воскресенье, 24 февраля 2019 г.

Уголок побережья Санта-Катарины и центральное нагорье Параны

Екатерина Пастухова, Виктор Пастухов и ещё двое друзей: путешествие в феврале 2019 - 8 (6) дней
по Южной Америке - Бразилия: регион Юг

Мы снова собрались той же командой, что и три с небольшим года назад, когда направлялись в Незабываемые каньоны и винные долины Риу-Гранди-ду-Сул. Но на этот раз всё было намного проще, и авиатранспорт задействовать не пришлось: отпускное время не поджимало, а оперативный район вписывался в радиус двух-трёх сотен километров от резиденции наших партнёров в городе Куритиба. Поэтому в первый день поездки мы просто выдинулись туда из Таубатэ на своём автомобиле (560 км за 8 часов), благоразумно запланировав это на субботу, а в следующую субботу по той же дороге катили обратно. Так что общая длительность составила 8 дней, а "эффективная" 6, в которые вписались две вылазки из столицы штата Парана по разным направлениям - на том же автомобиле, но уже вчетвером.

В первой (3 дня и 2 ночи) мы посетили северо-западный уголок соседнего штата Санта-Катарина, базируясь в пляжном районе города Сан-Франсиску-ду-Сул. После пляжей, дюн и троп побережья освоили также и архитектурно-исторические ценности одного из старейших портовых городов континента, а на обратном пути заехали ещё и в Жойнвиль - крупнейший город Санта-Катарины, тоже привлекавший своими изюминками.

Второй рейд уже по центральному нагорью штата Парана (Campos Gerais), известному также как регион города Понта-Гросса. Там нас ждали уникальные природные заповедники вперемежку с историческими памятниками голландской иммиграции а освоили всё это за 2 дня, с ночёвкой в г. Кастро. Для нас двоих вполне эффективным стал и буферный день между этими вылазками, который провели в центре Куритибы: всегда приятно освежить своё знакомство с этим неординарным городом.

Главные цели этой поездки были на природе: три заповедника совершенно разного типа.

На побережье кроме дюн Parque Estadual Acarai SC посетили и обычные городские пляжи, с тропами до ближайших вершин, а на центральном нагорье вдоволь помаршировали и по Parque Estadual Vila Velha PR, и по Parque Estadual Guartelá PR.

Погода благоприятствовала:  обещанные дожди сначала задержались чтобы мы успели слегка обгореть на пляже, а потом сбили жару, и спровоцировали на культурную программу в центре Сан-Франсиску-ду-Сул. После чего стало прохладно и солнечно - идеальные условия для дальнейшей программы.

Второй салат составлен уже из городских и музейных прелестей этого небольшого маршрута, а траектория его была примерно такой:

02.02.2019, сб.

День в пути, по достаточно знакомой нам обоим дороге из Таубатэ в Куритибу:

Мы совершенно не спешили, поэтому чистое время в пути получилось на полчасика больше чем обещал Google Maps, кроме того сделали две короткие технические остановки - со сменой водителя и пр.

Вечером уже ужинали вчетвером, и по ходу утрясли дальнейшие планы, даже сделали один заказ.

03.02.2019, вс.

Утром из Куритибы в Сан-Франсиску-ду-Сул. Досрочно заселились в выбранный нами отель у самого восточного пляжа Убатуба, где было довольно ветренно. И тут же уехали на другой пляж, обращённый на север - в спокойный пролив.

Соседство порта Сан-Франсиску-ду-Сул оживляло пейзаж, но этот объект мы планировали только на третий день прибрежной эпопеи.

Дождик дособрался к вечеру, но после него мы смогли погулять уже по ближним к отелю набережным.

04.02.2019, пн.

Утром прогулка по ближнему пляжу, без нарушения временного запрета на контакт со штормовыми волнами. Потом поехали на соседний, с которого нашли тропу на панорамную смотровую площадку.

Ещё один живописный пляжик привлекал в основном любителей сёрфинга, а по соседству с ним волны прибоя красиво  разбивались о камни, но нас потянуло в пустыню.

Бескрайний и безлюдный пляж и прилегающие к нему дюны - всё это в природоохранной зоне на южном побережье Сан-Франсиску-ду-Сул.

05.02.2019, вт.

Ещё одна утренняя прогулка по пляжу Убатуба (не путать с одноимённым городом на побережье штата Сан-Паулу), прямо при нас спасатели убирали красные флаги штормового предупреждения. Потом прощаемся с отелем и направляемся в исторический центр города.

Национальный Музей Моря был главной фишкой Сан-Франсиску-ду-Сул, а старинная застройка прилегающих кварталов и набережной дополнили набор удовольствий.

После обеда едем дальше в сторону Куритибы, но тут же сворачиваем в соседний большой город Жойнвиль. Там тоже хотели попасть в один музей с национальным статусом, но уже в честь  Иммиграции.

Он оказался закрыт на неопределённый срок, но всё же стоило полюбоваться и этим зданием извне, и ведущей к нему уникальной пальмовой аллеей. Путь от центра к шоссе продожили через ещё один характерный объект:

Большой культурный центр, в состав которого входит и балетная школа самого настоящего Большого Театра - единственная за пределами России.

Вечером вернулись в штаб-квартиру в Куритибе и провели очередное маршрутное совещание. Выезд в западном направлении решили отложить на четверг.

06.02.2019, ср.

Хозяева дома занялись своими отложенными делами, а мы двинули в центр Куритибы, сначала на машине. Запарковались в подбрюшье пешеходной зоны, и почти целый день бродили пешком по этим кварталам, площадям, магазинам и пр.

Пообедали в немецком ресторанчике, который запомнился ещё со времен поездки по поводу нашей "серебрянной свадьбы":

И с новыми силами продолжили своё почти броуновское движение, уже с прицелом на релакс.

Самый мощный из зелёных оазисов центра города это Passeio Público, там и водных пространств хватает, и что-то вроде бесплатного мини-зоопарка умещается.

И всё это прямо рядом с самыми старинными зданиями Куритибы и первым ТЦ этого большого города.

07.02.2019, чт.

Самый запомнившийся из всех дней этой поездки, но не только потому что он был одним из самых солнечных. В первой половине дня наконец-то познакомились с заповедником Вила-Велья, куда уже безуспешно пытались попасть ещё в 2006-м.

Подробности: Сказочный мир заповедника Вила-Велья: арениты

Кроме разнообразных фигур из аренитов там есть и другие прелести, и всё это всего в сотне километров к западу от Куритибы и почти на окраине другого немалого города  - Понта-Гросса.

Который мы потом не без труда обогнули по шоссе чтобы продолжить путь уже на север. И уже в двух десятках километров от другой его окраины свернули в городок Карамбеи - по вчерашней наводке кого-то из наших консультантов в Куритибе.

"Исторический посёлок" на западной окраине Карамбеи это впечатляющий парк-музей голландской иммиграции - на месте первой большой сельхозколонии выходцев из "Нижних Земель" на территории Бразилии (1911-й год, деятельность Ост-Индийской компании и нескольких пиратских экспедиций на северо-восточном побережье в 17-18 веках тут в зачёт не пошла).

Подробности: Почти живая модель голландской колонии начала 20-го века

Вечером продвинулись ещё на 30 км к северу и остановились на ночлег в городе Кастро

08.02.2019, пт.

После завтрака едем дальше, теперь уже на запад. Всего лишь 30 км красивой но местами укутанной туманом дороги.

И вот он поворот на заповедник Гуартела. Здесь уже совсем прояснилось, но видно что облака местами всё ещё прилипают к нагорью, так что кто-то и сейчас в тумане едет.

В заповеднике мы стали первыми посетителями дня, вход бесплатный, нужно только расписаться в книге, и пообещать вернуться до закрытия. На первый раз нам была доступна только "базовая тропа", как раз и ведущая к главным смотровым площадкам у каньона.

Там и водопады есть красивые, и ответвления тропы к купальням на небольших речках с прозрачной водой.

Так что мы вкусили этого по полной программе (плюс прихваченые с собой бутерброды и соки-воды), и покидали этот филиал рая только во второй половине дня.

Подробности: Каньон Гуартела - скрытое сокровище центрального нагорья Параны

Обратный путь в Куритибу лежал снова через Кастро, где нас ждал ещё один интересный объект

Культурный центр "Кастроланда" (фактичеки это небольшой музей) работает только 3 дня в неделю (с пятницы по воскресенье), и только с 13-ти до 18-ти. Ну а кафе при нём открыто почти постоянно, и голландские тортики там самые настоящие.

Дальше в Куритибу пробирались напрямую, что существенно сократило километраж, но не время в пути по сравнению с кренделем вокруг Понта-Гросса: почти половина этой магистрали PR-090 оказалась неасфальтированной. Зато было что посмотреть по сторонам, пейзажи центрального нагорья там самой высшей категории.

09.02.2019, вс.

Обратный путь Куритиба - Таубатэ по той же дороге что и в первый день. Это была наша первая поездка по данному участку BR-116 после его полного удвоения, и по пути в Куритибу дорожные условия порадовали, поэтому и обратно не стали искать обходных путей.

Уже долгие годы в буквальном смысле узким участком этого в целом приличного шоссе были несколько десятков километров в гористой местности Serra do Cafezal, но вот теперь и тут полный порядок:

Появились новые туннели и виадуки, и уже можно катиться без особых замедлений.

На периметре Сан-Паулу заметили пробку на кольцевой дороге, и решили проехать мегаполис насквозь. Это оказалось верным выбором: быстро вышли на нужную ось, и без особых стрессов переодолели городскую среду, по ходу дозаправившись на удивление дешёвым этанолом (без реальной необходимости, просто впрок).