воскресенье, 10 февраля 2019 г.

Заповедник Канайма: к водопаду Анхель

Tamarita - из путешествия Удивительные приключения на севере Южной Америки (2011) - ч.4

(ч.3 здесь: Лагуны заповедника Канайма).

Сегодня собираемся на Анхель, берём самое необходимое и лёгкое, кроссы нужны, а я оставила их в Боливаре. На мне резиновые открытые сандалии, Кайко категорично заявил, что я не дойду. Одногрупники дали носки, не помогает, говорит, что не могу идти без обуви. Муравьи очень опасны.
- Какие муравьи? Ты что, Кайко? Ты вообще знаешь, сколько я вынашивала эту мечту? Тебя ещё на свете не было, а я уже рвалась в ваше посольство в Москве и билась за Анхель. Да, не получилось, поэтому сейчас я пойду хоть босиком! Да ты ведь меня совсем не знаешь! Потом может и пожалею, но сейчас на дороге не стой!

Отправление как-то затягивалось, работники лоджа медлительны и неспешны. Муравьёв бы на вас! Кайко камарикотский слоняется из угла в угол. Я осторожно выступила на него, я ж без кроссовок, а была бы в них…

Наконец-то тронулись. По пути на пристань наш гид забежал в свою хижину, я думаю приложиться, он всегда в лёгком подпитии, а позже нас нагнал. Я постоянно задавала ему вопросы, он с удовольствием отвечал и его глаза блестели. Говорит, что турист пошёл вялый и ничем не интересующийся.Начитаются в интернете и вопросов не остаётся, а ведь только они - индейцы, знают все ответы. Как назывался водопад Анхель до того? Сейчас выговорю - Керепакурай Вена! В общем с ним мне интересно и я не отстаю от него ни на шаг.

Нас 13 чел. и пока загружали в лодку продукты, воду и пластиковые мешки с нашими вещами, наши мужчины учились у Кайко качаться на лианах.



Это смог сделать Павел и ещё один турист из Сербии. Из девушек только одна, конечно …не я, мои ноги не оторвались от земли даже на 5 см.

Загрузились, напялили жилеты, поехали! Плавное и ровное движение реки, скорость хорошая, рассчитываем на 4.30ч. пути, т. к. вверх по течению. До Анхеля нам плыть 53 км.


То справа, то слева внезапно из облаков выплывают тепуи не естественных форм, с плоскими вершинами - столешницами. Над нами солнце, нужен крем от загара. Но даже с кремом обгорели почти все, хоть и обдаёт всё время брызгами, холодит тело.



  


По пути остров, где нас высаживают и на другую сторону идём пешком через сувенирный навес,


а лодка порожняком пойдёт по порогам. Это ещё как - по порогам? Отвечает - увидишь! Мы с Кайко незаметно ушли далеко вперёд, но на другой стороне острова все воссоединились, а лодка уже ждала.

Пейзаж не надоедлив, всё время меняется.


По берегам непроглядно – непролазные джунгли, а над ними тепуи, на вершинах которых мирно лежат облака и отдыхают в глубоких расщелинах. Все тепуи с отвесно – ровными стенами, покрытыми почти до середины тропическим лесом и примерно все одной высоты.
Начинаются перекаты, камни поросшие мхом торчат из воды. Лодка карабкается вверх, мотор Ямаха в 75 л.с. ревёт, взрывая тишину. Камни скребут дно, их всё больше и они крупнее.



Тепуи, тепуи, тепуи… . Река временами вздымается на камнях и бьётся в лодку и о нас. Сидящие сзади без конца черпают воду из нашей долблёнки, кроссовки у всех промокли, я в сандалях и кожа на моих ногах вся сморщилась от воды, но тепуи неописуемо красивы и никто не обращает внимания на мокрые кроссовки, на вздымающуюся реку, на рвущийся в рёве мотор. В случае чего я надеюсь только на жилет.

Река поднимается всё круче вверх, всё тяжелее идти по ней. Лодка с надрывом въезжает на пороги, прыгает на небольшие водопады. На носу рулевой с веслом, едва успевает её направлять, что б не налететь на каменную глыбу. Нужно иметь очень сильные руки!
Кайко понимает, что чем дальше, тем трудней и просит всех мужчин на перекатах прыгать в воду и тащить лодку в гору. Женщин пока не трогают. Сейчас не большая вода и можно перевернуться, поднявшись на камне, не раз она уже опасно кренилась.


Наши мужчины каждые 5 – 10 мин. прыгают в воду, все вымотались, устали.


Наш Павел самый зрелый в группе, но молодым не уступает. Иногда лодку уносит назад и тогда мужчины из последних сил её удерживают стоя по пояс в воде.


Просто какое-то жестокое испытание! Мы все до нитки мокрые. Мне стыдно за нас с Юлькой, мы самые тяжёлые и я несколько раз порывалась прыгнуть в воду на помощь, но она крепко держала меня за руку.

Но средние камни - ещё пол беды, а вот потом пошли глыбы, похожие на айсберги, отвалившиеся от тепуй. Они поднимались над водой, образуя между собой суженные проходы, через которые наша лодка просто щемилась, а дно скребло, как скребком. Мужчины изорвали о камни всю обувь и вдруг внезапно впереди я увидела Анхель. Я его узнала! Мы все, как дети смеясь смотрели на него, как на диковинную игрушку. Он исчез за каменными глыбами и лесом, также внезапно, как и появился.

И наконец, мы пристали к острову из гладких булыжников, называется он Ротон. Итак, мы вымучили эту реку Чурум! А дальше восхождение к подножию Анхеля, но его отсюда совсем не видно.

Идти нам 800м. на высоту 684м. Подъём около часа. Вещи наши выгрузят на месте ночёвки, а мы с водой и фотиками отправляемся дальше.

На всей территории Венесуэлы водится белая двуглавая змея - морона. Вторая голова на хвосте. Предполагаю, что ложная. Её яд используют, как противоядие. Живьём заливают белым ромом и она, извиваясь, отдаёт весь свой яд. Дав настояться этому снадобью, употребляют его в течение 3-х дней по 50 гр.После этого вас могут кусать все: пауки и змеи, скорпионы и муравьи, даже собаки. Всем хана!

Булыжники скользкие, надо преодолеть этот остров и добраться до твёрдой земли. Ноги у всех трясутся от напряжения в лодке и не слушаются. Передвигаемся по дециметрам, никогда б не поверила, что это так сложно. Наконец-то выползли на лесную тропу. Ну, здесь мы сейчас разовьём скорость! Но вся тропа увита всякими корнями и лианами, которые существенно мешают двигаться.


Ну, ничего! Сейчас они кончатся и тогда, вперёд!

У меня ноги открыты полностью и без носок, а Кайко босиком! Предупредил что б смотрела куда ступаю и за что придерживаюсь. Здесь полно тех самых, злючих муравьёв! Следить надо, чтоб не поранить ноги, они мне ещё нужны. Корни не кончаются, а уже в 2 и в 3 этажа. Идём не по тропе, а по лианам, как по верёвочным лестницам, карабкаемся вверх, жара, пот течёт ручьём.

Джунгли вплотную подступают к тропе, солнца не видно, в вышине постоянно звенит какая-то птица, похоже на дверной звонок. А может это уже слуховые галлюцинации? Стволы деревьев влажные и скользкие, как и лианы под ногами. Усилия прилагаем неимоверные, что б двигаться. К лианам добавляются камни большие, острые и скользкие.

Слышится шум водопада, нам нужно подняться до смотровой площадки, кажется эта дорога никогда не кончится. В какой-то момент я понимаю, что больше не могу идти и стало невыносимо больно от мысли, что Его не увижу. Ведь я почти у цели и всё! Больше не могу, ещё немного и упаду. Где ты, моё второе дыхание? Приди! Не пришло. Пропускаю всех вперёд, отдышалась немного и поползла в буквальном смысле слова. Держусь руками за камни на тропе, уменьшив нагрузку на ноги, двигаюсь дальше.

Плевать мне на всякую живность. Вверх и вверх! И вот! Первая смотровая площадка! Здесь задерживаюсь, смотрю, как заворажённая на сальто. Первые фото.


Вдоль отвесного склона могучий белопенный водяной столб высотой более километра ( я не ошиблась) низвергался с плато и летел в долину тугой ревущей струёй. Но пролетев 2 трети пути он вдруг как –будто таял и обрывался в тумане, превращаясь в мелкую водяную пыль, а ещё ниже, как бы рождаясь из ничего, бурлила река.

Здравствуй мой Анхель! Кажется я шла к тебе вечность и вот я стою перед тобой! Я знаю о тебе всё, когда ты полноводен, когда нет, какая высота и сколько тебе тысячелетий, как открыли и когда. Я знаю, что иногда ты летишь из своих расщелин в 3 струи и тогда с этой смотровой площадки тебя не видно, ты заливаешь её дождём. Я чётко и ясно тебя представляю уже давно. Здравствуй!

***
Отдышалась и на вторую площадку! Нет, эта дорога невыносима. Она ещё круче, но благо коротка. Объединяюсь с группой. На лицах счастье и ликование. Миллион лет он шумит так же, как сейчас, и также бешено летит вниз. Природа, ты показала мне ещё один свой шедевр, спасибо!

В 1947 г. водопад тщательно измерили, получилось 979 м., позже более точные приборы зафиксировали высоту в 1054м.! А высота самого плато над уровнем моря 2950м. На вершине дождей в 5 раз больше, чем у подножия. Район сильнейшей грозовой активности, все деревья разбиты грозой, только молодая поросль, как и на Рорайме.

Открыл его случайно отчаянный лётчик Энджил в 1935 г., в его честь обозвали водопад. В поисках алмазов он потерпел крушение на Ауян – тепуи, смог выжить, но самое удивительное, что смог спуститься и выйти к людям через джунгли, кишащие змеями и крокодилами.
Кстати не исключено, что вод. Анхель придётся расстаться с титулом Самого Высокого в мире. Итальянский путешественник Гарбари, исследуя южные р-ны Венесуэлы, обнаружил водопад, намного превышающий Анхель. Но из-за недоступности тех мест, пока не удалось его точно измерить. Будем ждать сенсации!

Отдохнув, мы спускаемся по обломкам гладко выглаженных скал вниз к озерку у подножия. А вот и муравьи.

- Привет, вы что здесь делаете на голых камнях?

Они были похожи на чёрных, перехваченных в талии, ос. Всё, можно искупаться, здесь глубоковато для меня и я просто обливаюсь, а народ попрыгал под струи Анхеля, наслаждаясь прохладой и смывая усталость. Вода водопада имеет желтоватый цвет, (да и сама гора Ауян золотистого цвета,) это минералы из каньонов сверху, и тем не менее она питьевая.




Кайко-камарикот, за его спиной вдалеке водопад с другой горы. Каждый тепуи кроме Рораймы имеет свой водопад .

Не лучшее время для посещения - июнь, июль и август. Водопад полноводен и его не видно в собственном тумане, да и река Чурум заливает лодку. А вот сентябрь и октябрь самое хорошее время.

Да, всё замечательно, но мы совсем забыли, что нам ещё возвращаться. Спускаться вниз по такой тропе - испытание, а уже смеркается. Возвращались в сумерках, спуск легче физически, но при неловком движении сандалии за всё цепляются. Ноги натружены и уже чувствуют каждый камешек и каждую верёвку. Наступила ночь, идём в полной темноте. Павел рассказывает, как он заблудился в индонезийских джунглях и ему пришлось в них заночевать. Было так страшно, что хотелось закопаться в землю, под ногами и руками шевелилось всё и ночь показалась годом, к тому же потерял велосипед и документы. Выжив, решил все проблемы и снова в путь.

А группа уже ушла далеко вперёд, нагоняем, у них 2 фонарика ,уже легче. Скорей бы выбраться отсюда и отдохнуть, а ещё б ноги не сломать. И наконец, вышли к реке. Всё! В лодку и на другой берег, а Он всё шумит, сбрасывая вниз свои воды, освещённый луной.
Оказывается, что полуобморочное состояние было не только у меня, с одной лишь разницей, что к ним пришло второе дыхание, а ко мне нет.

Умываемся в реке, гамаки уже развешены, пледы розданы, курица на костре, ужинаем и ложимся спать.


Ночью пошёл дождь, а Он шумит. Я слушала Его всю ночь. Зачем мне всё это? Не знаю. Мне холодно в этом дырчатом гамаке, я испытываю жуткий дискомфорт, лёжа в этой авоське, у меня болят ступни ног и тело, я боюсь возвращаться по этой коварной реке Чурум. Но! Мне хорошо! Я ни с чем не могу сравнить это состояние и описать его трудно, но мне удивительно хорошо!

Утром на речку чистить пёрышки. Ауян тепуй отливает золотом, то скрываясь в облаках, то появляясь вновь.


А Он шумит, обласканный лучами восхода. И так будет всегда!

Мы возвращаемся, вода в реке поднялась после дождя, благополучно спускаемся, спрыгивая с водопадов.



По прибытии всем троим нашим камарикотам даём чаевые, прощаемся, ещё раз купаемся в лагуне и самолётом улетаем в г.Боливар. Прощай Анхель!

В продолжении: ч.5. У подножия горы Рорайма

Комментариев нет:

Отправить комментарий