суббота, 29 января 2022 г.

Шесть часов в Сызрани

Виктор Пастухов и Екатерина Пастухова - из поездки по родным краям в сентябре-октябре 2020

Во многом благодаря коронаперестроечному мракобесию мы наконец-то побывали в третьем по величине городе Самарской области (около 170 тыс. жителей) и увидели его главные достопримечательности: остатки единственного в наших краях кремля и старейшие церкви Среднего Поволжья к югу от Казани.


Хотя мотивация к этому появилась уже с десяток лет назад, когда в очередной раз проезжал через Сызрань на поезде Самара-Москва, и вскоре после станции Сызрань-1 где-то вдали с левой стороны  разглядел яркие краски церковных куполов. Тут мне сразу вспомнилось и о Сызранском Кремле, так что навёл справки и узнал что кое-что там уже отреставрировано. А до того город воспринимался только как большой железнодорожный узел, и по всем четырём завязанным на него линиям в общей сумме уже проезжал несчитанное число раз. 

Если точнее, то несколько (а то и десятки) раз в год следовал или из Самары или в Самару, пересекая Волгу по Александровскому Мосту или минут на 20 раньше короткой остановки на станции Сызрань-1 (в некоторых случаях -2), или, на столько же позже. Что касается трёх других линий сызранского узла, то одна из них идёт на юг вдоль Волги (станция Сызрань-2 находится как раз на ней), и ездил по ней только в детстве - как в Саратов, так и на Кавказ. Обе расходящиеся за городом западные ветки сходятся потом в Рязани и приводят в Москву, но с традиционного пензенского направления есть ответвления и на Украину (бывш. УССР), а с более короткого маршрута через Рузаевку на Ульяновск - Казань и на Нижний Новгород (Горький). И вкушая весь этот коктейль приобрёл большой опыт наблюдений города Сызрань из окна поезда, в резльтате чего он воспринимался как скромный придаток этих линий, причём разорванный ими на непонятные клочки.     


А вот мост и виды с него, а также с прибрежного участка на Волгу это совсем другое дело - они просто зачаровывают. Это сооружение из 13-ти стальных пролётов общей длиной 1436 м было построено в 1876-1880 годах и фактически открыло путь к началу строительства ТРАНССИБа.  

******

И вот впервые едем по этому мосту не на дальнем поезде, а на электричке. Пусть и не обычной, а "скорой", она проходит эти упиханные станциями и развилками полторы сотни километров от Самары до Сызрани за те же 2,5 часа что и пассажирские поезда. Мы выбрали не самый ранний "экспресс" дня, а тот что уходит уже после утреннего пика, и прибыли после 11-ти.  Для начала осмотрелись на вокзале, перекусили, а потом перешли через пешеходный мост и прогулялись в северном направлении - курсом на Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.


Примерно в километре от вокзала отстрелялись из фотоаппарата по впечатляющему вертолёту Ми-24 установленному на подступах к училищу, после чего резко сменили курс. Для этого  порасспрашивали стоявших на остановке местных жителей, и по их наводке сели на маршрутку до старого центра города.

******

Ехали в направлении юго-запад километров шесть, и вот высаживаемся.  Сразу же прямо перед нами открывается очень даже обнадёживающая панорама.


Но вообще-то там уже "Заречье", а нам сейчас вовсе не туда: нужно только повернуться в другую сторону и кремль обнаружится где-то рядом. Заворачиваем за угол, и вот тут уже и пушки старинные, и строение вполне себе историческое. 


Плюс там ещё и выставка работает, но мы сейчас туда заходить не будем, а заглянем за следующий угол. 


А вот и оно!  Из пяти башен Сызранского Кремля (1683) сохранилась только эта - Спасская. И она сейчас пребывает в образцовом состоянии. А это её правый фланг: 


Воевода что надо, хотя памятник явно новенький. И выходящие на площадь здания смотрятся скорее подделками под старину чем отреставрированными оригиналами былых времён. Но всё очень даже стильно.

На нижнем ярусе набережной благоустройство ещё идёт на всех парах, а тут наверху уже полный блеск.


Это вид направо - на запад. А вот южная переспектива:


Симпатичные церквушки на другой стороне реки Сызранка (слегка разлившейся после заполнения Саратовского водохранилища на Волге), но это уже вне нашего сегодняшнего маршрута. Посмотрим на восток:


Сразу за железнодорожным мостом что по линии Сызрань - Саратов уже просматриваются волжские просторы. 

Ну вот, осмотрелись по сторонам. А что же тут у нас ещё интересного осталось на месте кремля? 


На первый взгляд теперь вокруг единственной башни тут просто небольшой парк с красивыми деревьями и с несколькими монументами советской поры. Но есть в нём и ещё один архитектурный памятник: 


Это Христорождественский Собор (1717). Внутри очень так скромненько: при советской власти он сначала был на хозяёственной службе, а потом и вовсе забыт. Реконструкция началась в 1989-м году.


Чувствуется что подкрепить несущую конструкцию было непросто, и спрятать следы этого доброго дела пока не удалось.

Этот небольшой храм был главным в Сызрани до 1872-го года, когда функции кафедральной церкви были переданы построенной рядышком (на другой стороне примыкающего к кремлёвской площади) более вместительной церкви.  


Её купола и колокольню немного видно и из-за рынка, прямо от старого храма.

Мы сначала ознакомились с продовольственной частью рынка, а потом заглянули и в церковь.


Заложенный в 1866-м году собор Казанской иконы Божией Матери это действующий кафедральный собор Сызранской епархии РПЦ, и внутреннее убранство у него соответствующее.

Выходим в переулок Достоевского что перед его фасадом.


Но и здесь нет полного обзора этого масштабного сооружения. Его фотосъёмка в сколь-нибудь достойных ракурсах возможна только с помощью летательных аппаратов.

******

Всё это благолепие умещается на совсем небольшой территории, и после её освоения оставалась ещё пара часов до намеченной нами обратной электрички. Так что решили двинуться в сторону станции Сызрань-1 пешком, благо первая половина из 3,5 км пути проходила по центральной улице под названием Советская - прямо как в Оренбурге неделю назад!


В архитектурном плане она более-менее оправдала ожидания.


Но вот как прогулочная зона пока ещё нет.


Там на многих кварталах сразу велись работы по укладке каких-то подземных коммуникаций, поверх которых уже кое-где прорисовывался новый облик главной оси центра: с выложенными брусчаткой расширенными тротуарами.


По новостям из прессы видно что эта финансировавшаяся из областного бюджета эпопея уже завершена, и движение автотранспорта тоже восстановлено. Но в конце сентября 2020-го нам пришлось идти прямо по проезжей части, а автомобилям на неё проникнуть почти не удавалось.

Надеюсь что и реставрация зданий 19-го века тоже уже продвинулась дальше, а мы их там наблюдали в самом разном состоянии. Но было заметно что за это дело уже взялись.

А вот уже кварталы послевоенной застройки. 
 

Здание некогда престижного здесь филиала Куйбышевского Политехнического Института выглядело плоховато.


А вот театр жив-здоров.


Рядом с ним симпатичный детсткий парк, а дальше...


Улица Советская продолжает оправдывать данное ей в 1917-м год название. Как, впрочем, и исходное название Большая.

После неё наш путь к вокзалу пролегал по трём другим улицам, но в сумме это было уже покороче. 


Неплохо смотрелись жилые дома сталинского образца, но было много и более новых.

******

Уже на финишной прямой к железнодорожному вокзалу обнаружился и автовокзал, берём его на заметку.


На самарском направлении он почти бесполезен поскольку автодорожное расстояние намного больше чем по ж.д., а электрички и поезда ходят достаточно часто. Но вот для проникновения на север Саратовской области ещё может когда-нибудь и пригодиться.

Второй перекус дня в станционном буфете нам был очень кстати. А вскоре после этого началась посадка на нашу электричку. Обратная дорога тоже по расписанию, и снова с хорошими видами на Волгу ещё до моста, а потом и с него. 

Полный фотоальбом: 2020 RUS Сызрань


Комментариев нет:

Отправить комментарий