понедельник, 8 февраля 2021 г.

Знаете, у меня есть друг. Покажу, как живет среднестатистический мексиканец

Tamarita - из путешествия За гранью неуверенности (Мексика, 2016)


Мы познакомились лет пять назад в Аргентине на водопаде Игуасу. Он был в ни чем не примечательных серых шортах, светлой майке, с рюкзаком за спиной и мятой панаме. Обычный прикид путешествующего человека. Но имя меня удивило - Хесус. Я спросила его об острове Сан Мартин, где жили игуаны и райские птицы. Он ничего о нём не знал, и согласился искать островок вместе со мной. В общем-то обычная ситуация и так бывает часто.

Мы нашли. На лодке перебрались на песчаный плёс острова, а там я оставила попутчика купаться. Сама же полезла вверх на скалистую стену острова и пробыла там четыре часа вместо одного часа. Хесуса внизу уже не было. С каким-то облегчением вздохнула, ведь всё время, что пребывала на острове, думала о том, что там, внизу, меня ждут. Чувство вины как-то потихоньку мучило. Вышла к туристическому поезду и поехала к каскаду Глотка Дьявола. По мосткам на сваях шла до каскада и смотрела в воду. Вдруг кто-то взял меня за руку, я вздрогнула. Это был Хесус. Он возвращался с водопада, куда я только ещё собиралась попасть. Тут я стала сумбурно извиняться за остров, что не уложилась в обещанное время, а он только рукой махнул: - Бабосада! (Ерунда) – и повернул обратно, чтобы снова пойти со мной.

Мы опять шли в одну сторону. Что это было? Случайность? Но говорят, что случайностей не бывает! Мы никогда не знаем наперёд, почему происходят случайности, и узнаём об этом позже, понимая и чувствуя связь событий. А тогда моя голова совсем не собиралась анализировать ситуацию, мне только хотелось избавиться от «прилипалы», который тащился за мной и не собирался покидать. Результатом знакомства с Хесусом стал вместе проведённый день, обед и ужин, поездка к острову с названием Три границы. В память о встрече он подарил мне футболку с символикой Мексики, и она мне пришлась впору. Вечером мы переехали границу в Бразилию и расстались – ему в одну сторону, а мне в другую, но не забыли обменяться электронными адресами. Пять лет мы вяло переписывались. Он слал мне мексиканские фото и звал в гости. Очередь до Мексики дошла в прошлом году. А до его города я добралась только через 10 дней нахождения в стране.

***
Автобус в Гвадалахару - крупный административный центр страны - уходил из Мехико не очень ранним утром. Почти не спешила, аккуратно собирая свои вещи.


Сегодня я прощусь с отелем «Республика», и отправлюсь покорять неизвестную Мексику, а для начала отправлюсь в город моего друга, который уже знал о моём приезде и, разумеется, ждал. Привычно вышла на улицу, где уже всё было знакомо, и не надо было кружить по переулкам в поисках остановок, площадей и городских проспектов. Завтрак состоялся у выездных кухонь, которые каждое утро вкусно и дёшево кормят мексиканцев перед началом рабочего дня. После этого за четыре песо троллейбусом приехала на Северный автовокзал, нашла там удобное место и, пристроив свою сумку, комфортно уселась в кресло зала ожидания. До рейса времени было достаточно. В десять часов утра начнётся для меня очередное маленькое путешествие с колёс.

Очень хотелось смотреть в окно на бегущие мимо ландшафты, а пока с не меньшим любопытством смотрела по сторонам.



В зале автовокзала находились турникеты с монетоприёмниками, и по тому, как к ним подходили люди, забрасывая монетки и легко проходя внутрь, нетрудно было догадаться об общественном туалете. Нужно ли об этом говорить – не знаю, но такое посещение общественного места мне понравилось, к тому же автоматизация не требовала присутствия какой-либо бабушки, или мужика-инвалида с костылём в руках для отслеживания безбилетников. Никто тобою не командовал, грубо окликая порою без повода, никто не выдавал лимитированный кусок туалетной бумаги и не кричал во всё горло, чтобы воду на пол не лили. А тут бросил монетку в пять песо, умный турникет только щелкнет, чтобы ты в курсе был, что вход открыт. Эту механизацию проверила на себе и осталась довольная опытом.


Слева от того места, где я ждала мой выезд, работали чистильщики обуви. Для того, чтобы культурно почистить обувь в Мексике, вам предстоит взобраться на громоздкий агрегат, или величественный постамент, а может быть трон. Они стояли в ряд и были выше человеческого роста. Уверена, что у сооружения имеется название, которого в русском языке ещё нет, дабы обувь у нас каждый чистит самостоятельно. Так вот, как только вы на него взберётесь, то сразу оказываетесь высоко над окружением и вас прекрасно можно созерцать отовсюду. Но клиентов чистильщика такое положение дел совсем не смущает и там, наверху, можно газету почитать, почесаться, а можно и вздремнуть слегка, свесив голову себе на грудь. Потом клиента разбудят, в этом нет сомнения, помогут спуститься по лестнице вниз и будут ждать следующего посетителя. А пока чистильщик разложит свои щётки, бархотки и крем по полочкам, потом весело потирая руки, станет зазывать на трон случайных прохожих. Такой бесперебойный конвейер пыльных башмаков – это ли не мечта всякого чистильщика в трудные времена международного кризиса?

Так за созерцанием текущего момента подошло время моего отправления. При посадке в автобус каждому пассажиру выдали дорожный набор продуктов из банки сока, бутерброда и яблока от автоперевозчика. Такое правило заведено в Мексике повсеместно, если путь предполагает быть долгим. Комфортабельный салон автобуса оснащён телеэкранами в спинках впереди стоящих сидений, бесплатный интернет предоставляется во всех автобусах дальнего следования, автовокзалах, розетки для подзарядки батарей располагаются индивидуально под каждым сиденьем. Для чего я это рассказываю? А чтобы вы представили, как же мне было кайфово в этом автобусе! В пять часов вечера я прибыла в Гвадалахару.


Хесус меня встречал на автовокзале, и я его не узнала. Он оказался похож на наркобарона – шляпа шик, чёрные очки, туфли лак, рубаха белая, ремень ковбойский. Я ему так об этом и сказала, на что мой друг искренне рассмеялся и посоветовал слова со смыслом «нарко» не произносить без дела. А так, в общем-то, всё хорошо, встреча стала радостной, приятная воспоминаниями и обсуждением плана действий на ближайшую неделю.

Для начала мы поехали на его "Фольксвагене" с белым кожаным салоном колесить по городу, и я не могла взять в толк, тот ли это путешественник в мятой шляпе? Ничего ли я не спутала? Мы останавливались в важных местах по мнению Хесуса, и он заставлял читать меня историю памятных мест Гвадалахары на специальных городских стендах.


Запоминающимся местом стала Арка Гвадалахары. Символический монумент возвышается при въезде в город с 1942 года. Воздвигнут он был в честь 400-летия города. Высотой в 14 метров сооружён в стиле европейского неоклассицизма, а отделан монумент элементами декора изобретательными народными мастерами.


Ещё одним знаковым памятником я залюбовалась – восьмиметровая бронзовая статуя богини Минервы, покровительницы не только военных, но и творческих достижений, изобретательства, возвышалась на одной из главных площадей города в центре транспортного круга, и мы, куда бы ни поехали, неминуемо проскакивали мимо воинственного символа города, то созерцая её профиль, то анфас.

Кроме того в городе высились подсвеченные купола церквей и храмов, огни переливались и играли на стенах белоснежных зданий. Стелы, открытые колоннады и аркады портиков сменяли друг друга, где каждая из них имела свою историю и важность. Только поздно ночью мы вспомнили про ужин, а нашли его с большим трудом, в то время, как магазин текилы на удивление работал круглосуточно.

Что мы ели? Понятное дело, традиционные мексиканские блюда под названием «такос» и «бурритос» густо сдобренные соусами и подливами. Технология приготовления блюд кажется простой – в тонкий блин заворачивают жареный мясной фарш с разными овощными или крупяными добавками, кладут на тарелку и поливают сверху всеми немыслимыми соусами – если блинный свёрток компактный, то это такос, а если щедрый, то бурритос. В общем-то, и то и другое мне казалось похоже, но от этого не менее вкусно.


Каждый день мы питались этим блюдом в разных вариантах, потому что Хесус его невероятно любил, и ездили для этого в ресторан Judas Tadeo. Название блюда "бурритос" переводится, как "ослики". Наверное, потому, что толстенькие и серенькие блинчики напоминают мексиканцам серых осликов. В честь этого важного момента на территории ресторана хозяин распорядился расставить статуи осликов во всевозможных забавных и простых позах. Это ли не решение бизнесмена?


Через несколько дней я уже не могла видеть все эти такос и сварила у Хесуса на кухне вкусный борщ с участием домработницы. Борщ я ела одна с большой обидой, потому что мой друг отведал его только раз, но похвалил. Он продолжал употреблять бурритос в прежнем режиме. Такова жизнь холостяка.

Интересный момент. Прежде, чем готовить борщ, мне было велено в течение тридцати минут все овощи и траву для него замочить специальным раствором, чтобы нейтрализовать вредные вещества в овощах. Причина в том, что овощи и фрукты в Мексике выращивают и хранят по специальным американским технологиям с применением химических веществ. Чтобы продукты можно было безбоязненно употреблять в пищу, их требуется обезвредить при помощи определённого количества капель жёлтого раствора на положенный объём воды. Такой вот напряг, хотя я не думаю, что в ресторанах с "такос" и "бурритос" соблюдают все правила их приготовления.

Что мы пили? Соки, иногда текилу и сопутствующие ей напитки в виде коктейлей. После знакомства с Гвадалахарой и поздним ужином мы заехали по моей просьбе в ночной магазин текилы и я купила Хесусу в подарок напиток из голубой агавы, хотя он сопротивлялся и утверждал, что дома у него есть целый бар напитков. Но должна же была я что-то подарить в честь своего приезда, а кроме текилы ночью уже ничего не найти.


Только после всех важных дел мы приехали к нему в особняк, а там ещё один "Фольксваген" с черным кожаным салоном и двери автомат. Три этажа винтовых лестниц с лифтом, похожим на стеклянную капсулу,


коллекции оружия по стенам, антикварная мебель, в общем всякие примочки, и я подумала, что это точно не тот путешественник в мятой панаме и рюкзаком за спиной?



Тогда, при нашей первой встрече, Хесус сказал о себе, что он счетовод и без подробностей.
- Ехала я в гости к счетоводу, а приехала к «миллионеру», - так ему об этом и заявила, но с вопросами не лезла.


Вместе с Хесусом живут два его взрослых сына, они вместе работают. Сыновья занимают первый этаж со всеми необходимыми для жизни помещениями и двумя рабочими кабинетами. Парни оказались скромными не по возрасту и слишком воспитанными. Они всякий раз спрашивали разрешение поговорить с отцом, если я была рядом.


Мне по приезду был предложен выбор - комната в доме, или же в отеле. Оказалось, что половина особняка не что иное, как домашний отель. Я выбрала отель. Мне понравился номер с мягкой, очень мягкой мебелью. Во второй комнате стояла царская кровать. В отель я заходила через крышу по железной лестнице, стараясь не греметь ступенями, чтобы не разбудить жильцов. Ведь каждый день мы возвращались поздно.



Когда бытовые вопросы были улажены, мы устроились на кухне в жилом доме, чтобы продлить общение.

А потом случился казус. Выяснилось, что мы с моим другом не очень-то текилу любили, хотя изначально думала о нём, как о пьющем человеке, то же самое Хесус думал обо мне. Нет, я не отрицаю площадь Гарибальди, но там настроение было другое, а тут хватало фужера коктейля на вечер в процентном содержании один глоток текилы к ста глоткам сквайрта.

Целыми днями мы разъезжали по интересным местам, посещали традиционные обряды, соседние города, выезжали на лоно природы и даже побывали на выставке животных. На второй день моего приезда в Гвадалахаре состоялось шествие в честь престольного праздника, посвящённого Святой Деве Запопан.

Каждый год 12 октября около миллиона паломников съезжаются в Гвадалахару с целью принять участие в священном шествии от Кафедрального собора до базилики Девы Запопан. Маленькую статую Святой везут на машине мужчины, но только делают они это при помощи толстых канатов, а не заведённого мотора в автомобиле. Так они показывают, как труден путь к настоящей вере и какие тяжбы нужно преодолеть, чтобы искупить хотя бы часть своих грехов. Для каждого участника такой «заезд» считается большой честью, жизненной удачей и даже возможностью прощения им грехов.

Мне хотелось побывать на таком многочисленном празднике, в церквях звонили уже в два часа утра, к тому же в новостях по телевизору обещали по завершении процессии «танцы до упаду» и разноцветный фейерверк. Но Хесус сразу отказался от этой авантюры, заявив, что на подобные многочисленные сборища не ходит во избежание неприятных инцидентов в плане взрывов, перестрелок и разборок с полицией. По этой простой причине план действий мы изменили и поехали в городок Чапала с интересными традициями и особенностями.

1 комментарий: