суббота, 14 сентября 2019 г.

Фабрика синих айсбергов на севере Аргентинского Озера

Виктор Пастухов и Екатерина Пастухова, из путешествия Патагония нашей мечты (2016)

31 января. Ледник названный по имени шведского города Уппсала это одно из интереснейших мест уникального заповедника Лос-Гласьярес на юге Аргентины. Он не столь известен и посещаем как Ледник Перито Морено, суперзвезда национального парка, но значительно превосходит его размерами: по ширине (13,5 км) почти втрое, по длине (60 км) километров на десять, а по общей площади (870 кв. км) в три с половиной раза. И это ещё не рекордные цифры, но они обеспечивают ему третье место в южноамериканском рейтинге ледников-гигантов. Ледник Упсала сползает в Аргентинское Озеро с севера и выпускает монументальные айсберги в плавание по его рукаву тоже названному Упсала, а это северо-западное ответвление более мощного рукава Северный.



Его расположение и специфику взаимодействия с озером можно отследить по Google Maps и по снимкам из космоса (левое фото этого коллажа сделано с МКС и получено с g1.globo.com/Noticias/Ciencia…):



Как видно по карте, этот выделенный красной рамочкой ледник гораздо менее доступен, чем Перито-Морено (обозначенный на карте номером 1): автодорог к нему нет, а потому и зрительские трибуны поблизости никто пока не соорудил. Да и водным путём так близко как в Сафари "Наутико" подобраться нельзя: айсберги не подпускают. Представленный выше снимок с МКС наглядно демонстрирует каких размеров могут достигать откалывающиеся от этого массива ледяные поля (ширина рукава Упсала там около 2 км, так что сравните). Хотя это и была экстремальная ситуация, заслужившая упоминания в выпусках новостей по всему миру, в более мирное время там тоже много что дрейфует. И это очень интересно, поэтому отправляемся туда!



Примерно через час после отправления из Пуэрто-Бандейра мы уже миновали и главную акваторию Лаго Архентино, и собственно Северный Рукав, с тремя ответвлениями в другие его части.



После этого поворота каменные стены этого канала как-то незаметно за нами закрылись, и нужно быть внимательнее: мы сейчас в канале (рукаве Упсала), главной фабрике айсбергов, питающих своей талой водой всё это гигантское озеро.



Первый образец! Оригинальная модель утки в масштабе 430:1.



Второй ещё массивнее, и даже цвет погуще.



Идём дальше! Пока ещё даже не приходится маневрировать, только смотрим по сторонам.



Здесь у левого берега уже настоящее скопление плавающих масс льда, на фоне таких впечатляющих снежных гор и островерхих скал.



И у правого берега тоже, а за ним... Виден уже и сам ледник Упсала, ползущий к ждущему нас за поворотом тупику рукава его имени.



Сбавляем ход, и начинаем слегка лавировать среди таких вот красот.



Синих льдин разнообразной формы становится всё больше.



Через полтора часа после выхода в рейс мы уже встречаемся вот с такими гигантами.



Но продолжаем пробираться к нашей цели.



Хотя уже так хочется от неё отвлечься и подойти поближе к одному из этих творений морозной природы.



попытаться понять почему эта штука откололась именно в такой форме — как ступенька большой пирамиды.



И ещё небольшой рывок вперёд, к последнему повороту.



Часовые здесь прямо как на посту.



И может показаться что мы уже не выберемся из этого строя.



Но вот она, искомая перспектива! Ледник Упсала прямо перед нами. Конечно не весь, а только ближняя к озеру часть его главного языка и пары его западных притоков. Вспомним, что истоки этой ледяной Амазонки находятся километрах в шестидесяти дальше, где-то на снежном плато.



Это наш предел на сегодня, километровая полоса залива вдоль края ледника сейчас полнейшее табу для туристической навигации. Но отсюда уже можно как следует рассмотреть все детали фронтальной стенки высотой около 40 метров, а также соединяющиеся в нижнем течении ледяные струи. Кстати, надводная стенка ледника Перито-Морено в полтора раза выше, там глубина озера поменньше, и потому он и не выпускает подводные заряды такого объёма, и на таком удалении от видимого фронта, как это иногда практикует коварный Упсала. Весь оставшийся километр это что-то типа минного поля, где в любой момент может всплыть со дна нечто непредсказуемое, и запрет на приближение связан именно с этим, а не с повышенным риском столкнуться с видимыми айсбергами.

Разворачиваемся.



Но уходить не спешим, нужно же пофотографироваться в обнимку с синими айсбергами.



Они просто нереально красивы, поэтому лучшей декорации для группового снимка и не придумаешь.



А может быть оттолнём эту штучку подальше?



Прямо скажем, это непростая задача, если сравнить ее размеры с размерами приближающегося судна. Хотя оно находится на некотором удалении, и сравнение не совсем корректно.



А вот другое наоборот, существенно ближе, но айсберг от этого не особо уменьшился.



А ведь катамараны-то немаленькие: двух-трёхпалубные, мест на двести и более.



Но не будем отвлекаться, корабли есть чуть ли не в любой акватории, а такие синии айсберги на фоне белых гор и зелёных склонов только здесь.



И формы, и цвета этих дрейфующих массивов льда запомнятся навсегда.



Всё же пора уже и прощаться. И мы уходим — к нашей следующей цели, ведь рабочий день туриста только начинается...

Если возникнет интерес к посещению этого объекта, то рекомендуем сделать это не на одном из больших прогулочных кораблей, полдня снующих по разным рукавам озера, а последовать нашему примеру и посетить турбазу Эстансия-Кристина: корабли доставляющие туда туристов из Пуэрто-Бандейра тоже делают шикарный часовой заход в этот рукав озера прежде чем вернуться на курс к своей пристани.

P.S. Название своего родного шведского города в 1908-м году присвоил этому леднику один из его первоисследователей, Klaus August Jacobson, участвовавший в экспедиции знаменитого Francisco Pascasio Moreno (он же Perito Moreno), и продолживший изучение собранных образцов горных пород после возвращения в свой университет

P.P.S. На карте в начале репортажа есть и ледник №2 (на севере от красной рамочки) — это Вьедма, образующий одноимённое озеро. Он действительно второй по размерам на континенте, и немного превосходит по размерам Упсала. Ну а №1 остался за пределами этого участка карты, и он целиком находится на территории Чили

Комментариев нет:

Отправить комментарий