понедельник, 17 августа 2015 г.

Ностальгический полёт над сердцевиной Южной Америки

Виктор Пастухов, спецрепортаж из путешествия Арекипа - каньон Колка - Куско и Священная Долина Инков (январь-февраль 2015)


8.02, вс.: Куско - Лима - Сан-Паулу. Авиадесерт к этому путешествию выдался довольно эмоциональный: увидел с воздуха много знакомых мест, которые несложно было распознать и вдоволь повспоминать о том, как путешествовал по тем краям. Плюс несколько интересных объектов и знакомых географических названий расположенных относительно недалеко от уже пройденных маршрутов, так что есть у нас ещё резервы в этом занятном регионе.  Ну а начиналось всё со знакомства с ещё одним южноамериканским аэропортом - города Куско. Находится он практически в черте города, размер и удобства терминала вполне адекватные. Единственная ВПП расположена на высоте  3310 м над уровнем океана.



Международный аэропорт Куско носит имя лейтенанта Алехандро Веласко Астете, первого пилота преодолевшего Анды и посадившего здесь самолёт (вылетел он из Лимы, с берега Тихого Океана). Это произошло 31-го августа 1925-го года, а ещё через четыре недели храбрый уроженец Куско погиб при неудачной посадке в г. Пуно, пытаясь продлить воздушный путь из перуанской столицы до самого озера Титикака. Было ему 28 лет.

90 лет спустя самолёты из Лимы прилетают регулярно, около десятка рейсов в сутки. У одной только LAN целых три утренних, и один из них скоро увезёт нас в обратном направлении - в Лиму. Вообще-то нам нужно совсем в противоположную сторону, куда из Куско напрямую не летают, поэтому сначала придётся в Лиму на пересадку, а потом снова над этими местами пролетать уже правильным курсом.



Зал регистрации - табло прибытия - зал ожидания выхода на посадку ("накопитель"). Вот уже и наш самолёт пристроился к телетрапу - новенький А320 с более выразительными чем у базовой модели законцовками крыльев. Всё вовремя: размешаемся в салоне, отправление.



Прощаемся с аэропортом Куско и с только что прибывшим самолётом конкурентов - уже ставшим редкостью в мировой гражданской авиации ветераном В737-200 компании PERUVIAN.

Пробежка, разворот, энергичный разбег и вот уже летим! Смотрим в окно по левому борту.



Сразу узнаём тот самый проспект по которому въезжали в горорд со стороны Арекипы, длинный, двухполосный, с бульварами посередине и-или по краям на многих участках. Это  Avenida de la Cultura, которая тянется через весь восточный сектор Куско. Характерное круглое здание - Templo Santa Rosa.



У восточной окраины сужавшийся было город снова немного расширяется - это районы LARAPA и SANTA MARIA. А ещё в трёх километрах оттуда...



От ставшей уже совсем узкой долины Куско окраины города вгрызаются в узкие ущелья. Из них на отделяющую ее от Священной Долины возвышенность кое-где поднимаются грунтовые дороги местного значения - настоящие серпантины



Склоны эти только внизу крутые, а верхняя часть очень даже благодатная. Здесь как раз мы видим краешек непосещённого нами в этот раз исторического памятника TIPÓN.



А это ещё немного дальше, вот уже на втором плане и показалась другая долина, та самая.



Долина реки Урубамба (она же Вильякота), она же Священная Долина Инков. Река течёт здесь справа налево, и спускается отсюда к уже знакомым нам местам: Писак, Ольянта, Мачу-Пикчу...

А уходящая от неё вверх по противоположному склону дорога тянется к национальному парку Ману.

После этого много обещающего аперетива облака сомкнулись надолго и лишили нас шансов увидеть каньон Колка, Арекипу, Наска... Пока летели над континентом, любовались только их белым ковром и кое-где приподнимавшими его белыми вершинами. Ну и перекусили слегка - тематический бутерброд с кофе от местной авиакомпании пришёлся кстати. Только у самого побережья   облака расступились.



А воды Тихого Океана мы снова увидели точно в том же месте, где и в полёте Сан-Паулу - Лима 11 дней назад (Анды под крылом самолёта) - у мыса Punta Corrientes (можно проверить вот здесь).

Но на этот раз воздушная трасса побыстрее ушла за береговую линию, и снова увидели землю по своему борту мы только после разворота перед заходом на посадку в аэропорт Лимы.



И эти портовые и припортовые картинки нам тоже уже были знакомы.



А вот в цветном букете стоявших в аэропорту воздушных судов произошли некоторые изменения. С особым удовлетворением отмечаю явление Лиму столь близкого мне ЕМВ-190 (в раскраске местно-глобальной авиакомпании TACA, она же AVIANCA).



Перед касанием полосы мы видели точно такой же как наш A320 LAN стоящий у ее торца в ожидании разрешения на взлёт. И вот он уже начинает набирать высоту.

А мы на пару часов приземлились в аэропорту Лимы в ожидании своего рейса на Сан-Паулу. Весь багаж состоял из ручной клади, границу прошли быстро, и любуемся теперь самолётами через зелёные стёкла международного крыла терминала.



В дополнение к замеченному ранее северамериканскому широкофюзеляжнику проявился ещё и европейский. Почти под стать им по пассажировместимости и длинный А321 (той же самой ТАСА). А вот и наш В767 ТАМ, осталось занять свои кресла и полетим в Сан-Паулу.

Уже с борта самолёта покатившегося к точке начала разбега отмечаем: А319 LAN раскрашен не только её стандартными узорами, а пара B737 PERUVIAN выглядит поновее, чем тот, что встретили в Куско, эти уже серии -300.



В стороне от терминала стояла ещё пара таких же: ТО, даже со снятием двигателей с одного из них.

Ну а самое главное - снова Back to USSR. Наиприятнейший коктейль из массы Ми-8, остатков двух гигантов  Ми-6, и военно-гражданских Ан-26 / 32.



На это раз удалось рассмотреть всё это получше, чем при вылете в Арекипу.

Ну а вид по правому борту на г. Кальяо, мыс, порт, и остров Сан-Лоренсо это уже почти полное дежавю:



Хотя с освещением было более удачно на этот раз. Ну а сам город Лима (в смысле центральная часть этого мегаполиса) опять остался по другому борту, мы с блеском упустили все четыре шанса увидеть его с воздуха: две посадки и два взлёта смотрим в противоположном направлении. Таково уж там преобладающее направление ветра,  определящее откуда приближаются самолёты и куда они взлетают, заранее угадать это мы и не пытались, а борт выбирали из других соображений - чтобы основную часть полёта находиться на теневой стороне.

Перуанское побережье в этом полёте больше уже почти не увидели: сначала трасса шла над океаном, а потом резко повернули на континент и оказались над ещё более плотными чем утром облаками. И снежные шапки гор из них уже почти не выглядывали.



Но вот этот кусочек нам всё-таки улыбнулся. По светившейся тогда на экране полётной карте и последующим блужданием в Google Maps удалось вычислить, что это немного севернее долины реки Колка, у местечка которое называется Escalera.

А вот и Боливия!

Господство облаков закончилось только вместе с перуанской территорией, над водами озера Титикака, которое на сей раз показалось лишь чуть-чуть. Дальне трасса пошла южнее, чем в полёте Сан-Паулу - Лима, прямо над городом Ла-Пас, от которого с нашей теневой стороны можно было увидеть лишь выезд по R-19 (она ведёт к стыку границ Боливии, Перу и Чили).



После этого "альтиплано боливиано" отступает ещё дальше на юг, а на ближнем плане у нас теперь долины рек, спускающихся от Ла-Пас в Амазонию по замысловатой траектории - сначала на юго-восток, а потом постепенно поворачивая к северу. Вспомнилось, что около десятка лет назад мы летели из Ла-Пас в Санта-Крус и были удивлены особенностями местной воздушной трассы: после взлёта самолёт не стал набирать высоту для ожидавшегося прыжка над снежной грядой с левой стороны, а юркнул в долину вправа, и так потом над этой рекой и спускался к низменности Восточной Боливии.



Вот фрагмент этой долины: городок Mecapaca и слияние с крупным южным притоком (это место на карте).



А это ещё один приток с той же южной стороны: получается, что мы сейчас пролетаем в точности над пиком Ильямани! (см. фото из полёта Сан-Паулу - Лима)

Ну а следующий узнаваемый участок навеял воспоминания о путешествии в октябре 2013-го.



Славный город Кочамбаба, по которому мне довелось побродить менее полутора лет назад. Даже угадывается гигантская статуя Христа на горе Конкордия (зелёное пятно в самоё середине кадра, а центр города правее)



В этом ракурсе Конкордия уже скрывается за облачком, выше которого можно рассмотреть часть аэропорта Кочабамбы.



Через пару минут уже видим соседнюю долину - Valle Alto или Valle de Punata. Да и сам город Пуната тут хорошо виден в верхней части снимка. А на переднем плане тут городок Tiraque.

Первая половина того путешествия по центральной Боливии продолжает раскручиваться в обратном порядке, вот они, Valles Crucenõs:



Те самые долины и хребты между ними, по которым мне довелось целый день трястись в автобусе до Пунаты. Какой-то из ближних городков это памятная остановка Comarapa. А из более дальних -  пункт отправления, Mairana. А вот соседний с ним Samaipata скорее всего прячется в складках рельефа. См. репортажи их этих мест: Связка Самайпата - МайранаПо "старой дороге" RN-7 на Кочабамбу.



Ну а ближе к нашей трассе уже не хребты и долины, а покрытые густым зелёным лесом отроги, уже почти на уровне равнины. Это слияние двух рек находится в самой середине Нционального Парка Амборо, см. точные координаты



Чуть южнее отсюда, последние складки гор ощетинились в сторону более высоких хребтов полоской обрывов глинистого цвета. В полёте из Сукре в Санта-Крус уже видел это место совсем вблизи: самолёт снижался и проходил немного южнее этого места. Снимок из репортажа Боливия из окна самолёта можно посмотреть по этой ссылке. А вдали слева уже показалась и знакомая река.



Именно по этой дороге вдоль реки Пираи и выезжал в конце сентября 2013-го из Санта-Крус в направлении Самайпата. На этом участке цепочкой тянулись пригородные посёлки, было много остановок и "лежачих полицейских". Городок напротив заметного притока реки Пираи называется El Torno. А ближний к нам (на левом краю снимка) это уже La Guardia, практически уже юго-западный край главного боливийского мегаполиса, Двухполосный проспект Avenida Grigotá дотягивается прямо сюда, а потом постепенно становится обычной боливийской автотрассой.



А вот уже и Санта-Крус-де-ла-Сьерра! Во всём великолепии своей концентрической планировки.



Нулевая отметка города это площадь 24-го Сентября - зелёный квадратик в центре креста из трёх белых облаков (сверху, справа и слева от него) и тёмной тени от облака (снизу).  Ещё ближе к нам и чуть выше этой тени от облака видна другая памятная полоска зелени - парк Ареналес (см. Санта-Крус, где замыкаются круги). Ну а слева на ближнем плане у нас северо-восточный сектор города, здесь за 4-м Кольцом начинается большая промзона Parque Industrial de Santa Cruz, которая тянется чуть ли не до самого международного аэропорта Виру-Виру VVI. Кое-что об этой части города рассказано вот здесь: Святой крест Боливии. Над ней, в восточном секторе города просматривается его автобусно-железнодорожный терминал (между 2-м и 3-м Кольцами), а ещё выше аэропорт Эль Тромпильо SCR. Это уже юго-восточная сторона, и 3-е Кольцо там просто разрывается, а 4-е проходит под ВПП в тоннеле. Что же касается VVI, главного аэропорта Боливии, то мы сейчас пролетаем как раз над ним, точно также как и в полёте Сан-Паулу - Лима, именно так и стараются прокладывать высотные трассы, чтобы избежать их переплетения с взлётно-посадочными траекториями воздушных узлов.



И снова Rio Grande ("Большая река"), на этот раз проходим намного выше, чем после того взлёта из Санта-Крус (сравните с этим снимком), но в дальнейшем трасса над Боливией уже полностью знакома.

Сначала геометрические фигуры прилегающей к городу Санта-Крус сельхоззоны, потом почти нетронутое зелёное полотно влажных лесов равнины. Ориентиром направления к границе с Бразилией здесь служит ниточка экспортного газопровода, как и в прошлый (вот тот снимок) раз замечаю пристроившуюся к ней грунтовую ВПП.



Следующая группа ориентиров - цепочка озёр на самом юго-востоке Боливии, уже почти у границы с Парагваем, а потом мы даже зацепили чуть-чуть и воздушное пространство соседней страны и новый очаг земледелия под крылом самолёта видим уже там. Но с Боливией мы пока ещё не прощаемся, остаётся пересечь её "хвостик", хорошо заметный на карте (в правом нижнем углу):



Кроме координат полётных фотографий нарисовал здесь траектории своих наземных путешествий по Боливии: три непересекающихся маршрута. Ла-Пас, озеро Титикака и Тиуанако (слева) мы посетили вдвоём в октябре 2004-го и провели там очень памятную недельку, а две других поездки были одиночными, обе в 2013-м, и уже подробно описаны на этом ресурсе, см. резюме маршрутов: Миссии ордена Иезуитов на равнинах Чикитании (и 9 приложенных рассказов); Самайпата, Потоси, Сукре и другое - исторические памятники Боливии (и 24 приложенных рассказа).



Как можно понять по карте, за рекой Парагвай (слева вдали) начинается уже Бразилия, справа за её притоком и далее по правому берегу реки Парагвай собственно Парагвай, а эта светло-зелёная местность и есть тот самый "хвостик" Боливии. Прямая дорога сквозь него к реке Парагвай ведёт к строящемуся порту Puerto Busch, дающему Боливии выход к Атлантике через судоходные реки Парагвай и Парана, поэтому этот треугольник её территории (Wikipedia: Triángulo Dionisio Foianini)  очень важен для экономического развития страны.



Ну а здесь он уже остался справа, и мы пересекаем реку Парагвай на том коротком участке где оба берега бразильские. Слева, выше по течению остаются город Корумба и погранпереход оттуда в боливийcкие Пуэрто-Кихарро / Пуэрто-Суарес (в заключительной части рассказа Через Роборэ к бразильской границе).



А прямо под нами ещё одна характерная деталь: городок Коимбра, в годы бразильско-Парагвайской войны здесь была ключевая крепость региона. А в прошлом полёте видел его почти в том же ракурсе (снимок 2013-го года).

Вместо послесловия

Как только закончилась Боливия, снова сгустились облака. Первые сотни километров над Бразилией проходили над интереснейшими природными заповедниками штата Мату-Гроссу-д-Сул (www.brasil-bezviz.info: Пантанал и Бониту), но увидеть с воздуха в этот раз ничего не удалось.

Как только появились просветы, снова заблестела водная гладь: река Парана, одна из величайших на планете. И №1 по выработке электроэнергии, на ней, как и на образующих её своим слиянием крупных реках Риу-Гранди и Паранаиба выстроились цепочки мощных эффективных ГЭС с отновительно небольшими по площади водохранилищаими.



Хотя как раз вот сейчас мы видим наименее успешый в этом смысле образец: ГЭС (Usina Hidrelétrica) "Porto Primavera" строилась с 1980-го года, по длине плотины  (более 10 км) рекордсмен Бразилии, по площади водохранилища перевесила даже самую мощную в мире ГЭС Итайпу, своего соседа ниже по течению реки, а электроэнергии вырабатывает в 7 рз меньше.



На левом берегу реки начинается уже штат Сан-Паулу, с его плотной инфраструктурой, города и городки видны буквально повсеместно. сейчас у нас в кадре как минимум два: Tupi Paulista (12 тыс. жителей, на ближнем плане) и Dracena (46 тыс., левее и дальше). Это регион Президенти-Пруденти, главный город которого находится ещё южнее. А до столицы штата и крупнейшего города Южной Америки тут ещё боле 600 км.

Пересекаем главную реку штата  - Тиете. Ту самую, которая в своих верховьях пересекает северный сектор мегаполиса и загрязняется там до жалкого вида. Но ниже по течению восстанавливает дыхание, набирается сил, и становится важной водной артерией.



Каскад ГЭС на ней имеет двойное назначение, т.к. сисема водохранилищ позволила создать водный путь для вывоза сельхозпродукции из глубинки к столице (и далее к экспортным портам). Мы сейчас как раз видим ГЭС и водохранилище "Промиссау" (UHE Promissão  / Ubarana) в регионе Арасатуба.



А это самый приметный из городов показвшихся среди облаков, Катандува (Catanduva), уже в радиусе 400 км. Это серьёзный промышленный и культурный центр региона Сан-Жозе-ду-Риу-Прету, с населением около 120 тыс. чел., там даже есть аэропорт, который принимает регулярные рейсы. Считается одним из образцов по "качеству жизни": средний доход на душу населения в 2-3 раза выше чем по стране, а "индекс человеческого развития" достиг 0,834.

Остаток пути до Сан-Паулу проходил не просто над облаками, а ещё и с лавированием между грозовыми образованиями. При этом пришлось уходить всё дальше на север, и приземлялись мы уже в полной темноте, с почти получасовым опозданием.



В 3-м терминале GRU впервые вижу огромный зал выдачи багажа, но у нас он весь при себе,  можно двигаться дальше...

Полная карта этого авиамаршрута:



Она была сгенерирована в качестве приложения к фотоальбому
CUZ-LIM-GRU LAN / TAM

Добавлю ссылки и на подобные фотоальбомы из трёх других упоминавшихся полётов над этой частью континента:
GRU-LIM-AQP TAM / LAN
SRE-VVI BoA B733
VVI-GRU GOL B738

2 комментария:

  1. Тоже люблю сидеть у иллюминатора и узнавать страны, города, а вот с картой ни разу не пробовала. Она сразу даёт всю раскладку маршрута. Каждый раз собираюсь заняться картами маршрутов, но пока только собираюсь.)))
    Да, классно Вам, что живёте в Латинской Америке. Самый красивый континент мира. Анды, это вообще песня! Спасибо, Виктор!

    ОтветитьУдалить
  2. Тамара, очень приятно, что Вам понравилось! Попробуйте с картой, не пожалеете, в Picasa это несложно сделать.

    Анды, конечно, несравнимы. Хотя недавно летели вдоль Кавказа и тоже снимал вдоволь, жаль только, что карта памяти камеры подвела - всё пропало. Но у меня уже много и российских-европейских снимков узнаваемых мест с борта самолёта, только пока не успеваю их в репортажи собрать. Всё-таки считаю своим приоритетом поделиться именно южноамериканским опытом: это более редкий капитал, а прибыли позитивных эмоций от него больше.

    ОтветитьУдалить