вторник, 21 июля 2020 г.

Самый интересный музей

Tamarita - из путешествия За гранью неуверенности (Мексика, 2016)

Я не всегда посещаю охотно музеи. А почему? Да потому, что экспонаты не всегда можно трогать, тем более брать в руки, стеклянные витрины отсвечивают и кадры получаются никакие, а то совсем фотографировать запрещено. Часто интересные объёмные артефакты обтянуты цветной лентой, чтобы никто не переступил грань, таблички с надписями надо присматриваться. А ещё может потому, что музеи, галереи, выставки - это всегда немного скучно. А ещё о музеях рассказывать сложно, дабы не всегда всё запомнил, или даже понял. Для этого надо заглядывать в Википедию, а это уже скучно читателю, дабы личностный текст и казённый сразу чувствуется. Но иногда случается так, что ты ставишь себе цель попасть в какой-либо очень необходимый тебе музей и ждёшь-не дождёшься, когда там будешь. А ещё о нём потом рассказать без Википедии. Именно в такой музей я стремилась. Без мистики не обошлось и здесь.

***

Национальный музей антропологии – самый известный музей в Мехико и, пожалуй, во всей Мексике. Каждый год два миллиона туристов приходят сюда. По этой важной причине он считается одним из самых посещаемых в мире. Разве я могла пройти мимо?

Добиралась от метро Соколо по линии Кватро Каминос (Cuatro Caminos) до станции Тасиба. Там перешла на линию Barranca del muertos, уже окончательно сошла на станции Ouditorio. Вышла на тенистую широкую аллею и прошла два квартала, как здесь говорят, два светофора. Уже сама аллея до главного мексиканского музея стала интересным объектом. Древние каменные монолиты с вырезанными орнаментами и ликами выставлены прямо вдоль пешеходной дорожки. У каждого перекрёстка полиция дежурит, камни стережёт, так я подумала. А то ведь ничего не стоит камень в грузовик погрузить и «досвидос»! Помимо камней по аллее установлены всякие интересные статуи в виде разнообразных колоколов и фигур. Так засмотрелась, что чуть мимо музея не прошла. Но статую Тлалока – Бога дождя – мне указали полицейские. Перевезли её из Теотиуакана, древнего города ацтеков, и установили при входе в антропологический музей в 1964 г.    


Странное событие сопровождало установку монолита. Когда из оврага подняли 200-тонного колосса, то индейцы сопротивлялись властям и просили не тревожить древнего Бога. Тем не менее статую Тлалока укрепили и повезли. Толпы индейцев бежали вслед и умоляли оставить их Бога в покое. В этот момент неожиданно хлынул страшный ливень, которого Мехико не помнило до того и не видело после установки статуи. Катаклизм помнят до сих пор и связывают его с проклятием Тлалока. Я благоговейно смотрела на этот мегалит и никак в толк не могла взять, как его можно было сюда перевезти за 50 километров от Теотиуакана. Мексиканцы обращались в католицизм во времена конкистадоров и очень набожны до сих пор, но свои языческие верования, связанные с древними Богами, они никогда не оставят.

При входе под гигантскую широкую арку музея посидела у фонтана с радугами и собралась с мыслями. Я знала, что увижу великие реликвии индейцев, и больше половины из них считаются священными, намоленными людьми за многие века. Ещё я знала, что увижу захоронения древних народов в виде скелетов, а это мне слабо! Так же я ожидала мумий, и меня просто передёргивало от этой мысли, но кроме этих страшилок будет масса редких и удивительных экспонатов, которых я больше нигде не увижу.


Для того, чтобы рассказывать о музеях, нужно быть достаточно компетентным в этом вопросе, но а коль я не историк и не антрополог, то и рассказ мой будет без глубоких знаний предмета. Вошла на главную площадь музея и сразу залюбовалась фонтаном, падающим с потолка, бриз от которого и прохлада была всем приятна. По периметру площади расположены залы с экспонатами. Музей представляет 12 культур страны. Только его площадь составляет 93 371 квадратный метр! Это, разумеется, с его парковой зоной, которая расположена на задворках музея. Она совсем не пустует, там находятся совершенно уникальные сюрпризы для посетителей.


Никто не знает числа экспонатам, ведь в хранилищах-запасниках несметное количество артефактов. Их нужно разбирать, реставрировать и выставлять в залах. На это уходят десятилетия. Экспонаты поступают в коллекцию постоянно и, похоже, они никогда не закончатся, ведь Мексика – это колыбель древних и очень развитых цивилизаций, а они после себя оставили несметные сокровища историкам и нам. Здесь, под ногами, руины их городов. Ушедшие культуры совсем рядом с нами. Это стало для меня открытием, которое потрясло. Тут надо просто копать, как в Египте, там я так же была поражена.

Я понимала, что не готова к той информации, которая меня ожидает. История Мексики исчезает в тысячелетиях, и лично для меня изучить её абсолютно невозможно. Вот, начала неспешно, а рассказать трудно. Целый день я провела среди экспонатов древних культур.


Понравилось очень. Интересно подобранные коллекции посуды, украшений, одежды, статуй, предметов культа и еще очень многого, просто окунают во времена великих цивилизаций. Я переходила из зала в зал и старалась ничего не пропустить. Что-то мне было уже знакомо с чужих фотографий, а что-то видела впервые. Поражали экспонаты из камня и вышитые бисером сложные маски, кресты, фигуры животных.


Священная змея бигора представлена здесь повсеместно у каждой древней культуры. Атрибуты праздников, спортивных состязаний, жертвенных обрядов разложены под стеклом и развешены по стенам. Древние жители Месоамерики украшали маски, игрушки, панно, праздничную и ритуальную одежду бисером.


Что тут удивительного? Ничего. Мы тоже расшиваем бисером всякие поделки. Дело в другом. В те давние времена не было стекляшек и пластмассы, а бисер изготавливали из драгоценных и полудрагоценных камней. Поэтому все бисерные изделия древних умельцев ни что иное, как драгоценности, принадлежащие нынешним государствам.

Трёхмерное пространство тоже придумано не нами. Древние ацтеки прекрасно могли ткать трёхмерные рисунки на тканях для дворцов царей, оракулов и колдунов. В этом я здесь убедилась. 


Мы пользуемся компьютерной графикой, а они использовали свои руки и мозги. Пространство 3D пришло к нам из древности. Не только народы Месоамерики представляли себе подобную технику исполнения. Ещё египетские арабы ставили зеркало перед зеркалом и рисовали бесконечность. Думаю, что они не единственные, просто мы мало знаем.

В музее постоянно ведутся реставрационные работы невзирая на посетителей. В одном из залов спросила служащего об интересных экспонатах в виде маленьких фигурок самолётов из золота. Я об этом читала ранее, но как-то не могла вспомнить, в каком музее находятся самолётики. Ведь в Мексике на каждых раскопках имеется обязательно свой музей, а объектов раскопок здесь не сосчитать. Служащий оказался в затруднительном положении. Он стал звонить в другие залы и спрашивать о самолётиках. Результата не было и я решила, что сморозила глупость по своему невежеству. Поблагодарила, извинилась и пошла в следующие залы. И что вы думаете? В зале Cultura del Norte я наталкиваюсь на самолёт! Только не золотой, а разукрашенный! Но всё равно самолёт в представлении древних индейцев! 


Он был за стеклом, и я не могла понять, из какого материала сделана фигурка, но я нашла самолёт. Его форма абсолютно точно походила на современные лайнеры, только вместо шасси торчали две палочки, как ножки у стула. Откуда древние могли знать о самолётах? Где они их видели? Это маленькое чудо болталось на леске прямо перед моими глазами, и я не могла отвести взор, так и сверлила взглядом столь редкую находку.

Были здесь мумии и скелеты, в идеале перенесённые с места раскопок массовых захоронений рабов или пленных, а так же из одиночных склепов царственных особ. Всё убранство и позы останков полностью сохранены. Здесь можно спускаться в полуподвальные помещения с мягким светом и смотреть, смотреть…


А можно подняться наверх. Второй этаж музейного города, не побоюсь этого выражения, занимают красочные композиции из жизни народов Мексики. Сцены деревенской жизни, религиозные обряды и праздники представляют из себя яркие макетные декорации. Все фигуры созданы в естественном отображении, они олицетворяют порядки и обычаи современной Мексики. Скажу честно, мне было жутковато бродить почти в полном одиночестве по второму этажу целого города скульптур в точности похожих на нас с вами. Порою лица казались живыми, и мимика проскальзывала в мёртвом облике.



В одном из патио установлены фрагменты оригинальных дворцов майя. Их привезли сюда и восстановили на территории музея под открытым небом. Дворцы майя я себе всё-таки как-то рисовала приблизительно похожими, основываясь, конечно, на разных картинках.


Но то, что внутренние комнаты будут столь ярко окрашены – даже не могла подумать. А тут вдруг такую яркость увидела! К тому-же интересный момент – все внутренние комнаты имели контуры усечённых пирамид.


Вроде ты внутри пирамиды стоишь. Вот уж эти пирамиды! Как только развитая цивилизация – так обязательно пирамиды у них везде!

Круглые гигантские «головы ольмеков» я трогала здесь своими руками, заходила в помещения, где возлегали цари майя и заглядывала в каменные глаза бигоры. Таким сюрпризом порадовал меня задний двор и сад музея.


Среди экспонатов под открытым небом росли кактусы разных форм и размеров. Они замечательно сочетались с камнем. И те и другие являются долгожителями. Если мексиканским артефактам по 500 лет и более, то кактусы в возрасте им никак не уступают. Живут они долгую жизнь. Некоторые виды этих растений доживают до 600 лет.

Ещё один экспонат требует отдельного рассказа – это полный комплект костей императорского мамонта! Нашли его совсем недавно, в 1954 году у поселения Санта Изабель Изтапан (Santa Isabel Iztapan) на берегу озера Texcoco.


Гигантские бивни, череп и все части скелета находятся в камере под стеклом прямо под ногами у посетителей. Двигаясь по периметру ниши, можно во всех подробностям рассмотреть доисторического гиганта.


Но не подумайте, что музей тем и заканчивается. На его территории имеется ресторан, здесь, на центральной площади музея, можно купить лёгкий перекус и прекрасно провести время у роскошного фонтана в виде падающего сверху ливня.

За целый день в музее я даже устала от созерцания разнообразных предметов. Все статуи, фрески, ткани, украшения, названия культур, поселений, праздников, предметы быта, изделия из кожи, скелеты, кости, мумии просто смешались у меня в мозгу.


Разобраться с этим не представлялось возможным, но моё любопытство насытилось. Пожалуй, это самый наиинтереснейший музей из всех, которые я когда-либо посещала.

***

В свой отель добиралась той же дорогой, и уже в сумерках ужинала в соседнем кафе. А чтобы всякий раз не покупать минералку, приобрела в супермаркете напротив десятилитровую бутыль с водой. Мне помогли принести её в отель. Этот день закончился приятной новостью. В отель звонил Авель и сотрудники меня оповестили, что послезавтра он возжелал пригласить меня на площадь Гарибальди, на которой я пока не была, но о её существовании знала. Отличная новость! А то ведь ночью гулять одной по Мехико совсем неразумно и даже опасно, но очень хочется!


Комментариев нет:

Отправить комментарий