вторник, 26 января 2021 г.

Прорыв ковидловой блокады: из Бразилию в Россию и обратно в сентябре-октябре 2020-го

Виктор Пастухов, специально для "Аэроклуба КСП"


В прошедшем году в пассажирских авиаперевозках случился грандиозный "коронавирусный" обвал, после которого эта отрасль будет восстанавливаться ещё очень долго: почти полная остановка в апреле-мае, начало реанимации в июле-сентябре и новая стагнация в последние месяцы. При этом общемировые показатели застыли на уровне 30% от наблюдавшихся годом ранее, в основном за счёт внутренних авиалиний (имеющихся далеко не во всех странах), плавно подтянувшихся к 60% в смысле "средней температуры по больнице". А вот международные перевозки, отвечавшие в 2019-м году за 63,8% от общего объёма, еле-еле доползли до 12% от своего прежнего уровня, и теперь это лишь четверть от остаточного объёма пассажироперевозок в мировом масштабе. И при этом работают очень нестабильно, поэтому чтобы воспользоваться услугами авиакомпаний по перемещению из одной страны в другую, особенно достаточно дальнюю, а потом ещё и обратно, нужно иметь и хорошее здоровье, и крепкие нервы, и везение, и ещё кое-какие ресурсы. Поскольку улететь (или вернуться обратно) по первым же купленным билетом очень мало кому удаётся, лично мне такие случаи и вовсе пока не известны, а вот противоположных как раз наоборот - немалое количество. Ну а получить возврат денег это обычно долгая история, поскольку по новым правилам авиакомпании могут с ним тянуть целый год, и они почти всегда этим пользуются  (пока в наших кругах было лишь одно исключение), так что тут и не скупой сначала платит дважды. Но если очень хочется, и всё это не слишком пугает, то значит всё-таки можно, хотя и не без поправок в первоначальных планах. Вот как это получилось у нас.

*******

Мы ещё в конце 2019-го задумали провести в России примерно один месяц уже этого 2020-го года, и в общем так оно и вышло. Но только не с 1-го мая, а с 13-го сентября. И прилетали не в Санкт-Петербург LED, а в Москву DME, и улетали не из Москвы SVO, а тоже из DME. И рейсами не Air France - KLM что продала нам билеты ещё в прошлом году, а British Airways, которая вообще билетов не продавала.


Ну и программа пребывания тоже была сильно скорректирована: первую половину месяца мы собирались сопровождать беспомощную в России компанию из семи бразильских друзей по маршруту Петербург - Москва - Волгоград - Самара, и начинать свою произвольную программу в родных краях только после отправки их рейсом "Аэрофлота" KUF-SVO на стыковку с обратной трансатлантикой. А в новых исторических условиях эта компания сразу отсеялась, и обе российские столицы тоже. В Волгоград мы всё же намеревались сплавиться по Волге уже из Самары - аккурат к сорокалетию нашей первой совместной поездки, которая состоялась именно по такому маршруту. Но уже по ходу дела решили расставить акценты иначе, и все 4 недели посвятили двум родным губерниям - Самарской и Оренбургской.


1. Разруха и блеф (апрель-август 2020)

Уже в конце марта пришлось отменять все заказы гостиниц (это обошлось без денежных потерь), а также сдавать 23 билета РЖД (с уплатой сбора 210,60 руб. за штуку плюс с потерями от колебаний обменного курса - операторы кредитных карточек их всегда выворачивают в свою пользу и покупателям во вред). Разрушение стыковки GRU-AMS-LED на наши даты 30.04.20.-01.05.20. формально подтвердилось только за несколько дней, а 7-го мая мы получили ваучеры на цену билетов включавших также и обратный путь по маршруту SVO-CDG-GRU. После чего пристально отслеживали планы этого авиаперевозчика (Air France - KLM) по возобновлению полётов хотя бы в Москву, из Парижа или из Амстердама не суть важно. Дата этого возобновления много раз сдвигалась, в соответствии с продлением формального запрета на международные пассажирские авиаперевозки в России. При этом на сайте Air France постоянно продавались (и за ваучеры тоже) билеты до Москвы или даже для Самары, но не хотелось их покупать с почти стопроцентными шансами на новые переносы или новые ваучеры - нужно было сначала увидеть что полёты снова реально выполняются. А на участке CDG-SVO с середины июня летала только компания "Аэрофлот", но только два раза в неделю и не вполне легально, поэтому партнёры по альянсу не предлагали стыковку на этот участок (так же как и на AMS-SVO летавший раз в неделю), а хотели задействовать российского перевозчика исключительно внутри страны - между Москвой и Самарой.

Наконец российские власти этот запрет не продлили на после 31-го июля, и уже с 1-го августа на указанном сайте стали наблюдаться два ежедневных рейса CDG-SVO собственно Air France:


Несмотря на некоторые странности (дублирование отменённых и выполненных в тоже самое время рейсов, а также отсутствие уточнений времени скрупулёзно применявшихся к реально летавшим рейсам "Аэрофлота") мы радостно этому поверили. И после трёх дней такой благодати, т.е. 3-го августа, купили на свои ваучеры с небольшой доплатой по кредитной карточке билеты GRU-CDG-SVO-KUF и обратно, с вылетом 3-го сентября.

Дней за 10 до этой даты авиаперевозчик нас известил по СМС и по эл. почте об отмене нашего рейса CDG-SVO на 4-е сентября и о необходимости перебронировать билеты на другие даты. Мы сначала зашли на его сайте в план полётов, и там отмена пока не проявлялась. Но когда поискали новые билеты на свой маршрут, то предлагались даты уже только от 13-го сентября и далее. 

Перебронировать через сайт не удалось - он нас отослал на телефон, а по телефону были предложены уже ожидавшиеся даты от 13-го сентября и далее. Мы согласились на десятидневный сдвиг, получили новые эл. билеты, и снова затаились в ожидании.

Новая порция СМС и писем по эл. почте пришла ровно за неделю до 13-го сентября, текст аналогичный. Новый поиск билетов на наш маршрут на сайте Air France отсылал нас уже на даты после 26-го сентября. Но на этот раз мы не сразу стали звонить в эту компанию, а покопали информацию по данным рейсам AF1454 и AF1654 на сайтах flightrdar24 и flightaware.


И оказалось что авиакомпания блефует: в период с 1 по 26 августа она в режиме реального времени показала 52 фиктивных полёта (по некоторым даже информировала "задержан", а потом вдруг сразу "прибыл" - без уточнения времени), и до написания этих строк (2-го ноября) не стёрла эту улику.


2. Перестраиваем свой воздушный мост (06-07.09.2020)

Тогда мы поискали не только билеты, но и реальные рейсы других авиакомпаний из Сан-Паулу в Москву и обратно на близкие даты, и оказалось что при ограничении количества пересадок единицей тогда был лишь один функциональный маршрут - через Лондон. Например, у предлагавшей недорогие билеты QATAR (аж с двумя большими чемоданами) в начале сентября наблюдались сплошные отмены, о которых она сама же честно сообщала. Между Сан-Паулу и Европой летали уже практически все завсегдатаи, многие ежедневно (те, что раньше летали дважды в день), а вот между Европой и Москвой было хуже. Turkish наоборот: мельтешила (4 раза в день) между Стамбулом и Москвой (но не Самарой, как нам было бы удобнее), а в Сан-Паулу пока не летала. 

И только героическая British прошла проверку на обоих участках, причем после отмены запрета на полёты в Россию она стала летать из Лондона в Москву трижды в неделю, а до этой отмены летала всего лишь два или вообще один раз в неделю. При этом ещё более героическая на этом направлении авиакомпания "Аэрофлот" увеличила частоту с двух раз в неделю в июне-июле до двух в день с начала августа (один из них на В777!), но вот пересадку не него British не предлагала. Ну да ладно, у неё самой стыковки были удобные, и при этом три раза в неделю, поскольку участок GRU-LHR к тому времени уже восстановился до ежедневного графика (т.е. на 50% от доковидловых времён). 

Но почему-то билеты в Москву на сайте самой авиакомпании были недоступны, пришлось устроить небольшой конкурс между агрегаторами, и немного переплатить (победителем был https://123milhas.com/) . Всё же вышло не дороже чем у несерьёзной Air France, билеты которой пришлось сдать (обещают возврат 100% в течении 12-ти месяцев). И с вылетом даже на сутки раньше - 12-го сентября, всего через 5 дней после этой новой покупки. Вопреки многим прогнозам несознательных граждан, никаких отмен и переносов больше не было, и наша поездка прошла практически в штатном режиме.


3. Отправление из GRU (12.09.2020)

Ещё когда мы готовились лететь через Париж пришлоcь купить большую пачку одноразовых масок "хирургического образца", поскольку французская авиакомпания предупреждала что без масок именно такого типа на борт не пустят, а если не менять их достаточно часто, то могут высадить прямо на ходу, без права возврата денег за билет. Вот, блин, чудаки. При такой цене билета можно было бы включить этот аксессуар в услугу (как, например на футбольных стадионах РПЛ и ФНЛ), а не создавать дополнительных стрессов. Дело в том что в Бразилии в моде самодельные маски, а продававшиеся в аптеках одноразовые были лишены хирургического ярлыка, так что пришлось заказывать по интернет.

А когда уже на носу была пересадка в Лондоне, то за сутки до вылета пришлось делать коронавирусные тесты - якобы только свеженький и отрицательный результат давал право на посадку в самолёт.

Ещё одна неприятность: он-лайн регистрация сработала, но посадочные талоны мы смогли получить только до Лондона, а на второй полёт их предлагалось получить в аэропорту отправления. Но это уже мелочи, подойдя к стойке за 2,5 часа до вылета мы показали паспорта РФ, и нам тут же распечатали полный комплект посадочных талонов, а также навесили бирочки на ручную кладь (в багаж мы ничего не сдавали).

Погранконтроль и прочие проверочные процедуры заняли даже меньше времени чем обычно, результаты тестов никто не спрашивал, и вот мы уже у гейтов. 

Положительный аспект поездки в такие форсмажорные времена: никакой толчеи.


Да и вообще международных рейсов по стандартам этого терминала чудовищно мало.


Опять от нас ускользнул А350! Два года назад он был обещан на участке MAD-GRU, но в день полёта LATAM заменила его на банальный В777. А в этот раз мы собирались лететь на близнеце данного экземпляра сутками позже, но билеты Air France пришлось сдавать по причине отмены стыковочного рейса (см. пункт 1). Так что полетим на самолёте конкурентов который отправляется через 20 минут после этого. 

Вот как раз виден его хвост, и даже бортовой номер G-ZBKL.


На втором плане тут B-747-800 компании Lufthansa, он вылетает во Франкфурт ещё часа через три, а Emirates (крайний слева) на Дубай и вовсе после полуночи. Это снова В-777 типа тех в которых мы рекордно подолгу летали в 2014-м году, в последние годы на этой линии летал более вместительный А-380, но сейчас ему загрузки снова стало маловато. 


Ну а это наш сегодняшний полудебютант В787-9 крупным планом (на -8 мы уже слетали однажды), а на втором плане ещё и "мадридец" обещанный на поздний вечер (А-330 Air Europa). К этой европейской четвёрке (Париж - Лондон - Франкфурт - Мадрид) сегодня будут ещё Амстердам с Лиссабоном, и больше ничего в ту сторону. Плюс три рейса разных компаний в разные города США, вот и всё международное сообщение в эти сутки. При этом в других аэропортах страны оно вообще сейчас приостановлено, это ли не разруха?

...Мы отчаливаем вовремя, а вот французы ещё стоят, что означает опозданием как минимум на полчаса: у них посадка в самолёт проходила с проверкой дополнительных бумажек типа результатов коронавирусных тестов и деклараций о "поездке по необходимости". А может быть ещё и маски у каждого пассажира пересчитывали и отсеивали тех у кого их мало, или стандарт не хирургический. Ну а у нас всё практически в обычном режиме, только не собирали всех пассажиров в большую очередь, а делили их на небольшие посадочные группы, как должно было делаться и в мирное время.  Результаты тестов показывать не пришлось, но мы на это не обиделись.

Взлетаем прямо напротив международного терминала номер 3. Кстати, там и лиссабонский хвост уже проявился (A-330neo), так что из сегодняшних европейцев не увидели только B-777 "КЛМ", он прибудет часа через два.

Далее справа налево:


- Второе (правое) крыло терминала номер 2 ещё в начале года было наполовину международным, а сейчас полностью отдано под внутренние рейсы LATAM, и уже снова достаточно востребовано.
- Первое (левое) крыло откровенно пустует, похоже что GOL сейчас менее активна, а ведь сюда ещё и AZUL должна была переехать.
- Грузовые ангары, ближний к нам несколько лет послужил пассажирским терминалом для "лоукостеров" - сначала под номером 4, а потом был переобозначен в номер 1. Но после начала ковидиотизма просто опустел. Самолёт "Туркиш" тут грузовой, их пассажирский рейс между Стамбулом и Сан-Паулу был реанимирован только с 17-го октября.

Следующие два часа мы летели над бразильской глубинкой и этом увидели там столько всего интересного, что выделил эту часть репортажа в специальное приложение №1: Бразилия с высоты 13 км: SP-MG-BA-PE под крылом B-787


...Эконом-класс был заполнен примерно на 70%, постоянно звучали призывы не отстёгивать ремни и не вставать с кресел без крайней необходимости. Кормёжка была не только холодная и компактная, но и такая неодушевлённая, что ни нюхать, ни фотографировать её не стал. Минисалатик, невнятный бутерброд и непонятный десертик были или совсем искусственного происхождения или очень сильно продезинфицированы, так что этого символического количества нам оказалось более чем достаточно. Только итальянское винцо и вода показались настоящими и ощутимо поддержали жизнедеятельность наших организмов.

Спать в маске оказалось делом очень непрактичным. А когда сдвигал её на подбородок, то лямки сильно тянули за уши, что тоже мешало уснуть. Хорошо что у нас были с собой то ли турецкие, то ли эмиратские зачехлители глаз - у них резинка натягивается на затылок и маску удалось перецепить на неё, освободив уши от несвойственной им функции. Так что занавесившись масками как ширмами мы всё-таки неплохо подремали...


4. Пересадка в Лондоне LHR согласно купленным билетам (13.09.2020)

Вторая за почти 12-тичасовой полёт экспресс-раздача корма была уже на рассвете. Формат и качество примерно такие же как вечером, но вместо вина был паршивенький растворимый кофе. Зато бутербродики на этот раз подогрели, и салатик заменили на упаковочку йогурта бразильской марки, т.е. далеко не совсем искусственного.

Тем временем за окном в утренней мгле уже показалась Англия: сначала остров Уайт (Isle of Wight), потом острова поменьше к востоку от Портсмута (Hayling Island - Thorney Island), а дальше уже и основной осколок Атлантиды, с его фирменными туманностями. 


Вообще-то начало снижения обещающее: облачность небольшая и приземистая, явно местечкового характера, и солнце вот-вот осветит всё как следует.


Вот оно и солнце! Как и положено, на востоке. И мы как раз начинаем отворачиваться и от него и от устья Темзы. 

Любопытно будет взглянуть на город Лондон, в котором мы никогда не были, да уже больше его как-то и в планах будущих поездок не держим. Лично для меня это вообще будет лишь вторая пересадка в лондонском аэропорту, а первая была уже почти 28 лет назад, когда мы впервые мигрировали в Бразилию на 2 года. Вспомнилось что и посадка и взлёт были вечером, и море огней смотрелось красиво. А вот супруге вспомнились ещё и четыре её прошлогодние пересадки, и она сказала что там красиво не только вечером, но и днём, так что будем сейчас вместе разбираться над чем таким известным там летим...

В совокупности двух сессий, а вторая была уже на снижении в полёте пути из Москвы в Лондон четыре недели спустя, улов получился такой занимательный и информативный, что тоже выделим его в специальное приложение (№2): Знакомимся с Лондоном соблюдая (анти)социальную дистанцию.


Нужно сказать что город с такой дистанции смотрелся вполне себе мирно. Но аэропорт мы увидели уже с меньшей высоты, и тут же возникло ощущение какого-то форс-мажора:
 

Толпятся В747 уже выведенные из эксплуатации ВА но ещё не допроданные авиакомпании "Россия"  - это ещё можно понять. Но вот похожая на автопарковку площадка сейчас занята каким-то палаточным городком типа полевого госпиталя. А может быть это концлагерь для дезинфекции неевропейских пассажиров?


Ещё одно скопление невостребованного сейчас воздушного флота "Бритиш".


И "конкордик" тут как-то нечаянно затесался. На самом деле он там на вечной стоянке уж давно, и место для неё выбрано так чтобы было хорошо видно хотя бы части прибывающих пассажиров.

********

От прибытия ВА246 до отправления ВА233 был оптимальный зазор в 1ч50м. И хотя во втором самолёте нас ждали уже за час до вылета, 50-ти минут тоже было бы более чем достаточно - с учетом прибытия и отправления в том же самом островном терминальчике 5С. Но организация дел в этом аэропорту сейчас такова, что весь резерв времени был полностью потрачен на ненужные формальности, покатушки и перебежки.

Итак, этот новый для меня терминал 5 состоит из трёх островов: 5А, 5В и 5С расположенных в линию и соединённых прямым двухэтажным тоннелем. На выходе из самолёта всех пассажиров нашего рейса ожидало табло с номерами стыковочных рейсов, и всех посылали в 5А. Как потом оказалось, только в оной части 5-го терминала есть "внутренний погранпереход международной зоны", т.е. пункт перевода прибывающих пассажиров в статус отбывающих. А на самом деле обычный досмотр на предмет изъятия у них оружия, взрывчатки, металлоизделий и жидкостей, в особенности только что купленных в "Дьюти Фри" бутылок спиртного. Он включал поголовное разувание и организован был довольно хреново, поэтому не менее половины своих 50-ти минут мы промаялись на данном отрезке. После чего получили доступ к другому табло, на котором сообщалось что нам опять нужно ехать на остров 5С, на том же самом беспилотном трамвае из трёх вагонов. Подумалось что при знании гейта отправления нечего было бы из этого трамвая и выходить, просто подождать пока он развернётся. Ан нет, там сначала выпускают всех в одну сторону, потом проверяют не спрятался ли кто в вагонах, и только после этого закрывают двери чтобы открыть уже другие - со стороны посадочной платформы. Причём проверка опустения вагонов длится дольше чем собственно рейс и высадка-посадка вместе взятые, поэтому частота движения этой транспортной системы абсолютно не соответствует теоретической пропускной способности аэропорта. Так что не зря там этажом ниже, аккурат под рельсами, есть ещё и беговая дорожка для пассажиров которым не достанется места в этих трамваях когда (если) самолёты снова станут летать почаще.

********

Хорошо ещё что не было никаких специальных коронавирусных контролей, поэтому не прошло и 50-ти минут как мы снова оказались напротив самолёта который полсуток нас сюда волок от Южного Тропика. 


А в тылу там идентичный остров 5В, за которым выглядывает более высокая крыша головного 5А. Нам же теперь нудно искать другой гейт внутри этого самого 5С, его номер только что рассекретили, и это на противоположной стороне здания.

Вот и наш очередной борт, тоже В787, но уже не -9, а -8. Загрузку в него начали почти как и обещали, если не за час, то минут за 50 как минимум, и сначала запустили нашу хвостовую порцию из 4-5 рядов, а потом тянули волынку в том же духе.


Так что в терминале социальная дистанция почти полностью соблюдалась.

Но зато в экономкласссе аэроплана все упаковались нос к носу, т.е. маска к маске, свободных кресел не просматривалось.

********

Поехали к ВПП.


Оказывается, в LHR уже (или ещё) кое-кто летает, кроме здешней базовой авиакомпании. И в этот ближний к терминалам строй допущены только более желанные гости. А может быть представители самых верноподданных из несметного числа явных и неявных колоний британской империи. 


Непервосортных отодвинули подальше.


За нами ещё кто-то увязался, т.е. даже будет некое подобие очереди на взлёт...

Взлетаем! Вдоль длиннющей автопарковки:


Вероятно, пустующие сейчас места обычно заняты, а вот большинство стоящих сейчас поближе к ВПП автомобилей для аренды обычно где-то ездит.

А вот ближний к выезду сектор парковки всё-таки востребован, что коррелирует с общими ощущениями о нынешней интенсивности работы аэропорта - от четверти до трети нормальной:


Похожие на школьные жёлтые здания имеют подозрительно маленькие окна, прямо как тюремные. Как потом оказалось, примерно так оно и есть, это Colnbrook Immigration Removal Centre.


Кольцевая дорога M25 London Orbital и её пересечение с M4


Как и вчера, наш самолёт взлетел в неправильном направлении, после чего разворачивается и показывает нашему борту аэропорт отправления.


Так что солнце теперь будет с нашего борта, и это не позволило толком полюбоваться городом Лондон ещё и с северной стороны, в дополнение к недавнему обзору с южной.
Но можно хотя бы распознать его местоположение по изгибам реки Темза. 

Снимков с эшелона в этом полёте не было, как по причине солнечной стороны, так и из-за облачности плотно стелившейся внизу от устья Темзы как минимум до Москвы. Но пассажирам было не скучно поскольку всем тут же раздали ковидловые формуляры Роспотребнадзора, и пришлось их кропотливо заполнять: номер рейса, номер кресла, адрес в России, есть ли симптомы, результаты тестов до вылета если есть, обязательство протестироваться снова не позже 72 часов после прибытия...

Полётный корм был идентичен вчерашнему вечернему и в коробках тоже умещалась ещё и бутылочка с 0,25 минералки. Всё было сделано так чтобы минимизировать контакт экипажа с пассажирами.


5. Импровизированная пересадка в Москве DME и полёт до Самары KUF (13.09.2020) 

Под конец почти четырёхчасового полёта мы наконец-то выныриваем из облачности со стороны планеты Земля - уже на снижении к аэропорту "Домодедово". И начинаем оконтуривать Москву вдоль МКАД от северных окраин к восточным, а потом и к южным:


Крупным планом тут выделены район Речного Вокзала и пересадочный узел Выхино, а в мелких угадываются пересечения с Ярославским шоссе и с Волгоградским проспектом переходящим далее в E30.


Похоже что тут мы выявили основную причину заторов в юго-восточной части МКАД.

Ну а это самый лучший у меня на сегодня ракурс столицы:


Можно распознать и Сити и даже Останкинскую телебашню, а до них от этого района Братеево всё же далековато...

Но вот мы уже с нужной стороны от Москвы, следует плавный поворот налево, и выходим на глиссаду параллельно автотрассе М4, По которой в Москву возвращается слишком уж много дачников и прочих туристов выходного дня, так что у заторов на Кольцевой есть не одна причина, а как минимум две:


На ближнем плане здесь у нас населённые пункты Калиновка, Федюково и Петрушино, а на дальнем особо выделяется аэропорт Остафьево.


Река Пахра, Ям и Павловское - здесь-то и пересекаются Каширское Шоссе и М-4.


Приземлились и катимся к терминалу. Похоже что это "долгоиграющая" стоянка самолётов.


И тут тоже на дальнем плане преобладают суда в раскраске уже не функциональных авиакомпаний. Приехали... Вспоминается что давненько меня не заносило в этот аэропорт - уже больше девяти лет.

Высадка по порядочку, наш предпоследний ряд строго в предпоследнюю очередь, но показалось что так оно было быстрее чем обычно. Погранконтроль без толчеи и задержек...

А вот и "оно" - дополнительный коронавирусный кордон. Но и там обошлось без потери времени - люди в белоснежной химзащите и в то ли масках то ли противогазах молча и как-то даже безучастно (наверное через противогаз не очень-то поговоришь, да и читать буковки тоже не здорово) брали из рук пассажиров листочки Роспотребнадзора и бросали их в какой-то накопитель.

И вот мы уже в зале регистрации, в начале четвёртого часа дня.


Один из флангов этого обширного помещения почему-то занимают музей старинных автомобилей и рекламный плакат "Ситроен", но нам сейчас не до автомобилей: нужен следующий самолёт до Самары. Или в крайнем случае вечерний поезд. Немного зависнуть в этих местах мы предпочли бы перед обратным вылетом что намечается через четыре недели, а пока лучше не терять здесь времени. Ввиду немаленькой вероятности отмен и переносов рейсов которыми мы сейчас прибыли, а также всяких проволочек для прибывающих, никаких других билетов заранее мы не покупали. Но всё же отслеживали действующие расписания, наличие мест и цены в расчете на то что прибудем вовремя и выйдем в этот зал без очень уж больших задержек. Так что знаем что сегодня из Домодедово в Самару ещё будет три рейса: С7 и "Смартавиа" в ближайшие час-два, а поздно вечером снова С7.

Мы решили не спешить на тот что уже "на флажке" регистрации, и направились к кассе "Смартавиа". Билеты ещё пока есть! И регистрация тоже уже идёт. Билеты были недорогие, а с виду и вовсе дешёвые, но кассир предупредила что наша ручная кладь (легко умещавшаяся в двухклеточные габариты "Бритиш") точно не поместится в одноклеточный габарит этой компании, так что самую большую из трёх маленьких вещичек придётся сдавать в багаж. И заплатить за это ещё две трети стоимости билета, хотя она и весит-то всего лишь 7 кг. Так что в итоге вышло не 6 с небольшим, а почти 9 тыс. руб. на двоих. Впрочем это тоже неплохо, единственный неприятный момент был такой: в билетах значилось требование явиться на борт не только в масках, как это было на международных рейсах, но и в перчатках.

Теперь надо бы позвонить потенциальным встречающим. Но наши смартфоны пока беспомощны: "роуминг" не подключился, а бесплатный интернет аэропорта доступен только с кодом подтверждения. К тому же этот код высылают только на номера в формате +7..........

Срочно купить одноразовую СИМ-карту, это же совсем недорого? Мы решили потратить несколько большую сумму и попить настоящего кофе с правом на беспроводной интернет и удобные кресла в кофейной. Пообщались со всеми, определились с планами на вечер, так что теперь летим в Самару на всех парах.

От неуместного требования обзавестись перчатками мы устало отмахнулись и оказались правы. При посадке в самолёт никто ничего не проверял, и пассажиров в перчатках на этом рейсе мы вовсе не увидели, да и пассажиров в масках было намного меньше чем в любом другом общественном месте которое мы посетили за последние полгода. Так что прямо отлегло на душе - народ тут явно более здравомыслящий чем тексты в билетах. А самолёт заполнился на все 100%, видимо и после нас ещё кто-то билеты покупал.

В 17:15 нас уже подвозят к воздушному судну:


Как потом оказалось даже к двум, и конкретно наше тут только чуть-чуть выглядывает из-за своего близнеца.

Тучи сгущаются, и световой день заканчивается. Ещё не успели закрыть двери, как по окнам потекли струйки дождя. Полёт в штатном режиме, без корма, но с водопоем - всего лишь полтора часа. И уже в самом начале быстренько стемнело - летим-то на восток, аж в следующий часовой пояс (а всего уже в седьмой после вчерашнего начала этой эпопеи).

Мягкая посадка, недолгое руление к терминалу. Дверь открыта! Высадка тоже по рядам, и тоже эффективная, а выдача нашего мини-багажа вообще моментальная. Новый аэровокзал самарского аэропорта Курумоч KUF просто порадовал. И вот мы уже в зале встречающих... А где тут встречающие? Надо бы снова позвонить и уточнить кто и где. Нет не надо, уже видим знакомые лица. Вскоре уже едем в город, и в тот же вечер началась наша обширная социальная программа.

А к авиационной тематике всерьёз вернёмся ровно через 4 недели в DME, если конечно вдруг не надумаем ещё куда слетать за это время, или добираться в Московскую область (собственно в Москву то нам и не нужно в этот раз) не поездом, а по воздуху.


6. Завершение прорыва в Россию (14-15.09.2020)

В этот раз оказаться в домашней обстановке ещё не означало завершения первой части нашей глобальной логистики: нам дали 72 часа то ли от прибытия лондонского самолёта в Домодедово, то ли от момента пересечения нами границы РФ и сдачи формуляра Роспотребнадзора чтобы полностью легализоваться. Для чего было необходимо получить отрицательные результаты ПЦР-тестов на коронавирус и загрузить их на портал "Госуслуги". Так что опять пришлось раскошеливаться, да и время на это потратить. С тестами справились уже в понедельник, свой первый полный день после прибытия. По ходу обзавелись и СИМ-картой, она нам была нужна ещё и для других формальностей.

Вечером того же дня правильные результаты были получены по эл. почте, и вот тут началось... Чтобы что-то на этот портал "Госуслуги" загрузить нужно сначала создать там свой личный профиль. И это тоже поначалу вроде бы удалось, но только однажды, второй профиль с тем же номером телефона уже не был воспринят сайтом. А первый был вроде бы функционален, но результат теста до конца никак не загружался, хотя связь у нас была доброкачественная. Так что пришлось отложить это дело на завтра, типа "утро вечера мудренее".

...Во вторник утром дела пошли ещё хуже: хотели сделать новую попытку загрузки результата, но тут уже и в первый профиль войти не смогли. Восстановление пароля не сработало - "профиль не существует". Создать несуществующий профиль заново тоже было невозможно - "номера телефона и СНИЛС заняты другим профилем". Так что пришлось прогуляться не только до салона связи, но и в поисках конторы способной решить эти новые проблемы. И таковая нашлась тоже недалече, называется она "Центр государственных и муниципальных услуг МАУ городского округа Самара «МФЦ». Там немного подолбились с этим несчастным профилем, но тоже не смогли его реанимировать, о чем даже выдали письменную справку - на случай административного или уголовного процесса за несоблюдение 72-часового срока.

Но уже через час всё пошло на лад: со второго телефона мы быстро создали второй профиль, и прямо с ходу загрузили с него результат соответствующего теста, да ещё и подтверждающий это протокол получили. На волне этого грандиозного успеха мы снова попробовали зайти и в профиль ушедший на самоизоляцию. На этот раз он оказался доступен, видимо усилия "МФЦ" всё же как-то его расшатали, или просто портал "Госуслги" перестал капризничать. Даже загрузка результата теста с этого профиля тоже вдруг сработала, вплоть до получения протокола. Так что не прошло и 48-ми часов как мы окончательно восстановились в своих правах, и недавно завершившееся (довольно долгое) пребывание за границей перестало быть официальным пятном на нашей репутации.


7. Отправление из DME (11.10.2020)

После прибытия в Самару на "Смартавиа" и до обратного вылета с "Бритишами" из Домодедово мы так больше ни на чём и не полетали. Все четыре недели перемещались немало и очень даже мультимодально. А в сам аэропорт выдвигались на автомобиле из Жуковского, так что в Москве вообще не засветились. Если не считать 14-ти минут на перроне Казанского вокзала в пятницу утром - от прибытия поезда из Самары до отправления следующей электрички на Раменское. 

******

Регистрация по интернет открылась за сутки, и мы сразу сумели отметить клеточки двух полётов: DME-LHR и LHR-GRU. Но распечатывать посадочные талоны уже не пытались, сразу согласились на опцию получения их в аэропорту.

Прибыли туда часа за три до вылета, у стоек регистрации было немноголюдно, и талоны нам выдали почти с ходу. Только поинтересовались правда ли что у нас есть ещё и бразильские паспорта вот с такими-то номерами и попросили их показать. И насчёт ручной клади были какие-то сомнения, но мы их отмели заявив что по пути в Москву к тем же самым вещам не было никаких претензий. И нам тут же повесили соответствующие бирочки, при этом железяки для проверки прописанных в билетах габаритов у них не было, мы её увидели только через несколько часов в LHR.

Быстренько прошли контроль службы безопасности, таможню (там на ходу спросили сколько у нас наличных денег и удовлетворились небрежным ответом) и паспортный контроль. Ждём информацию о номере гейта (её теперь скрывают до последнего, чтобы коронавирус не догадался) и понемногу слоняемся по пустующим помещениям.


Ого! В аэропорту "Домодедово" скоро заработает третье крыло. Ну это теперь уже очень надолго таких площадей будет хватать, и с избытком. Более половины табло международных отправлений оккупирует Анталья (7 строк) с ближними и дальними пригородами включая Стамбул (ещё 3, итого 10). Душанбе тоже светится трижды, это уже интереснее. Ереван дважды. Фергана и Ош закрепляют Среднюю Азию на втором месте, а Кишинёв пытается примазаться к выжившим представителям Зап. Европы - Лондону и Франкфурту. Кстати, о Лондоне, гейт как раз проявился, и он тут прямо рядышком. Но есть ещё время чтобы поискать более экзотичные воздушные суда.


Таджикистан! Впервые вижу самолёт этого нацперевозчика.

Вот и давненько уже приземлившийся турецкий "Пегас" добрёл-таки до своего стойла.


Ну а следующим подкатывает наш британец. Занятая позиция позволяла рассмотреть как из него тянутся и тянутся чем-то озабоченные пассажиры. Опять неплохо упаковался, как и в день нашего прилёта.

Потом самолёт ещё с полчаса зачищали и дезинфицировали, но точно в расчётное время нас пригласили занимать места - начиная с кончика хвоста.

*******

Дальше снимаю уже из окна самолёта.


Кому что, а мне тут интереснее всего те самолёты что прячутся за большим флаконом "зелёнки". Ну и малый (левый) флакон этой жидкости тоже. конечно.

Насколько мне понятно, "краснокрылы" (справа) очень дружат с прокатившей нас до Самары "Смартавиа" (она же "Нордавиа", бывш. "Архангельские Авиалинии"). В поисковиках этот рейс мне впервые попался именно под их кодом, а реальный перевозчик был указан в примечании.


Что касается доминирующей в "Домодедово" ярко-злёной раскраски, то даже стыдно признаться, но вот на многолетнем флагмане российских ВВЛ мне пока довелось полетать лишь однажды, причём на международке и нечаянно. Виновата "Иберия"  2011-м году перекинувшая нас на партнёрский рейс Мадрид - Москва из-за критического для планировавшейся стыковки опоздания своего самолёта из Сан-Паулу. Вспоминается что собственные планы на "С7" строил многократно, и даже заводил себе её бонусную карточку пытаясь собрать туда мили с полётов компаниями альянса "Oneworld", но потом её так и выбросил вместе с аэрофлотской - слишком много незачётов и в итоге хрен на них чего соберёшь с моих типичных налётов. С тех пор скорректировал бонусно-накопительную политику в пользу основных бразильских авиакомпаний, и дела на этом фронте пошли лучше.


Ну вот и мы поехали! Привет и зелени и нашим друзьям "Смартам".


А вот тут видны не только ещё один домодедовский флагман  - "Уральские Авиалинии", но и ещё один представитель пост-советской экзотики - "Air Moldova".

...Продолжаем катиться мимо стоянок аэропорта к началу ВПП:


Забавное движение как бы бесколёсных корабликов по бетонной глади. А на дальнем плане показался самолёт авиакомпании "Россия", ставлю ещё один плюсик.

С ходу заворачиваем на разбег и быстренько взлетаем. И опять, в третий уже раз подряд не в ту сторону. Так что снова разворот, и если бы не облачка, то аэропорт был бы виден здорово:


Продолжаем набирать высоту, и ковёр облаков становится многослойным, он всё больше уплотняется. Неужели как в прошлый раз - почти от самого Лондона до Москвы, только теперь в обратном порядке? Что касается территории России, то так оно и было. А вот западнее кое-что показалось между облаками, и в основном это были участки береговых линий разных морей:


В верхнем ряду речка Вента и балтийские пляжи Зиемупа в Латвии, а справа уже шведский остров Эланд и краешек собственно Скандинавского полуострова. В нижнем: (1) Фленсбургский Фьорд, тут Дания вдали, а Германия под нами; (2) Германия: устье реки Eider и город Heide (земля Schleswig-Holstein); (3) Германия: Восточные Фризские острова: Juist - Norderney - Baltrum (Ostfriesischen Inseln), земля Niedersachsen; (4) крайний север Голландии, а дальше уж и Северное море...  Эти и другие фотографии с названиями ориентиров можно посмотреть в полном фотоальбоме этого авиапутешествия.


8. Пересадка в Лондоне LHR согласно купленным билетам (11.10.2020)

...Над Северным морем облака начали расступаться, но самое интересное видим выше облаков:  А320 SAS летит примерно в туже сторону, но пониже и слегка перекрёстным курсом, так что вскоре он спрячется под нашим брюшком. Как потом оказалось, у него-то был точный курс на Лондон, а вот нас занесло куда-то правее.


Видимость становится получше, и замечаем что морской транспорт там сейчас трудится более интенсивно чем воздушный.


Ну вот он и "Альбион". Что-то Темза помельчала за последний месяц? Нет, это не Темза, а River Deben, поскольку населённый пункт на берегу был идентифицирован как Walton-on-the-Naze.  Вот мы где оказывается... 

Но и Лондон уже недалеко, начинаем снижаться. Вторую порцию видов этого города тоже отправляю в специальное приложение (№2): Знакомимся с Лондоном соблюдая (анти-)социальную дистанцию. Да и в том же фотоальбоме ссылка на который дана чуть выше они тоже все есть.

*******

На этот раз в LHR нас причалили к одному из гейтов зоны 5В, так что до 5А ехать чуть ближе. И пассажиров следующих на пересадку ближе к вечеру намного меньше чем утром.
Но служба безопасности знает своё дело: позакрывали ещё часть стоек, и очереди не уменьшаются. И бардак всё тот же. Если в первый раз одна из наших сумок надолго застряла до попадания в ящик для просвечивания, то теперь уже после. Мы сначала и не знали где её искать, а потом всё-таки увидели: стоит одинокая на каком-то столе уже продвинувшись дальше нас. И никаких досмотрщиков в ближнем радуисе. Но всё равно туда из-за прилавков не дотянешься, ждём когда кто-нибудь подойдёт и вызволит эту вещичку. Тем более что отсеялась вовсе не та сумка интерес к которой мы могли было бы счесть хоть как-то оправданным.

Минут через пять туда попал ещё и большой баул индийца с тремя бутылками вина и чем-то там ещё. А вокруг него прибыл и целый рой досмотрщиков, хором причитавших и дружно хватавшихся за головы. И они были больше похожи на пакистанцев чем на коренных англичан. Индиец с нашей стороны стойки примагнитился к ним, вернее к своему баулу, а мы деликатно отодвинулись в сторонку. Тут они нас и засекли и вежливо спросили чего нам тут надо. Мы показали на сумку и её кто-то тут же швырнул в нашу сторону. Похоже что вовсе и не открывали и ничего там не искали, во всяком случае к нам не было никаких претензий, а с нашей стороны тоже вроде бы не было повода предъявить жалобу на исчезновение части содержимого.

Идём к полноформатному табло терминала номер 5, но оно нас пока никуда не отправляет: "номер гейта будет указан за 90 минут до вылета". Однако у рейсов отправляющихся в диапазоне 2 или 2,5 часа хотя бы уже указаны зоны А, В или С. Так что и наша ожидаемая зона 5С через полчасика рассекретилась, едем туда. Кстати, в отличии от 5А там хотя бы есть бесплатный водопой типа фонтанчиков, а не только рукомойники и унитазы. 

А вообще в 5С почти пустыня сейчас, на сегодняшний вечер остаётся только два отправления - наш самолёт в Сан-Паулу и ещё один в Буэнос-Айрес. Ещё полчаса, и номер гейта тоже появился на табло. Проверяем: есть и аэроплан! И поблизости от этого гейта уже галдят кучки бразильцев. Представляю это воздушное судно в комплекте с двухместным габаритом для ручной клади по нынешним стандартам британской авиакомпании (нам этого вполне хватило), а также их стандартными кормёжкой-водопоем в одной коробке (тоже хватило, тем более что безвкусно):


Рассаживались по креслам опять чинно-благородно, аж минут сорок длился этот процесс. И загрузка экономкласса была уже не под 70% как при полёте из Сан-Паулу, а все 80-85%. И у нас тоже на 3 кресла объявилась ещё и соседка. Но она углядела где-то впереди более пустой ряд, поворковала со стюардессой, и после взлёта быстренько туда упорхнула.

Так что после приёма как бы пищи и принятия дозы вина мы смогли достаточно вольготно расположиться если не к полноценному сну, то к неплохому релаксу. 11,5 ч. полёта в темноте этому способствуют. Даже показалось что тряска в районе экватора снова была помягче привычных стандартов, видимо сказывается высота полёта В787 (почти все время около 13 км, минимум 12). 


9. Вместо эпилога 

...Побудка на как бы завтрак (12.10.2020) была ещё в темноте. А солнце возникло на горизонте уже на снижении:


Подводя итоги по авиакомпании British Airways, скажем ей спасибо за точное соблюдение расписания, да и вообще за то что она всё-таки летала по этим линиям в те конкретные дни. Когда мы покупали билеты и летели в Россию стыковки были возможны трижды в неделю, а когда возвращались, то уже снова ежедневно, почти как в былые времена. Но к концу октября частота снова снизилась до трёх в неделю, в ноябре до двух, а в декабре изобрели "новую британскую мутацию коронавируса" и оба звена цепочки разорвались - не летают они больше ни в Бразилию, ни в Россию. 

Зато с 17-го октября в Бразилию снова начала летать Turkish Airlines и вариант пересадки в Стамбуле стал реальным (хотя и не ежедневно как раньше), а потом восстановилась и связка рейсов Emirates через Дубай, тоже 3-4 в неделю. Так что если у кого есть и желание и все необходимые документы для въезда как в Россию, так и в Бразилию, то воздушные пути всё ещё не иссякли. При этом и через Стамбул, и через Дубай лететь уже подольше, но зато там и обслуживание на борту обычно получше, и пересадочные аэропорты намного адекватнее.

****** 

Приложения:
1) Бразилия с высоты 13 км: SP-MG-BA-PE под крылом B-787


6 комментариев:

  1. Проскочили. Все же у нас проще в аэропортах. Как говорится- пусть вирус нас боится. Большой вам плюс,что не испугались трудностей и совершили запланированное путешествие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Настали такие времена что международные авиаперелёты если кому и удаются, то почти всегда по второму купленному билету, а не по первому.

      Удалить
  2. Вести с фронтов: Air France

    Ещё в начале октября, т.е. до нашего обратного вылета, мы получили электронное письмо от отменившей наши рейсы авиакомпании с запросом банковских реквизитов для возврата денег за билеты.
    ----------------------
    Dear Sir/Madame,
    In order to process the refund of ticket 057-1450471851 and 057-1450471853, please provide the required bank details below.

    * Country of Bank Brazil
    Name of Account Holder: Max. 30 Character(s) (Alpha Numeric)
    Bank Name: Max. 55 Character(s) (Alpha Numeric)
    Bank Code: 3 Character(s) (Alpha Numeric)
    Branch Code: 4 Character(s) (Alpha Numeric)
    Account Number: Max. 13 Character(s) (Alpha Numeric)
    CPF/CNPJ Number: 14 Digit(s)

    We apologize for the delay and we look forward to your reply.
    Thank you and kind regards,
    Jermaine
    Air France Refund Department
    ------------------------------

    И тут же отправили все данные заполнив приложенный там формуляр на 100%.

    Только 27 января этого года получили от неё ответ, но зато сразу три документа:
    - квитанцию о получении этого запроса, в которой наши банковские реквизиты выглядели урезанными на две последние строчки (номер счёта и эквивалент ИНН)
    - обещание "в ближайшие дни" перечислить определённую сумму за один из билетов
    - обещание "в ближайшие дни" перечислить такую же сумму за второй билетов

    Сумма поначалу нас удивила тем что была на порядок ниже цены билета, но приглядевшись к цифрам внимательнее мы узнали именно те ценники которые приплачивали к исходным ваучерам при переоформлении на новые даты. А поскольку на новые даты у нас были билету уже до Самары и обратно, то фактически речь шла о цене билетов "Аэрофлота" между Москвой и Самарой, так что годичные ваучеры от 7-го мая 2020-го оставались в статусе неиспользованных. Хорошо ещё что не прислали новые годичные даты с датой последнего из отменённых рейсов.

    Деньги на счёт не поступали больше недели, и мы уже почувствовали что неуказанный в квитанции номер счёта это не к добру. И вот 5-го февраля новое послание от AFKLMservices@iscits.com

    -----------------------------
    Dear Mr. PASTOUKHOV/VIKTOR,
    We are sorry to inform you that we were unable to handle your refund request, as the bank details are not correct.

    Please submit your new request directly at https://refunds.klm.com with the correct details.

    We apologise for the inconvenience caused and thank you in advance for your cooperation.

    Yours sincerely,

    Airfrance
    Please do not reply to this automatically generated e-mail. If you have any questions, remarks or complaints, please contact us via Airfrance.fr.
    -----------------------------
    Т.е. "ничего не вышло, оформляйте новый запрос". Причём почем-то на сайте "КЛМ".

    Попробовали это сделать, но сайт "КЛМ" отказался обрабатывать запросы по билетам с кодом авиакомпании 057, его интересует только код 074.

    На сайте Airfrance.fr подобного сервиса вовсе не обнаружилось.

    Так что мы запротоколировали все эти события и отправили новый запрос по тому же адресу по которому в октябре посылали банковские реквизиты, приложили их квитанцию и попросили проверить куда они засунули номер счёта, повторив эту информацию ещё разок под конец.

    При таком ритме обработки информации следующий раунд переговоров по тем самым суммам ожидаем в мае, в комплекте с возвратом основной порции денег по годичным ваучерам.

    ОтветитьУдалить
  3. Вести с фронтов 2: частичный возврат от Air France на кредитную карточку

    Как оказалось, до мая этих денег ждать не придётся. Air France пока молчит, но вчера получил СМС и письмо по эл. почте от банка - оператора кредитной карточки:
    ----------------------------
    Você receberá um crédito do estabelecimento
    Af Internet Mc Sao Paulo Bra em sua fatura do seu cartão
    com vencimento em 11/03/2021, no valor de
    1.649,68 referente ao estorno da compra realizada em 02/08/2020
    ----------------------------

    Проверил через смартфон и оказалось что эта сумма уже на моём балансе - как раз та самая доплата сделанная в августе, и именно через эту кредитную карточку. Только в октябре нам почему-то отказали в такой форме возврата и запросили реквизиты банковского счета, с которыми потом так долго игрались. Обналичивание "отрицательного расхода" по кредитной карточке, это уже другая тема, но сумма небольшая, так что понемногу рассосётся. Вот когда в апреле от РЖД был такой же возврат единовременно по 23-м билетам, тогда пришлось повертеться

    В мае нужно будет оприходовать возврат по ваучерам, там сумма раз в пять больше

    ОтветитьУдалить
  4. Получили деньги даже раньше мая - сегодня, 19-го апреля. На тот самый счёт номер которого сообщали ранее. Несколько дней назад было неавтоматическое письмо от Air France с извинениями за долгую обработку данных и с заверением о том что номер счёта ими уже усвоен и скоро будет задействован. А сегодня новое письмо о переводе денежной суммы. Тут же проверил по сайту банка - и правда уже получено. В точности та сумма (8 с чем-то тыс. реалов) которую мы платили в декабре 2019-го года за билеты на май 2020-го. Так что теоретически без финансовых потерь, хотя курс реала к евро с тех пор ощутимо понизился. Но это уже детали, а история с покупкой - возвратом - новой покупкой и использованием авиабилетов для этой поездки теперь полностью закрыта.

    ОтветитьУдалить