воскресенье, 4 августа 2019 г.

Наш первый африканский десант

Виктор Пастухов, из серии "Если пересадка долгая и днём"

Если не считать нескольких сеансов по часу-полтора в международной зоне островного аэропорта который IATA обозначает трёхбуквенным кодом SID, то это были наши первые шаги по африканской земле. При том что в своих авиаперелётах между Южной Америкой и Евразией уже успели побороздить воздушное пространство двух десятков стран этого континента. И в той срочной поездке 2017-го года всё могло бы свестись к повтору одного из таких в буквальном смысле слова пролётов, но тут неожиданно проявились самые дешёвые билеты на Москву от нового на этих направлениях перевозчика, Royal Air Maroc. Оборотная сторона экономии - длительность пересадки: аж 13 часов в одну сторону и 3,5 в другую. Но как только выяснилось что эти 13 часов по пути против солнца, и при этом днём, то такой параметр стал восприниматься скорее как позитивный. Тем более, что при той же общей длительности двух полётов их разбивка в Касабланке менее разбалансирована чем во всех других вариантах: 9 + 6 часов. И при двух ночных полётах прибываем в Москву в удобное утреннее время. Так что мы решились. И по ходу подготовки наша компания на полёт до Москвы выросла до 4-х чел., включая трёх женщин, так что служба безопасности состояла в основном из меня.  

Информационная подготовка была проведена приличная, даже с участием одного из моих тогдашних коллег - уроженца и частого гостя Касабланки. Очень ценный параметр - количество денег которое нужно поменять перед выездом в город - он нам задал с высокой точностью. А насчёт такси из аэропорта или обратно нас сразу отговорил: расстояние большое, дорожное движение сложное, так что только электричка. Вот там, в центре, можно сколько угодно брать дешёвые красные такси для местных перебежек. Маршрут по центру наметили круговой, с обходом против часовой стрелки: вокзал - Старый Город (Медина) - главная мечеть - новые кварталы - уличный рынок - вокзал.

Было очень занимательно и необычно, но фотоаппарат применял только в нескольких точках, а в остальном мы старались просто проникаться окружающей средой и не слишком из неё выделяться. Но самое пейзажное из тех городских пейзажей можно всё же показать:



Хотя начало вылазки из Международного Аэропорта им. Мухаммеда 5-го (CMN) было не слишком обнадёживающим. Сначала долгие очереди на паспортном и ещё на каком-то контролях (вспомнилось старинное слово "морока" - вот оно откуда, марокканский продукт!). Потом довольно муторная покупка билета на электричку. Расписание простое: каждый час в 00 минут, ехать до конечной 45 мин. Обратно точно также, это значит что два поезда курсируют навстречу друг другу имея 15 минут на выгрузку-погрузку и разворот на этих двух вокзалах, ну  а промежуточные остановки укладываются в те 45. Мы выходим с билетами за 25 минут до отправления, но поезд нас уже ждёт. Неужели прилетел из города всего за полчаса? Ещё через полчаса эта версия отпала: поезд продолжал стоять и после 00 минут. Поехал он ещё через полчаса, как-то вдруг, когда этого от него уже и не ждали. И ехал до конечной не 45 минут, а все 50. Итак, 40 минут чистого опоздания уже на старте, не считая нормального времени ожидания.



Но поезд оказался достаточно комфортабельным и вовсе не переполненным, а виды из окна вполне познавательными. Мы были хорошо заинструктированы не выходить вместе с основной частью пассажиров на главном вокзале Gare de Casablanca Voyageurs с его пересадочными платформами, а доехать до тупикового Casa Port.

Как и обещало название, он надёжно отгорожен от берега океана портовыми сооружениями за высоким забором.



Большой порт Касабланки тянется отсюда далеко на восток, но в северо-западном направлении он конечен: немногим более километра, и вдоль берега начнутся жилые дома, а потом ещё столько же до нашей главной цели - мечети Хасана 2-го.

Мы спокойно продвигаемся вдоль этого путеводного забора по другой стороне проспекта. А с западной стороны от нас какое-то нагромождение стен и домов Старого Города или "Рынка", короче говоря,  Медины.



Не очень-то приветливо смотрится, но нас туда и не тянет.



Даже когда появляютя открытые ворота с белизной симпатичных переулков за ними, мы туда принципиально не суёмся.



И уж тем более не штурмуем стены средневекового форта: от идущего по контуру берега проспекта отпочковалась более прямая и спокойная улица, так что мы теперь пойдём по ней прямиком к мечети.



И вот она, заветная площадь, очень просторная. Наверное так задумано для массовых торжеств местного населения. Или для молитв, когда 25 тыс. мест внутри недостаточно, тут ещё до 80 тыс. чел. умещаются.

Попытка обойти мечеть со стороны океана провалилась. Мы было начали подниматься по широкому пандусу в толпе других зевак, но навстречу выдвинулся охранник и неприветливо помахал палкой. Все отхлынули обратно на площадь, мы даже не успели отснять забавные сценки наблюдавшиеся на береговой линии с этого пандуса. Значит, будем обходить с юга, в поисках более западной точки визуального контакта с океаном.



Объект огромен.



И в высоту тоже, его минарет только кажется таким стройным, а в корне он широченный. Т.е. высота... Да-да, 210 м это действительно похоже на мировой рекорд в категории храмов.



А по площади он уступает только мечети в Мекке. Наверное, и по периметру тоже. Вот этим периметром мы сейчас и займёмся, очень уж затейливо отделан.



Не уверен, что ещё где-то есть что-то сопоставимое. Марокканская монархия возводила это произведение архитектурного искусства с 1986-го по 1993 год, и, по всей видимости, вбухала в него весомую долю госбюджета.



Насколько мы разбираемся в мечетях, там на нижнем этаже должен быть большой умывальник для ног.



Ну а мы на босоногое проникновение во внутренние покои не претендуем, будем изучать нетривиальный внешний контур. Вот и более людное место:



Публика в тенёчке явно ждёт какого-то важного момента. Открытия дверей?



Нас это не должно особенно волновать, главное, это чтобы все они были счастливы.



А наше сегодняшнее счастье в том, что мы тут гуляем среди них, и любуемся этим всем, а не считаем часы и самолёты в тесноватом аэропорту.

Западная сторона мечети ожидаемо выводит нас к берегу Атлантики:



Значит, несмотря на сильный солнцепёк, стоит отделиться от тени мечети, и подойти к краю этой площадки.



Вот такая вот там прибрежная Касабланка. Здесь начинается французский сектор белокаменного города, и выглядит он в самом деле более по-европейски.

А чуть дальше этажность снижается и снова появляются минареты, но уже местного значения.



Но крайний справа это уже не минарет, а маяк Эль-Ханк. Здесь мы видим далеко не всю западную часть прибрежных районов Касабланки, за ближним к нам полуостровом город тянется вдоль берега океана ещё на многие километры.



Красных такси много, но на моё предложение прокатиться в сторону маяка все три дамы резонно ответили что сейчас полезнее было бы пообедать. Решаем больше не отдаляться от вокзала, а двинуть по кольцевой орбите вот в эту сторону, в поисках точек общепита.



Прощальный взгляд на наш главный маяк в пешеходной навигации по центру Касабланки..



Сейчас будем внедряться в этот район, фотоаппарат убираем в рюкзачок, и ушки на макушке.

Район оказался вполне дружелюбным микрорайончиком южноевропейского типа. Ресторанчики замаячили и тут и там, и мы без труда определили наиболее подходящий для нашей компании. По шпаргалке от нашего марокканского советника выбрали его любимые блюда себе на пробу. Очень душевно пообедали, закупили ещё пару больших бутылей минералки в дорогу, и расслабленно двинулись дальше.

Куда нас только потом ни заводило любопытство, интуиция и телефонная карта выводили обратно к намеченному маршруту до припортового вокзала. Было несколько кварталов уличного рынка овощей и фруктов, были оживлённые торговые галереи с тротуаром-пассажем под полом вторых этажей зданий, была какая-то манифестация людей в белых халатах посреди проезжей части, и много что ещё...  Мы невозмутимо созерцали это течение жизни большого и не совсем понятного города, и не вспоминали о фотоаппарате отдыхавшем в рюкзачке.

Когда же нас занесло в южный край той самой Медины, и угораздило внедриться в торговые закоулки, то мы о нём вспомнили, и спрятали поглубже. А потом быстренько достали обратно: перед нами вдруг замаячил вокзал.



Ну уж теперь-то можно запечатлеть проспект по которому мы на него закольцевались:



 И ещё тот который переходим:



Как раз по нему мы и начинали пеший маршрут, но только в другую сторону.

На вокзал мы вернулись на полчаса раньше расчётного времени, которое и так было скорректировано с учетом очень вероятного опоздания электрички. Поэтому успеваем не только купить билеты, но и потратить остаток марокканских денег на покупку сладостей. И ещё немного попогружаться в вокзальную жизнь, а точнее суету.



Вспоминаем нашу траекторию по улицам Касабланки, получилось примерно вот так:



И этот сектор выглядит малым пятном на карте всего города, а уж тем более по сравнению с железнодорожной частью этой самодеятельной экскурсии.



А вот и наш долгожданный экcпресс, без которого преодолеть оставшиеся 25 км было бы очень сложно:



Он доставит нас в аэропорт уже в полной темноте, а там ещё будет фирменная марокканская морока с обратным пересечением границы, и с досмотрами на входах и выходах зала ожидания.

В самолёте мы чуть не уснули ещё до раздачи бутылочек вкусного марокканского вина, которое в городе почему-то нам никто не предлагал...

Комментариев нет:

Отправить комментарий