пятница, 4 февраля 2022 г.

Парковый комплекс истории техники им. К.Г.Сахарова в Тольятти

Виктор Пастухов из поездки по родным краям в сентябре-октябре 2020

Примерно половину всего времени нашего пребывания в городе Тольятти мы посвятили конкретно этому парку, кстати, довольно большому по площади. Он находится на Южном шоссе прямо напротив автозавода и служит буферной зоной между промзоной и жилыми кварталами - Парковый комплекс истории техники – им. К. Г. Сахарова

Если по ссылке выше открыть карту парка в режиме спутниковых фото, то может показаться что это аэродром: самолёты и вертолёты сразу бросаются в глаза. На самом деле, в штучном исчислении там намного больше всякой другой военной техники: танков, артиллерийских орудий, бронетранспортёров, грузовиков и подобного. А по собственным размерам выделяется подводная лодка, которая считается самой большой среди дизельных.

Но второе и многие последующие места по размерам отдельных экземпляров занимают уже как раз самолёты и вертолёты. Вот как раз с винтокрылой тематики мне и хочется начать более подробную презентацию.

Ми-6 и Ми-26:



Ми-10:


Ми-8:


Ми-2:


Ка-27:


А также уже знакомый нам по Сызрани Ми-24:



В списке на сайте учреждения числится ещё и Ми-1, но мы его там что-то не приметили. Да и по спутниковым снимкам Google Maps тоже проявлятеся лишь 7 вертолётов. Жаль ещё что нет пока моего любимчика Ми-4, но в целом раздел зачётный.

Реставрация и окраска этих машин движутся понемногу, видно что на данном этапе приоритет по этой части в музее под открытым небом отдан относительно малоразмерной наземной технике, а не летательным аппаратам.

******

Если вместо восьми списочных вертолётов в парке мы увидели только семь, то по самолётам как раз наоборот. Сайт парка обещает 15 экземпляров:

"...бомбардировщик Ту-16, истребитель-бомбардировщик Су-17М, истребитель-бомбардировщик СУ-17М4; фронтовой бомбардировщик Су-24, фронтовой истребитель МиГ-15, фронтовой истребитель МиГ-21, фронтовой истребитель МиГ-23, истребитель-бомбардировщик МиГ-27М, многоцелевой истребитель МиГ-29, палубный самолёт Як-38, бомбардировщик Як-28, парашютно-десантный самолёт Ан-2, пассажирский самолёт Ил-14, учебно-боевой самолёт L-39 «Альбатрос», учебно-боевой самолёт L-29 «Дельфин»"

А на снимках "космической разведки" их проявляется 19, так что после данной редакции сайта было как минимум четыре пополнения коллекции. Или даже больше, если тут тоже вдруг обнаружится какая-то пропажа. Наверное, для полной отчётности стоило и таблички фотографировать, они стоят перед каждым экспонатом, но меня тогда на это не потянуло, так что пока продолжим проверку целостности заявленной коллекции, а потом займёмся идентификацией "довесков".

Проще всего выделить самый крупняк - возглавляющий этот список Ту-16:


Дальше его коллега-бомбардировщик той же эпохи Як-28:


И ещё одно творение того же КБ, Як-38:


Больше в списке нет ни "тушек", ни "яков", но у меня в фотозаначке есть ещё и Як-18Т:


Зачтём его как "дополнение №1", а теперь поставим галочки на двух "учебниках":


L-29.


L-39.

И пройдёмся по пятёрке "МиГов", начиная вот с этого ряда:


Слева направо тут МиГ-15, Миг-21, Миг-23 или Миг-27М (из этой пары там нашёлся только один и крупным планом он у меня не зафиксирован), а на переднем плане "дополнение №2 - МиГ-25, правее которого выглядывает хвост ещё одного дополнения (№3) с теми же цифрами:


Су-25.

Что касается более пожилых "МиГов", то они тоже были засняты и вблизи:


МиГ-15.


МиГ-21.

В списке был ещё и МиГ-29, и этот красавчик оказался на месте:


А между ним и МиГ-25 стояло "дополнение №4":


МиГ-31 (?)

Посмотрим теперь на всё это хозяйство сверху (с помощью Google Maps), чтобы разобраться что там ещё нужно дополнить:


Верхняя линия начинается (слева) с Ту-16, он уже предствлен на первом снимке предыдущего сообщения.

А дальше тут три "Су", два из которых очень похожи между собой:


Су-17М4 (?)


Су-17М

А ещё один это бомбардировщик, Су-24:


"Клеточку" правее занимает пара предствленных выше учебных самолётов L-29 и L-39.

А в "главном стойле" осталось ещё разобраться с тремя прямокрылами.


Ан-2 на сайте парка-музея был обещан.


А Ан-26 это "дополнение №5".

И на десерт у нас остался уже проявлявшийся на втором плане Ил-14:


Итого 15 - 1 + 5 = 19, количественно всё сошлось, а если что-то напутал по типам ВС. то прошу поправить .

******

У меня сложилось такое впечатление, что пока экспонаты пока ещё только прибывают туда на хранение из разных мест где были совсем позабыты-позаброшены. Музей-то новый. Хоть он и существовал с 2001-го года в качестве "Музея АвтоВАЗ", но муниципальным и широкопрофильным стал только 6 лет назад. И по деревьям малого роста тоже понятно что парк начал формироваться недавно. А автомобильный павильон там остался внутри и вход туда по отдельным билетам, так что этот в спецрепортаж не стал его включать: он представлен в заметке о нашей поездке по Автозоводскому району.

Работа по восстановлению полученных образцов техники ведётся активно, но на данный момент основные результаты ощущаются в тематике "75 лет Победы":


В том числе и делегат от вражеской стороны выглядит свеженьким.


Да и инженерная техника последующих десятилетий тоже в основном уже в порядке:


БТРы, БМП и прочие подобные радуют глаз почти все.


И на некоторых из них там прямо за забором катают за дополнительную плату:


Как раз по наиболее интересной для меня авиатехнике сейчас наблюдается самый низкий процент восстановленных экземпляров, и это объяснимо: проще начинать с танков и грузовиков чем с таких развесистых штуковин как Ми-6. Но думаю что "процесс пошёл", и года через 3 все экспонаты этого парка-музея будут выглядеть достойно - с  учетом того что 3 года назад мало кто слышал об этой площадке даже в соседней Самаре, а сейчас она уже становится популярной.

Отмечу что там уже есть не только авиация, но и "антиавиация", с которой как раз и связаны мои воспоминания о военной службе. Правда, родного С-125 не нашёл, но было полезно узнать что историей уже стали и более новые системы:



******

Ну а что ещё там зацепило? Танки, самоходные артустановки и прочие пушки как-то нет, хотя их в парке-музее немало. Мне было приятно увидеть вот эти грузовики:


ЗИЛ-157.


ЗИЛ-131.


КрАЗ-255.


Урал-375.

******

А закончу этот обзор самым крупным из экспонатов парка-музея:


Подводная лодка Б-307 проекта 641Б "Сом" это просто гигант, водоизмещение судна 3600 тонн, а экипаж 78 человек. Рассчитана на погружение до глубины 300 м и автономное плавание до 80 суток.


Сама эпопея доставки на площадку музея ставшего его главной приманкой экспоната тоже заслуживает тематического стенда.


С устройством подлодки можно ознакомиться и изнутри: экскурсии проводятся по особому расписанию и по отдельным билетам.


P.S. Это был беглый рассказ только о "главной территории" парка-музея, а по соседству есть ещё есть и "площадка №2" с паровозами и много чем ещё, но в тот день она была закрыта для посещения. ВАЗовское ядро музея представлено здесь: По Автозаводскому району Тольятти

Полный фотоальбом из этого комплекса: 2020 RUS Тольятти: парк истории техники - Togliatti: PKITIS




Комментариев нет:

Отправить комментарий