Виктор Пастухов, из путешествия К археологическим заповедникам Южной Колумбии (июль-август 2017)
26.07.17. Основной задачей этого дня было выдвижение из очень привлекательного города Попаян к одному из двух археологических заповедников находящихся в радиусе полутора сотен километров: лучше бы в Сан-Агустин, но про запас был ещё и Тиеррадентро. Расстояние вроде бы небольшое, но сложный рельеф и лишь частично асфальтированные дороги, в сочетание с малолюдностью искомых направлений делали задачу нетривиальной - моя разведка в день прибытия показала что регулярных автобусных рейсов мало, и расписание "плавающее". В итоге этого дня удалось-таки добраться в Сан-Агустин, но уже к самому его концу, причём от отправления до прибытия прошло почти шесть часов.
Малая средняя скорость продвижения через покрытые зеленью и местами укутанные облаками горы была компенсирована замечательными пейзажами, так что этот день тоже порадовал.
Ну а начинался он с вкусного завтрака в отеле и неспешной прогулки по Попаяну с рюкзачком - в направлении автовокзала, что позволило попутно посмотреть еще и северную часть города. Это удовольствие потянуло примерно на полчаса, и завершилось пересечением по пешеходному мостику проспекта под названием "Авенида Панамерикана", т.е. старой нитки Панамериканского шоссе (новая теперь огибает город ещё дальше с севера и с запада).
В кассе примеченной мной компании "Sotracauca" обнаружилось что вот-вот отправится рейс на Инса, откуда до Тиеррадентро уже недалече, а ещё через час в Ла-Плата, с остановкой прямо на перекрёстке Тиеррадентро. Но всё же решил не суетиться, и подождать ещё полтора часа до прямого в Сан-Агустин, отметив, что если оттуда не смогу пробиться в Тиеррадентро, то придётся вернуться в Попаян чтобы действовать наверняка.
Билет куплен, выход на платформу за 15 минут до отправления, так что нужно "убить время".
Покидаю относительный уют тенистого и прохладного автовокзала, и отправляюсь в поисках чего-то нового.
Сначала двинулся с рюкзачком по соседним кварталам, и зафиксировал наличие в них большого количества разнообразных отелей. Значит, если придётся снова приземлится в Попаяне по ходу моего непростого маршрута, то в идти или ехать центр больше не нужно.
Потом свернул к окраине и полюбопытствовал как тут поживает местное население. Впечатление нормальное, без каких-то особых примечаний.
И тут вдруг оказалось что северным соседом у автовокзала служит городской аэропорт. Подышать там кондиционированным воздухом и, поставив рюкзачок рядом с креслом, полюбоваться движением экзотических воздушных судов мне показалось хорошей идеей. И она была воплощена в жизнь просто с блеском:
Экзотичность этого VIP от автовокзала Попаяна начиналась с отсутствия табло прилёта и отправления: только маленькая бумажка на двери "накопителя" с новым расписанием рейса EASYFLY из-в Богота. Кроме неё эту линию должна обслуживать ещё и AVIANCA, а других направлений и вовсе нет. Ещё экзотичней было авиашоу Попаяна: за час меня там поразвлекали 4 самолёта, и из них только один гражданский - тот самый рейс из Богота: ATR-42 EASYFLY, не только прибывший вовремя, но и отправившийся обратно всего лишь через 18 минут. Статическая экспозиция состояла из небрежно замаскированного Ан-32 Сухопутных Войск Колумбии. А остальная пара это были самолёты Национальной Полиции: ещё один ATR-42 и суперэкзотичный DC-3 с новыми двигателями и винтами, может быть один из той пары что позавчера можно было разглядеть при взлёте в Богота.
Так увлёкся этими самолётиками что на автовокзал вернулся прямо в обрез - ровно за 15 минут до отправления. Микроавтобус стоял у платформы, дверь была открыта, и пассажиры сидели на своих местах. Протянул свой билет водителю, и он радостно показал мне в дальний угол салона, а некоторые пассажиры одобрительным гулом встретили моё продвижение к этой точке. Кресло в последнем и самом высоком ряду меня вполне устраивало, у окна с левой стороны, что обещало хороший обзор не только внутрь салона. Рядом со мной оказалась пара ещё более махровых и пожилых иностранцев, и при их росте там уже приходилось пригибаться. Но попыток с кем-то поменяться они не предпринимали. Скорее всего немцы, или голландцы, потом разберёмся - как только разговорятся.
Напрасно радовались мои попутчики: заполнение последнего кресла вовсе не послужило сигналом к отправлению, и до назначенного времени 11:30 водитель даже не завёл мотор. Двинулись в путь даже с символичным опозданием минуты на три-четыре. И вскоре уже выбрались через северо-восточные окраины города на узкое шоссе №20.
То и дело небольшие посёлки с "лежачими полицейскими", много поворотов, а потом и подъём начинается ощутимый - едем то не быстро, а то ещё медленнее. Но уверенно продвигаемся куда нужно, это радует. Облачность сгущается, но и зелёные краски всё гуще. Много речек, есть и водопады небольшие. Надо бы изловчиться что-то заснять через окно, но открывать и закрывать его нужно быстро - народ может замёрзнуть.
Ага! Вот и первая удача - после полутора часов пути.
Продолжаем подниматься выше вдоль этой бурной речки. Микроскопические населённые пункт закончились, теперь полное безлюдье
Иногда можно с карниза увидеть следующий крутой поворот этой дороги.
А потом полюбоваться и обратным ракурсом. Напоминает моё боливийское дорожное приключение По "старой дороге" RN-7 на Кочабамбу. Но тут сейчас облачно и сыро, зато есть асфальт.
Это не туман, это мы сквозь облако неплотное едем уже долго. И виды сквозь него становятся совсем сказочными.
Асфальт закончился ещё раньше чем крутой подъем, теперь ползём осторожненько, почти на ощупь.
И выползаем на более-менее плоское место - "альпийские луга" с поправкой на андскую специфику. Дорога узкая и вязкая, кое-как разъезжаемся с редкими грузовиками
Пора взглянуть на схему этого непростого, но увлекательного маршрута. Так оно и есть: мы пересекаем национальный парк Пурасе! Причём городков с таким названием здесь два - и на нашей дороге, и на ответвившейся от ней влево дороге №24. А между этими дорогами возвышается непреодолимый конус вулкана Пурасе (4650 м), кое-где он нам даже показывался мельком.
В более мелком масштабе в окрестностях этого вулкана 12 раз извергавшегося в 20-м веке (последний раз в 1977-м году, м.б. совсем потух?) проявляются термальные курорты. В ещё более мелком масштабе их становится больше, и кое-что такое сумел приметить и из окна микроавтобуса. А мои соседи (оказавшиеся бельгийцами) оживились не на шутку: оказывается они вчера сюда ездили из Попаяна на однодневный отдых с экскурсоводом, и не знали что можно было не возвращаясь туда стазу уехать в Сан-Агустин. Спрашиваю: понравилось ли им на курорте и в Попаяне? Отвечают что водичка приятная, а город так и не видели, хотя ночевали там трижды - их всё время куда-то увозили деятели из турбюро при отеле. Каждому своё, однако...
Посмотрим теперь на высотный профиль дороги. Мы стартовали примерно с 1750 м, миновали термальные курорты на 2600-2800 м, а теперь рискуем застрять где-то в диапазоне 3000 - 3200 м. И выше последней этой отметки забираться не будем, так что можно дышать спокойно.
А теперь уже и не застрянм, дорога вдруг стала просто образцово-показательной:
Проезжаем полицейскую заставу, и вскоре останавливаемся для отдыха. Если есть аппетит, то можно и пообедать - тут целый ресторанчик, в котором водитель и часть пассажиров решили основательно подкрепиться. Мы уже почти 4 часа в пути, ну и дела! Мне вполне хватило нескольких галет из своего дорожного запаса, поэтому погуляю вокруг.
Неожиданно пробившийся лучик солнца освещает грузовик попавший вслед за нами на строгий досмотр.
Это наш славный "бус". Не полноприводной, но достойно прошедший все полосы препятствий.
Густая зелень заповедных лесов, и дорога в направлении Сан-Агустина:
Через полчаса едем дальше, почти сразу же начинаем спускаться, и леса заповедника вскоре сменяются вот такими пейзажами:
Плантации кофе, бананов и ещё чего-то. Домики тоже видны - отдельные, но всё чаще.
Через 40 минут после остановки, т.е. примерно через полчаса после выезда из заповедника
проезжаем без остановки городок San José de Isnos и его единственную автозаправку.
На центральной площади стоят древние каменные истуканы, а местная молодёжь увлечённо лопает мороженое. Хорошая идея насчёт вечерней закуски в Сан-Агустине.
Но туда ещё нужно доехать: хотя две точки почти соседствуют на карте, дорога между ними неспроста идёт не напрямик, а хорошим крюком - нужно сначала спуститься в ущелье реки Магдалена, а потом снова карабкаться наверх.
Спуск очень извилистый, но изобилует хорошими видами.
А вот и река уже проявляется.
И узкий мост через неё - один единственный на большом протяжении Магдалены. Это и есть нижная точка на профиле нашей дороги - 1278 м. При этом Иснос находтися примерно на той же высоте что и Попаян, около 1780 м, а Сан-Агустин всего на сотню метров ниже.
Вот и наша очередь перебраться на заветный берег Сан-Агустина. Вскоре после моста развилка: Питалито прямо, а в Сан-Агустин направо. Наш автобус идёт в Питалито, но сначала должен был бы заехать в Сан-Агустин, но пока остановился здесь.
Со стороны Сан-Агустина на двухколёсном транспорте спускается большая семья. Тоже остановились на перекрёстке и что-то спросили у нашего водителя. Он предлагает подождать...
Вскоре тут остановился ещё и вэн маршрута Питалито - Сан-Агустин, и началось короткое совещание водителей. По чудному совпаденю, в вэне 5 свободных мест, как раз столько пассажиров нашего микроавтобуса едут в Сан-Агустин. Авторационализаторы вежливо предложили нашей пятёрке пересесть в другое транспортное средство, а в микроавтобус подсели ожидавшие его Сан-Агустинцы, и он двинулся прямиком в Питалито.
Пятикилометровый подъем от развилки до городка Сан-Агустин тоже был красив.
В городе мы доехали до конторы "Sotracauca", которая по совместительству работает и как турбюро, при этом все остальные пассажиры успели выйти раньше - кроме меня оставалась только бельгийская пара.
.
Водитель сказал моим новым друзьям чтоб они оставались в вэне и что он довезёт их прямо заказанного ими до загородного отеля, в суточные которого включен и трансфер. И спросил меня в какой отель нужно заехать по дороге - тот куда мы едем по определению дальше всех. У меня ничего конкретного не было намечено, только видел на карте что мест для ночлега тут много - как в городе, так и вдоль трёхкилометровой дороги к археологическому парку. Водитель сказал что хоть в городе и дешевле, но шумновато, а загородные отели получше, но вовсе не зашкально дорогие, даже тот "люкс" в который едут бельгийцы. И что если мне не захочется там остаться, то на обратном пути в город поможет найти разумную альтернативу. Уговорил, поехали вместе.
И проехали не только все эти 3 км по асфальту, но и ещё несколько сотен метров после входа в археологический парк, уже по грунтовке. Отель с загадочным названием "Уака-ё" (Huaka-yo) расположен в окружении леса. И само здание и его окружение очень понравились, номера удобные и просторные. Бельгийцы пришли в такой восторг, что сразу заплатили ещё и 4-ю ночь, три у них были уже с предоплатой.
Ценовая политика на тот момент оказалась нереально дружелюбной ко мне: одноместное размещение дешевле чем полцены двухместного (!) те же 60 тыс. песо в сутки что платил в Попаяне. (мои попутчики при этом выложили по 150 тыс. в сутки). Мне это пришлось по душе, так что не только остался в этом лесном рае, но и сомнения насчёт двух или трёх суток с ходу разрешил в пользу трёх. И правильно сделал — 2,5 дня на Сан-Агустин и окрестности это минимальная квота, а отдыхалось там после экскурсий очень хорошо.
Да и после дорог этого дня тоже надо было отдохнуть - мы втроем решили сегодня тут в отеле и отужинать, и в город этим вечером не высовываться. Перед прощанием наш водитель-турагент ещё и попредлагал экскурсии на следующие дни, и это меня не напугало - имел хорошую шпаргалку с примерными ценами и рекомендациями. Договорились что завтра утром будет свободное время для ближней части археологического парка, а после обеда трёхчасовой тур на джипе по нескольким окрестным объектам этого рода. На послезавтра тур полного дня на вэне по археологическим заповедникам и водопадам на другом берегу Магдалены - т.е. со стороны Иснос.
Продолжение: День четвёртый, Сан-Агустин: загадочное наследие древних цивилизаций
Комментариев нет:
Отправить комментарий