четверг, 24 июня 2021 г.

Придуманный город майя

Tamarita - из путешествия За гранью неуверенности (Мексика, 2016)

Вскоре прибыли на склон горы Сьерра-Мадре к затерянному городу майя, парку сюрреалистических скульптур, задуманному, как развлечение миллионером Эдвардом Джеймсом.


Это некий фантастический мир, затерянный в джунглях. Там я рассталась со своими попутчиками. Они сразу отправились купаться в позас, это такие колодцы вроде синотов, с падающими в них водопадами и истекающей рекой.



Я же пошла в другую сторону – к величественным сооружениям среди густой зелени, как-будто кем-то оставленных с давних времён, да вдруг случайно найденных. Именно такое впечатление создавалось, глядя на с трудом просматриваемые диковинные колонны и арки по склону горы.



Вещи оставила с продавцами сувениров, сама же по ступеням, лесенкам и тропам отправилась в чащу к причудливым постройкам. Посетителей оказалось намного больше, чем у Пещеры ласточек, а всё объяснялось тем, что неподалёку на холмах раскинулся обаятельный городок Хилитла, от которого до города Эдварда Джеймса можно дойти пешком. Это, конечно, если заехать в Хилитлу с правильной стороны, где ходит обычный междугородний автобус, а не так, как я наперекор судьбе с препятствиями. Хотя с пещерой тогда не известно, что вышло бы, может к ней и не попала.



Удивительный парк в несколько гектар был полон волшебных цветов и занимательных построек, порою замшелых и поросших орхидеями. Ведь 73 года прошло с момента задумки. На них можно было взбираться, прыгать по бетонным конструкциям, при желании повиснуть и поболтаться над зелёными джунглями. Всё было настолько необычно и увлекательно, что я не знала, кого благодарить больше – свою судьбу или Эдварда Джеймса, который подарил Мексике сие чудо.


Биография этого человека поражает. Вот её краткий перевод, который я сделала с таблички в парке и сократила текст на своё усмотрение.

***
Родился Эдвард в начале прошлого века в семье североамериканского магната и с самого детства был окружён заботой и достатком. Рос он в мире аристократов. Будучи подростком, понял, что в его жизни две фортуны – это миллионеры: его отец и дядя. В Оксфорде изучал литературу, там он окунулся и смог сравнить мир богемы и авангардизма, что его очень привлекло. Незаметно для себя он превратился в филантропа и стал оказывать помощь нуждающимся талантам в искусстве и поэзии. Эдвард стал меценатом для многих известных писателей и художников, в том числе и для Сальвадора Дали. В 1931 году он женился на австрийской балерине Тилли Лош, а через несколько лет развёлся, оставшись в одиночестве и тем самым получив полную свободу.
В 1940 году возвращается из Англии в Соединённые Штаты. А в 1944 году поехал в Мексику повидаться со старым другом. Именно здесь, на почте в Куернавака, по случаю знакомится с Плутархо Гастелум, авантюристом смешанных кровей, который предложил показать Мексику и самые красивые орхидеи на склоне горного хребта Сьерра-Мадре. С этого момента Плутархо стал правой рукой миллионера и его другом. Путешествие по Мексике закончилось идеей построить сад скульптур вдоль горной речки, переливавшейся роскошными каскадами по камням из одного водоёма в другой. Важным условием стало то, что бетонные скульптуры должны были напоминать древние руины города культуры индейцев майя.

В Хилитле дядя Эдварда, новоиспечённый друг Плутархо и его жена начали фантастически прекрасный проект. У них получилось. Эдвард, владевший наследством отца, воплотил всё своё творчество в парк мистики, искусства и природы – Лас Позас ( Las Pozas). (фото сделано Плутархом между 1955 и 1960 годами).

***
Эдвард Джеймс до конца жизни оказался предан своей мечте. Парк сюрреализма постоянно расширялся, достраивался, совершенствовался.


Горным речкам было создано нужное русло, чтобы они обрушивались в бассейны, как будто сквозь бойницы замков, или через проходы в крепостных стенах.



Вокруг колодцев обустроены миниатюрные пляжи для любителей искупаться в жару. Неисчислимое количество дорожек уводит в глубину джунглей к звенящим струям ручьёв, а то и просто в неизвестность, хотя так кажется только нам.



А сам хозяин, я в этом уверена, знал, куда ведут все эти таинственные ходы и выходы, лабиринт своих фантазий был понятен ему, как человеку сюрреалистических идей.

В 1984 году Эдвард Джеймс умер, оставив нам своё наследие. С 1990 года сад творений человека и природы открыт для всех. Сейчас Затерянный город передан под опеку государства, муниципалитету штата Сан-Луис-де-Потоси.



Какое-то удивительно бережное отношение свойственно мексиканцам не только по отношению к древним индейским культурам, но и к современным достопримечательностям. Это настолько приятно, что с уверенностью можно ехать в любой город страны в надежде увидеть интересный объект мексиканских умельцев или очередное, аккуратно сохранённое, творение природы.



Наслаждалась парком часов шесть, этого мне хватило с лихвой. Дальше предстояло идти в Хилитлу несколько километров, чтобы вечерним автобусом отбыть в следующий по плану город Керетаро. Там я по совету случайных попутчиков рассчитывала увидеть гигантский цветной камень Верналь, который входит в десятку самых больших камней планеты. А мне ведь только скажи, я сразу туда еду! Вот и тут получилось так же.

Много я не прошла, снова мне дали автостоп до самого автовокзала. Тут уже у меня не было сомнений, что в Мексике можно передвигаться попутками, так было бы дешевле и быстрее. Иногда я пользовалась такой возможностью.

Хилитла оказалась городом, с привычно разукрашенными домами, старинными мощёными улицами и постройками испанского почерка.


Автобус до Керетаро уже стоял на парах, едва успела купить в дорогу воду и пачку печенья. Ехать предстояло пять с половиной часов, а ночью в одиннадцать с лишним буду на месте (320 песо).


С завтраками и обедами всё было как-то сложно. Как правило, мне доставались только ужины, да и то, наверное, не всегда. Я не знаю, почему никогда не акцентирую своё внимание на еде? Я совершенно равнодушно отношусь к этому занятию, но что удивительно в дороге крайне редко испытываю голод. Гастрономических пристрастий у меня нет, даже на вопрос о том, что я кушаю в путешествиях, мне бывает трудно ответить. Моё сознание концентрируется на нужных мне интересах, отключая все инстинкты, чтобы они не мешали восприятию.) Так же мне сложно отвечать на вопрос о языке. Это ещё одна статья, о которой думаю меньше всего. Всегда найдётся человек, который поймёт мой бред. Но с испанским языком, признаться, я дружу.


1 комментарий:

  1. Всегда удивлялась людям с богатой фантазией, способных на авантюру и всякие придумки. Это особая категория людей.

    ОтветитьУдалить