понедельник, 18 мая 2020 г.

Справочник путешественника-одиночки, или сокращённо СПО

Сергей Знаменский

Мысль «А не написать ли мне книгу?» периодически приходит мне в голову уже давно. Но долгое время я от графоманского поля держался подальше, ибо писателей и так как-то слишком много ещё со времён Гоголя.
Слава Богу! еще мало ободрали гусей на перья и извели тряпья на бумагу! Еще мало народу, всякого звания и сброду, вымарали пальцы в чернилах! Дернула же охота и пасичника потащиться вслед за другими! Право, печатной бумаги развелось столько, что не придумаешь скоро, что бы такое завернуть в нее.
Теоретически я мог переработать в книжку о путешествиях материалы, например, изложенные в моём блоге, но такая вещь мне не интересна ни как автору, ни даже как читателю. Травелогов разного качества с разными подвывертами сейчас не то, что много, а ну очень много. Есть написанные профессиональными писателями и проиллюстрированные профессиональными фотографиями. Но мне всё равно читать это скучно, а раз это ты не хочешь читать сам, то зачем такое писать?

С другой стороны, к нынешнему моменту у меня накопилось изрядное количество материала по самой методике самостоятельных путешествий. И вот про это, по крайней мере я бы, почитал с удовольствием. Не, такой материал тоже в сети есть, но, как правило, он распылён в виде отдельных статей по разным ресурсам. Примеров именно собранных синопсисов могу назвать два:

«Практика вольных путешествий» Антона Кротова. Небольшая полусамиздатовская книжечка, посвящённая азам путешествий автостопом. Кто не читал – можно скачать вот тут.
Небольшая, потому что что Кротов проводит, в общем-то абсолютно верную мысль о том, что всему научиться по книжкам нельзя и, если вы на путешествие решитесь, то скоро придётся импровизировать. Но уж как-то он с её воплощением ИМХО переборщил. Ну, Кротов, как всем известно, чувак вообще экономный, И на слова тоже. У меня есть его практический путеводитель по Индонезии, так информация по всей стране Тысячи Островов изложена на 144 страницах. Книжку по практике ВП я прочитал с интересом, но сказать, что она меня на что-то вдохновила, не могу.

Вторая книжка – это, собственно не книжка, а авторский сайт некоего Сергея Жарова (www.zharov.com) Вот тут уже интересней, и написано существенно живее. Жалко, что он это не издал, книжка была бы замечательная. Ну да видать были причины, тем более, чувак тоже оригинален на всю голову. И надо сказать, вот его тексты уже на что-то практическое вдохновляют.

В качестве третьей попытки могу привести попытку отечественного ответа Lonely Planet под названием «Путешествуем сами» (http://www.pu-sa.ru). Тут уже ребята взялись сразу писать готовые путеводители по странам и регионам России. У меня есть несколько штук из этой серии, и могу сказать, что какие-то получились, а вот-какие-то – не очень. Но самое печально, что идея, похоже, не взлетела. Ибо не очень раскручена у нас идея самостоятельных путешествий.

О том, что общемировая методологическая литература по теме ушла не очень далеко, можно судить о том, что Lonely Planet издали свой The Solo Traveler Handbook только в 2018 году. Хотя, казалось бы, сколько уже существует сама серия Lonely Planet и сколько существует ещё серий путеводителей, ориентированных именно на самостоятельных путешественников. Есть, конечно, целая куча руководств для бэкпекеров, но все они, в основном состоят из того, какое снаряжение и как использовать в походах. Это всё-таки немного иной жанр, и требования там тоже несколько иные.

Так и возникла идея написать книгу под черновым названием «Справочник путешественника-одиночки: о вещах и людях». Естественно, в процессе работы хотелось использовать не только свой опыт, но и опыт сообщества. Так что тут и прошу внимания. Во первых строках своего письма я даю ссылки 1) на примерное содержание книжки, а также 2) на предисловие. И давайте начнём с их обсуждения.

Если это интересно, то какие будут предложения по технической стороне? Осуществлять обсуждение прямо в блоге КСП, в фейсбуке или на какой-то ещё платформе (каком-нибудь форуме, например)? В каком формате выкладывать? В pdf или в формате MS Word, чтобы можно было вносить правки и комментарии прямо в текст?

Теперь, собственно, по содержанию. Что, по-вашему, стоило бы ещё упомянуть в книге и в её предисловии? Что, наоборот, лишнее?

Если обсуждение пойдёт – двинемся дальше. На данный момент мной полностью написана одна из глав плюс есть развёрнутые планы ещё нескольких. Эту главу я выложу через некоторое время, если результат обсуждения будет удовлетворительным. К сожалению, не знаю, на сколько это растянется – увы, и по работе мне писать надо будет много (сейчас отвлёкся на самоизоляции), да и по блогу работы довольно много. Кстати, может, стоит написать для начала хотя бы половину книги, чтобы материал для обсуждения поступал не шибко редко? Как такой вопрос?

Ну что ж, жду ответов и встречных вопросов.

4 комментария:

  1. Сергей, спасибо за хорошие новости! Идею одобряю и поддерживаю, помогу чем смогу. :)
    Мне удобнее обсуждать прямо здесь, поскольку участие в соцсетях понемногу сворачиваю, и к ноябрю этот процесс завершится. Скачал себе оба .pdf и обязательно вычитаю их получше. А навскидку пока только два замечания. Рабочие названия первой и второй частей лучше сфокусировать не на вещах и людях, а на подготовке и на самой поездке, поскольку нынешние не вполне соответсвуют своим подзаголовкам (еда и транспорт это тоже вещи, например). А во введении просит правки одна фраза где слово "даже" встретилось дважды: "В абсолютном большинстве стран продукты питания стоят даже дешевле, чем в России, так
    что тут можно будет даже сэкономить." В целом оно хорошо и интересно написано, так что будем ждать следующего кусочка пирога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну что ж, большое спасибо за первую реакцию! Надеюсь, будет ещё вторая реакция, да и (чем чёрт не шутит) к обсуждению примкнёт кто-то ещё. Хотя пока обсуждать особо нечего, это просто декларация о намерениях. Вот когда пойдут содержательные главы, которые к тому же и по объёму существенно больше...
      Теперь по сути. Мной умышленно взяты такие именно названия для частей, чтобы сделать описание несколько живее. Поскольку, как ни крути, подготовка, в основном, касается материальных объектов, а само путешествие - социальным контактам. Дешёвое питание, поиск гостиниц и поездки на транспорте тоже повязаны на социальные контакты с местными и на местные традиции. Исключения есть (к примеру, сбор информации о маршруте - социальный контакт в чистом виде, хотя это стадия подготовки, ну так я эту тему и включил в "интермедию"), но не столь явные. Так что название частей я, пожалуй, менять не буду.
      Формулировку фразы изменил на такую: "В абсолютном большинстве стран продукты питания стоят даже несколько дешевле, чем в России, так что тут можно будет ещё и сэкономить." Сразу уточню, что новый пдф с исправлениями я делать не стал. Да, наперёд, я не просто так внедрил в документ нумерацию строк - когда на что-то ссылаетесь, указывайте номер строки, пожалуйста.

      Ну что ж, полагаю, до выкладывания первой главы я пока недельку подожду. Авось ещё мнения прозвучат. Да и глядишь. к тому времени вторая глава более-менее оформится.

      Удалить
    2. Сергей, спасибо за нумерацию, при вычитывании более объемных текстов будет очень полезно. Названия частей это конечно дело авторское, и рабочая версия выглядит очень даже привлекательно. Но всё же позаботьтесь об их гармонизации с названиями составляющих эти части глав. Может быть разбивка на три части поможет утрясти эти аспекты. Глава первая это "Бумажки"? Прививочная часть сейчас становится чересчур актуальный.

      А вообще мне очень понравилось это начинание как раз в нынешнее время всеобщего ограничения свободы передвижения и планомерного удушения пассажирского транспорта и туристической инфраструктуры. Позитивное мышление превыше всего! Так что будем верить что самостоятельным путешственникам ещё много куда удастся прорватся.

      Удалить
    3. Первая написанная глава, да, "Бумажки". Но начну я не с неё, а с другой главы, которую написал пока суд да дело. Она короче, но, с моей точки зрения, интересней. В понедельник, наверное, выложу.

      Удалить