедших когда-либо в городах страны. Многие легенды сохранены ещё с доколумбовых времён коренными народами, и нынешние мексиканцы их почитают. Они верят в существование мистики до сих пор. 

Так вот, согласно одной из легенд, в Теотиуакане живут призраки, которые по ночам играют в ритуальную игру с мячом под названием тлачтли. При этом слышны удары по каучуковому тяжёлому мячу, крики соревнующихся между собой пленных воинов и душераздирающие вопли принесённого в жертву побеждённого воина при вырывании у него сердца. Мне показалось это интересным моментом, и я стала копать интернет. Многие факты из легенды имели под собой основу, но были и такие моменты, которые не клеились с археологическими изысканиями. Теотиуакан не имел поля для такой игры, хотя призракам поле и не нужно, ведь все свои действия они осуществляли в невидимом нам мире. 

А вот то, что касается жертвоприношений, то тут уж Теотиуакан преуспел, дабы сохранить своё величие и власть над Америками. Ведь их Боги были кровожадными и ничего, кроме человеческих жертв, себе в угоду не принимали. Могущественный город не был райским местом добра, мира и гармонии, это был жертвенный город. После того, как люди его покинули, Теотиуакан стал городом призраков.

Ещё в антропологическом музее обратила внимание на каменные кольца разных диаметров. Это и были кольца для игры в мяч.


Их закрепляли вертикально с двух узких сторон вытянутого стадиона на высоте в три или четыре человеческих роста. Отверстие в кольце редко превышало даже 10 сантиметров. Игрок должен был бедром, локтем или ногами кинуть мяч в отверстие. Счёт очков производился не только по количеству попаданий в отверстие, дабы это было очень сложно, но даже попадание в каменное кольцо приветствовалось. Зрителями часто были жрецы и представители знати.

Победитель получал все драгоценности и дорогие вещи богатых индейцев, которые были надеты на них, и никто не смел ему отказать. Считается, что членов проигравшей команды убивали, хотя сейчас есть тому опровержение.

В тлачтли играли не только будущие жертвы ацтеков и майя, в неё играла вся Месоамерика, включая детей и женщин разных индейских племён. Правила игры постепенно менялись, мяч били локтем, палкой и просто рукой, а вместо колец в настоящее время на современных стадионах стоят ворота для игры в футбол и хоккей. Это, как бы, производная, претерпевшая многовековые изменения после каменного кольца и воплотившаяся в нашем современном спорте. Хотя американские индейцы до сих пор играют в игру при помощи бедра, и называется она улама.


Когда я завела разговор об этой жуткой легенде с призраками со своим знакомым в Гвадалахаре, человеком энциклопедического ума, то он без тени сомнения подтвердил сей жуткий факт. Тут я в который раз поразилась искренней вере мексиканцев в свои легенды, прошедшие даже через века.

***
Я собралась в оставленный людьми древний город Теотиуакан за 40 километров от Мехико. Это его постигла участь перуанского Мачу-Пикчу, который так же по невыясненным причинам был покинут инками в стародавние времена.

Добиралась туда сначала на метро до станции Indios verdes, а оттуда на автобусе до Теотиуакана. Пока я ехала, то на Мексику смотрела. Вдоль одной из главных трасс страны, между столицей и Теотиуаканом, красочно раскинулись по горам пригородные фавелы, а к ним поднимались канатные дороги.



В свете восходящего солнца зрелище казалось впечатляющим. Раскрашенные в различные цвета домики, как-будто карабкались по крышам друг друга вверх, к самым вершинам гор. Так ярко выкрашивают нагромождения домов и домишек по склонам не только в Мексике, а по всей Латинской Америке. Но если ехать по второстепенной дороге в стране, то такой яркости не увидеть. Пейзаж будет унылым и сумрачным. Только у главных трасс принято раскрашивать фавелы.

Автобус проезжал многочисленные поселения и, наконец-то, встал в месте соития грунтовых и асфальтированных дорог. Это место считалось местом встречи вновь прибывших туристов, и если местный гид упустит возможность уговорить здесь кого-либо из посетителей на платное сопровождение, то потом шанс его неумолимо будет стремиться к нулю.

С утра туристов было немного, всё как-то свои в основном. А куда было спешить? Это потом понаехали. А пока я решила позавтракать здесь же у торговок всякой снедью. Моим завтраком в тот день стала любимая юкка с бефстроганов, а услужливый потенциальный гид сидел рядом и со знанием дела сверлил мне мозг. Просвещал, надо сказать.

Погода в тот день была пасмурной, оттого серые краски преобладали, и как-то мимолётно покрапывало с небес. Плащ у меня имелся, ведь без этой важной одежды отправляться за город на целый день нельзя, как и без солнечной шляпы. Поэтому бояться мне было нечего. Когда мой завтрак закончился, то и с гидом пришлось проститься даже со словами благодарности. 

Ко входу в Теотиуакан пошла по аллее, мимо стоянки машин и сувенирных лавок, некоторые из них уже были открыты, и в основном предлагались шляпы на любой манер. Если вы захотите купить мексиканскую шляпу, то вам в принципе не придётся её искать. Достаточно выйти на улицу и сразу уткнётесь в шляпную витрину. А если нет, то на ближайшем повороте вы приобретёте желанную покупку. Если не на повороте, то на следующей площади, на параллельной улице, на соседнем перекрёстке вас будут ждать шляпы!!!


И не только такая, как у меня, а целый шляпный спектр, начиная от элегантной женской шляпки и заканчивая декоративным сомбреро для поющих крестьянский фольклор певцов мариачи.

А если вы не хотите купить шляпу, то вы всё равно её купите, потому что шляпы будут преследовать вас. Они будут идти вслед за вами, они будут ждать вас у входа в метро, они будут мозолить вам глаз у витрины с фруктами или у кафешки по продаже местных бурритос и такос, они просто будут в руках уличного продавца, который в силу своей улыбки обязательно расположит вас к покупке шляпы! Мексиканские шляпы - они такие!


Поэтому у торговых лавок даже не остановилась, а устремилась к объекту ЮНЕСКО, то есть к всемирному наследию человечества под названием Теотиуакан, внесённого в список ещё в декабре 1987 года.

Вход на территорию величественного города стоит всего 65 000 песо ($3.5). Тут я сразу задержалась у стенда с главными характеристиками археологического комплекса.


Теотиуакан был построен с учётом астрономических аспектов. Он был ориентирован на точку восхода солнца. Это было важным условием в расположении всех пирамид, особенно в определённые даты года.



Например, в день весеннего равноденствия 20-21 марта, когда тысячи паломников в белых одеждах с рассветом восходят на пирамиду Солнца и с первыми лучами воздевают руки к небу, то на широких лестницах пирамиды вырисовывается Пернатый змей – Кетцалькоатль.

– Что-то вроде этого.

Если верить очевидцам, то сие изображение божественного змея связано с определённой игрой солнечных лучей ранним утром.




Но кроме поучительных стендов при подходе к городу росли диковинные растения, кактусы и высокие густые деревья. Кроны тех дерев были усыпаны красными гроздьями мелких ягод, а позже я узнала, что являются они вечнозелёными кипарисами!


Теотиуакан находился в гигантском, как-бы, котловане и в него надо спуститься по каменным ступеням широкой лестницы. При первом взгляде на масштабы сооружений, на гигантские пирамиды со срезанными вершинами, на чёткие параллели и перпендикуляры в системе пересечений улиц и дорог, я чётко осознала мощь, силу, власть, величие того народа, который смог создать архитектурный комплекс величиной с город.



Особенно удивили чёткие геометрические линии. Даже если мне начать объяснять сложные механизмы в построении, расчёты ацтекских математиков и вычисления астрономов, навряд ли я смогу понять и поверить в эти доводы с давностью в 2000 лет. Здесь без Вышних сил не обошлось. Теотиуакан – фантастическое место, а его пирамиды Луны, Солнца и Пернатого Змея ни коим образом не уступают пирамидам Египта.

– Пирамида Луны

– Пирамида Луны


– Пирамида Солнца


– Пирамида Пернатого змея

Поток посетителей нарастал и уже пёстрые колонны людей захватили все пирамиды и рассыпались по всему городу. В самом низу у основания лестницы продавцы серебра и обсидиановых камней предлагали свой товар по замечательной цене.


Женские украшения были очень соблазнительны, многие девушки примеряли, торговались и делали для себя покупки. А я пошла прямо к самой первой пирамиде. На её площадку на вершине тоже вела крутая лестница, с которой не сложно загреметь вниз при неосторожном движении.


Величественные городские постройки хранят свои тайны тысячелетиями, лишь иногда нехотя приоткрывают завесу прошлого для нас. Погребальная пирамида благодаря археологическим исследованиям стала бесценным кладезем древних находок и захоронений. На вершине пирамиды площадка, и тут самое место для селфи. Люди фотографировались на фоне величественной панорамы, несмотря на сильный ветер, который грозился сдуть всех одним махом. Я ходила по бесконечным лестницам и лабиринтам проходов, всё ещё не веря в реальность происходящего.


Пирамида Пернатого змея (Кетцалькоатля) – это центральная часть комплекса. К ней примыкают два помещения: Северный и Южный дворцы, использовавшиеся не только в качестве административных центров, но также для жилья и работы. Пирамида украшена барельефами и когда-то их было столько, сколько дней в году. Кое-что досталось и нам, выдержав войны, природные катаклизмы и пережив два тысячелетия!


Постройки и пирамиды претерпели некоторое восстановление, но с учетом возраста нам могли бы достаться только камни. Поэтому хвала труженикам и рукам мастеров, которые донесли до нас голоса прошлых эпох.

Город полностью расчищен от сорных кустов и растений, но его окружали древовидные опунции и деревья в красных ягодах по всему периметру котлована. Наверное, котлованом называют грубо выкопанное углубление для фундамента строящегося дома. А тут слово «котлован» как-то не рисуется с изысканной панорамой. Это некогда выкопанный город из земли, поэтому он находится ниже привычного нам уровня.


В центре города есть место, известное под названием «Цитадель». Внутренняя площадь, которая вмещала до ста тысяч человек, ограничена четырьмя массивными пирамидами на платформах. С юга на север протянулась Дорога Мёртвых и венчается она Пирамидой Луны, состоящий из пяти ярусов с плоской вершиной.


– Дорога Мёртвых


– Дорога Мёртвых

Город служил жителям Мезоамерики основным местом паломничества. Улица мертвых считалась главным объектом в окружении множества пирамидальных построек для горожан. Её почти идеально пересекают другие проспекты, разделяющие город на ровные кварталы, застроенные зданиями и дворцами. Здесь было найдено множество фресок, изображающих божественных персонажей и обычных воинов, охоту на животных и сцены из жизни богатых граждан города. Эта дорога тянется почти на два километра. Идти по ней одно удовольствие, чувствуешь себя гордым и приобщённым к великой древности.
Но самым посещаемым местом является пирамида Солнца. Я поднялась на неё всего лишь до середины, но мне хватило и этой широты взора до самого дальнего озера по одну сторону и тёмно-зелёных, почти черных, гор по другую. Сооружение построено с размахом и не удивительно, что вершина пирамиды во время паломничества вмещает не одну тысячу человек.



А к тому моменту, когда я спускалась, то к подъёму уже стояла километровая очередь. Она обвивала основание пирамиды. Всё нарастая и удлиняясь, превратилась в некое подобие цветной ленты, а то и вовсе походила на извивающуюся змею. Сверху окрестности хорошо просматривались. Здесь бы сидеть и наслаждаться панорамой, но холод наверху казался пронизывающим, а дождь, в общем-то, уже давно и противно моросил.



Спускаться вниз было не менее проблематично, чем подниматься. Тут не поторопишься, а поторопишься, так кувырком полетишь с кручи. Могу предположить, что угол наклона показался в 60 градусов, а это не шуточки.


Я уже говорила, что Теотиуакан – это жертвенный город. Ацтеки были жестоки, но не в силу своего характера, а в силу своей веры. Их потомки генетически трансформировались в общепринятых мексиканцев, и теперь все мы понимаем друг друга, благодаря общему европейскому языку. Теперь мы можем найти точку соприкосновения и понимания наших идей и мыслей.

Я шла по Дороге Мёртвых в сторону пирамиды Луны и не потому, что мечтала на неё взобраться, а потому, что туда шли все, несмотря на усиливавшийся дождь. Разноцветные прозрачные плащи расходились молниеносно, а продавцы знай себе бегали за следующей партией, чтобы бойкую торговлю не упустить. Пирамида Луны возвышалась надо мной под чёрным небом, вызывая некоторое смятение. Да. Этот город меня покорил, ошеломил, даже под себя подмял. Я чувствовала себя приземлённой, даже виноватой за свою ничем не примечательную жизнь и слегка очумевшей.



Чтобы как-то укрыться от дождя хоть на время, я поспешила в музей при самом городе, а на его территории снова роскошные кактусы и замысловатые растения. Между ними возвышались залитые дождём археологические древности в виде каменных изваяний. Не все артефакты и останки из захоронений Теотиуакана хранятся в его музее. Многие экспонаты находятся в других хранилищах страны, но это никак не сказалось на разнообразии коллекции музея.


А если ещё учесть, что раскопки закончатся не скоро, то как бы не пришлось другой музей отстроить рядом. Да и вообще древности в Мексике повсюду. Каменные изваяния установлены в парках, скверах и площадях. Просто иди и смотри!

К тому моменту я уже побывала в нескольких антропологических музеях, поэтому экспонаты как-то путались в моём мозгу и не хотели распределяться по принадлежности к объектам, народам, ритуалам, а скелеты казались все на одно лицо. Поэтому чётко запомнила только достоверный с точки зрения историков макет Теотиуакана под стеклянным полом, по которому все ходили и, как бы сверху, рассматривали город ацтеков в мельчайших подробностях.


Последним объектом в тот день стал дворец царей Кецальпапалотль (Quetzalpapalotl), который функционировал здесь же на территории Теотиуакана, как резиденция элиты города. Его название означает «Прекрасная бабочка» (Mariposa preciosa). Значит, был он не плох.


Перед входом во дворец располагалась центральная площадь, а непосредственно при входе в помещения – портик с колоннами. Стены дворца имели когда-то роспись, украшенную обсидианом, но до нас дошли лишь фрагменты фресок из глубины тысячелетий. К дворцу вели лабиринты узких проходов между стен разноцветного камня, и это было очень красиво и необычно. А насчёт того, что в таком лабиринте можно долго кружить прежде, чем выберешься на свободу, так то настоящая правда. У царей была великая хитрость и только они знали ходы в лабиринтах, и только они могли войти во дворец беспрепятственно.




Тот день как-то очень быстро пролетел, а ведь надо было ещё до Мехико доехать, да в отель засветло вернуться, и я поспешила закончить на сегодня гуляние по Теотиуакану. Ведь с наступлением ночи город во власти духов, а мешать им совсем негоже. Только они здесь правят по ночам, и только они поселились навсегда среди загадочных пирамид, о тайне которых знают всё.

Продолжение: Тлателолько - город-государство

Комментариев нет:

Отправить комментарий