суббота, 23 июля 2016 г.

Гуляя по прекрасным Амазонкам

Tamarita - из путешествия Удивительные приключения на севере Южной Америки (2011) - ч.15

(ч.14 здесь: Из Риу Негру на Солимойс (Амазонку))

Я плыла по Амазонке! Всякий раз вспоминая то удивительное плавание, как будто - бы заново переживаю это счастливое время, проведённое на маленьком теплоходе в кругу бразиленьос и колумбианос, ставших мне друзьями - попутчиками.

Плавно текла мутная река. Проливы, притоки, острова. Народ развлекался. А по берегу тянулись бесконечные джунгли и редкие одинокие рыбаки в лодках с любопытством смотрели вслед уходящему теплоходу. Подмытые берега обрывами уходили в воду, отчего русла рек постоянно изменялись, нанося песчаные отмели то по одну сторону, то по другую.

Река несла лесной мусор, стволы деревьев, сучья, водоросли, которые цепляясь друг за друга и сплетаясь, образуют ПЛЫВУЩИЕ острова. И чем медленнее течение, тем эти острова больше. Цветут они голубыми цветочками, а белые стройные цапли просто на них живут. И вообще птицам нравится этот способ передвижения, стоят не шелохнувшись с закрытыми глазами. А близость теплохода им совсем не мешает мечтать и получать удовольствие.











А ещё есть острова ПЛАВУЧИЕ, то есть перемещающиеся вместе со своим грунтом. Стоит на реке остров. Река бежит, омывая его и подмывая попутный берег, это оконечная часть острова, на котором существует жизнь. Растут деревья, кустарники, летают птицы, муравьи строят муравейники, жучки паучки разные.



Постепенно все составляющие острова оказываются в воде и движутся вдоль его же берегов. А в начале острова уже намыта длинная песчаная коса, за которую всё цепляется или же выбрасывается на неё. Конечно, что-то проносится мимо, не задерживаясь, но зато такой же мусор приходит с других островов.

Таким образом, на острове начинает подниматься растительность, не ведая о своей гибели в скором будущем, а муравьи и птички живут, как жили, строя свои гнёзда и муравейники на новом месте. Хотя видела, как на корнях , почти затопленного дерева, погибал муравейник. Отвалился вместе с пластом земли и деревом.

Так остров и передвигается вниз по течению. Со стороны косы поросль низкая, а в конце, ближе с подмытому обрывистому берегу, деревья достаточно высокие, метров 5 -6. Самые крайние, накренившись над водой и оголив корни уже погибают. Видимо этот период от рождения до гибели дерева занимает несколько лет, а значит расстояние перемещения островов за этот период равно его длине.

Песчаные отмели тянутся на километры, длинной и тонкой лентой, иногда эта лента рвётся, образуя проливчики, но потом вновь восстанавливается. Теплоход далеко обходит эти опасные места, прижимаясь к обрывистым берегам, благо ширь амазонская позволяет. Подводные отмели гораздо шире, чем их надводная часть. Хочется их рассмотреть поближе, но расстояние не позволяет. А вообще глубина в этих местах 60 – 70 м.

Самый большой в мире речной остров находится именно в дельте Амазонки, называется он Маражо, на нём прекрасно могла бы разместиться Швейцария.

***

А вечером на теплоходе ужин. Длинная очередь в столовую. Вообще -то очереди две. В одну стоят те, кто из дома плошку прихватил, их быстро отпускают на первой грузовой палубе. Плошки у всех разные, от маленьких и до кастрюлек, из которых кушают всей семьёй сидя под своим гамаком. А вторая очередь – это в которой стою я. У каждого из нас разноцветные браслетки на руках. В зависимости оттого, в каком городе вы выходите, они не промокаемы и не снимаемы. По принципу «всё включено».



- вот такой был мальчик.

Очередь шла быстро, а ужин был вкусным и обильным. Длинный деревянный стол, со скамьями по обе стороны, чистота и улыбчивые повара. Вечером дискотека на корме, замечательная латиноамериканская музыка, пиво рекой, а я как – будто прилипла к этим роскошным пейзажам за бортом.

Мимо плывут обрывистые берега, и на многие километры нет никаких признаков жилья, только непроходимые заросли, над которыми, как украшения, пальмы машут своими кронами. Амазонская низменность - это болота и джунгли, здесь только реки служат дорогами. В это время года реки ещё не разливнЫе и поэтому берега определяемы, а во время разлива все реки сливаются и превращаются в бескрайнее море с, торчащими из воды деревьями.

Недалеко от меня в одном гамаке бабуля с внуком, уже спят, а над ними кто-то ещё привязался, но там пока пусто. Пора ложиться и мне. Сумку с документами в гамак, всё жутко неудобно, а ведь спать 6 ночей в нём. Уснула ближе к утру, поэтому всё видела и слышала. К тому гамаку, что над бабулей, пришёл едва стоящий на ногах человек. Он какое-то время ходил вокруг и трогал его со всех сторон, не зная как в него попасть, а потом полез на… потолок и уже оттуда удачно спрыгнул в гамак. Потом он выходил и возвращался также. У меня замирало сердце и я видела, как бабуля за ним подглядывала, но виду не подавала. Видимо она не спала, остораживая имущество.

А по другую сторону пассажир после пива полночи громко считал до шести и звал свою жену с нижней палубы. Если она не приходила на счёт 6, то он вставал, расталкивая спящих рядом и шел к ней сам.

***

Утром всю сельву огласил звонкий петушиный крик! Кто-то вёз петуха в багажном отделении и, несмотря на жуткие неудобства в тесной клетке, он каждое утро звонко будил весь теплоход и окрестные берега, удивляя местных птиц и зверей.


В общем, не поспишь, встала, утренний туалет, а тут уже и обильный завтрак. Кофе с молоком не ограничено, два больших бутерброда с маслом и сыром. Ну, это уж слишком!

В продолжении: ч.16. Амазонские будни


Комментариев нет:

Отправить комментарий