понедельник, 2 марта 2020 г.

День шестой: передислокация из Сан-Агустин прямиком "внутрь земли"

Виктор Пастуховиз путешествия К археологическим заповедникам Южной Колумбии (июль-август 2017)

29.07.17. Резервный день пока не понадобился: сегодня еду в Тиеррадентро, и если доберусь к вечеру, то привезу его в запасе. Ну а если приспичит переночевать по пути, то тоже могу себе это позволить. Добираться из маленького города Сан-Агустин провинции Уила в совсем маленький посёлок при заповеднике в другой провинции нужно с пересадками, причём обойтись одной будет почти нереально. Вариантов маршрута несколько, и более консервативный это отступать в уже знакомый Попаян, переночевать там, а наутро ехать дальше, по разведанному заранее расписанию. Но есть и более короткие траектории, причём не требующие заново пересекать высокую горную гряду. Поэтому план такой: сначала доеду до Питалито, а оттуда буду искать рейсы в Тиеррадентро или хотя бы до Ла-Плата. Ну а уж от Ла-Плата будет недалеко до цели, и сообщение там надёжное, только не факт что вторая пересадка тоже уместится в сегодняшний день. Но и возможная дополнительная ночёвка на самых подступах к следующему пункту программы меня не расстроит: и ещё один город посмотрю, и часть резервного дня всё-таки останется в запасе.

Этот план сработал очень хорошо: добрался до Тиеррадентро ещё засветло. Оборотной стороной этой медали стали быстрые пересадки в двух более крупных городах, без возможности даже беглого знакомства хоть с одним из них. При этом на всех трёх участках роль рейсовых автобусов выполняли приспособленные для перевозок пассажиров полноприводные пикапы одной и той же модели, так что представлю только первый из них:



Это очень популярный в горной части Колумбии транспорт, причём вполне легальный - с регистрационными знаками национального агентства по транспорту. Вот только в исходно пятиместную кабину продают 6 билетов на взрослых, водитель и дети не в счёт. А сколько пассажиров умещается на установленных в кузове скамейках можно только догадываться, поскольку количество багажа закрепляемого на крыше иногда просто пугает. Но в моём первом рейсе этого дня перегруза не было: из Сан-Агустин этот пассажирский грузовичок увёз только троих пассажиров, а ещё 5-6 человек подсели уже по дороге, причём ближе к Питалито.

Дорога на этом участке хорошая, и первый отрезок, спуск от Сан-Агустина до перекрёстка RN-20, проезжаю уже в третий раз за четыре дня.



И снова не могу удержаться от снимка из окна: водопадики на противоположной стене ущелья Магдалены просто завораживают.

После 6 км спуска, местами в форме серпантина, останавливаемся на том самом перекрёстке. Дальше поедем уже по новому для меня участку - по шоссе №20 в сторону Питалито. Транспорта довольно много, участков для обгона почти нет, несколько остановок, так что время идёт.



Чем ближе в большому городу, тем больше у дороги хуторов и ухоженных плантаций.

А уже почти на окраине наше шоссе сливается с более солидным RN-45 идущим от границы с Эквадором, грузовиков становится ещё больше. К городу подъезжаем с запада, а автовокзал, как потом оказалось, расположен уже на выезде в восточную сторону. При этом шоссе огибает Питалито с севера, но наш пикап проходит сквозь город, почти по самому центру, и понемногу высаживает большую часть пассажиров. В итоге получилось 1 ч. 10 мин. езды только на эти начальные и самые комфортные 35 километров.

******
При взгляде из окна транспортного средства город произвёл приятно впечатление, под стать Попаяну - столице соседней провинции. Потом навёл справки и уяснил что это не только главный центр в приграничной зоне Уила - Каука, но и второй по значению город в провинции Уили, с населением около 80 тыс. чел. А население всего муниципалитета площадью 665 кв. км  почти вдвое больше, и там производится рекордное для Колумбии количество кофе, причем и по качество оно тоже ценится. Действительно, места благодатные: вольготная равнина с высотами около 1300 м, зелёные горы немного в стороне, но отовсюду питают водой текущие к Магдалене речки...

И меня не очень удивило большое и современное здание автовокзала, даже превосходящее и размерами и комфортом свой аналог в Попаяне. Но вот только рейсовый транспорт тут помельче, автобус готовился к рейсу всего один, плюс несколько вэнов, а большинство составляли такие пикапы как тот что меня привёз:



Быстрый обход касс перевозчиков позволил получить списки всех возможных направлений, и Тиеррадентро там не было. Зато Ла-Плата сразу у нескольких компаний, и следующее отправление через 15 минут, т.е. в 10:10. Покупаю билет с номером кресла, а потом прикидываю насчёт режима питания: обед мне сегодня уже не светит. Купил бутыль воды и пачку галет в дорогу, и можно ехать дальше.

Автобусный билет оказался не совсем автобусным: под загрузку подали точно такой же пикап, а номер кресла указал мне на то же самое место за спиной у водителя что и занимал по дороге в Питалито. Но были и отличия: рядом со мной усадили ещё троих, а справа от водителя двоих - и это вполне официально. За пределами Колумбии более пяти человек в такой кабине чревато штрафом и принудительной высадкой. Ну а мы ещё подождём пока прибежавшие к самому отправлению люди рассядутся в крытом кузове. Поехали! И почти вовремя.

Признаюсь что при разборе всего маршрута по карте этот участок задал больше всего загадок.  Нарисованная на них дорога от Питалито прямиком на север проходит через посёлок La Argentina, а потом вливается в RN-24 Popayan - La Plata, это похоже на кратчайший путь. Но ехать "Гугл" советует не по нему, а по RN-45 далеко на северо-восток, а потом поворачивать на запад на ну же самую RN-24 чтобы приехать в Ла-Плата уже с другой стороны. Это более 200 км пути, но без особых сложностей с преодолением складок рельефа. А та дорога что выглядит кратчайшей проходит через хребет на уровне 2340 м, что на тысячу метров выше долины Питалито, и для транзита не очень пригодна, поэтому имеет сугубо местное значение. Ну а мы проехали и не так далеко - всего около 100 км, и не так высоко - через перевал 1720 м: по траектории Timaná - Altamira - Pital.



А разобраться в этом мне помогли несколько снимков сделанных из окна пикапа с помощью телефона.



Это первая остановка, на центральной площади городка Тимана на RN-45, в 20,5 км от окраины Питалито, и мы докатили сюда за 25 минут. Совсем небольшой муниципалитет: всего лишь 20 тыс.жителей, а в городской черте чуть больше 7 тыс.

Продолжаем ровно катиться по хорошей дороге, с небольшим уклоном вниз. И снова ровно 20,5 км до следующей остановки, но на этот раз без населённого пункта. Водитель сворачивает с шоссе на поперечную дорогу влево и объявляет что комфортная часть закончена и нужно передохнуть перед сложными участками.



Хотя начальный прямой участок ждущей нас безымянной дороги выглядит неплохо, но тут уже нет ни обочины, ни разметки, да и дорожное полотно намного уже. И асфальт тут явно нашлёпали прямо на укатанную грунтовку, так что жди выбоин и ям где угодно. Потом удалось  идентифицировать по карте что наше прощание с полноценным шоссе состоялось в окрестностях посёлка Алтамира (Altamira), имя которого присутствует и в названии этой дороги: Via Tarqui - Altamira

После десятиминутного релакса снова грузимся на борт. И на оставшиеся 60 км до Ла-Плата у нас ушло ещё почти два часа. И за это время мой телефон отснял только два внятных кадра:



Слева это городок El Pital, он находится ровно посередине этих 60-ти км, и до него мы всё ещё петляли по долине реки Магдалена, которую пересекли по мосту недалеко от того самого посёлка Tarqui. После Эль-Питаль мы уже ехали по так называемой RN-37, причем на неё можно было съехать с RN-45 и дальше, в крупном городе Garzón, но это добавляло ещё 28 км. Ну а от Эль-Питаль узкая и немощёная 37-я карабкается вверх по карнизам вдоль речки, так что ехали медленно, а разъезжались со встречными вообще почти стоя. И только когда подъём сменился спуском стало повеселее, а вскоре и город Ла-Плата показался там внизу...

Когда въезжали в Ла-Плата сразу увидели новый автовокзал на его ближней окраине, но выглядел он не очень оживлённо. Водитель спросил: не желает ли кто здесь выйти? Голосов не было, и едем дальше, и в конце концов оказываемся на центральной площади города. По её периметру видно целый ряд таких же пикапов, вэнов и прочего транспорта, так что понятно: это их автовокзал, а периферийный служит только для больших автобусов нескольких направлений, типа столичного.

Но наш пикап проехал по всему периметру без остановки, после чего юркнул в какие-то ворота, и высаживаемся уже во дворе, заполненным такими же пикапами. Весело, однако! Выйти осмотреться на площадь? Но тут же слышу крики:"Тиеррадетро-тьеррадентро!" Зазывают на посадку в один из пикапов этой парковки.

******
Спрашиваю у тётеньки где платить, она показывает мне на небольшой киоск в углу двора, по пути к которому очень кстати нашёлся и туалет. В киоске покупаю билет, без номера места, и возвращаюсь с ним к тётеньке - диспетчеру.  Она радостно сажает меня вовсе не в кузов, а на широкое кресло рядом с водителем. При этом все места на втором ряду уже заняты. Не успел порадоваться комфорту кресла рассчитанного на полтора человека, как дверь открылась и тётенька втолкнула на это кресло ещё и старичка, чьи кости и холщовый мешок прижали меня к креслу водителя и к ручке переключения передач. После перемещения рюкзачка с пола на колени, закрытия двери и прижатия старичка к ней поплотнее, мне удалось освободить рабочую зону водителя. Он благодарно улыбнулся и повернул ключ зажигания.

Снова проезжем через городские кварталы Ла-Плата, но способность фотографировать телефонам вернулась ко мне только на выезде из города. Честное слово, просто не верится что около часа дня уже начинаю третий и последний отрезок этого марш-броска Сан-Агустин - Тиеррадентро!



Выезжаем на север по той же самой RN-37, но тут она очень даже приличная. Потом сворачиваем на северо-запад по долине реки Паез (Páez) и приходится объезжать немалый участок дорожных работ. После которого уже новая бетонка, и ехать по ней ещё лучше.

Но недолго это продолжалось, дальше начался ощутимый подъем, а сложные участки дорожных работ перемежались нетронутой грунтовкой, что тоже не подарок, поэтому ехали вдоль реки довольно медленно. Эта бурная река тут пограничная, на другом берегу уже (а для меня снова) провинция Каука. Кое-где есть пешеходные мостики, и около них пикап останавливается для высадки-посадки пассажиров.



А потом вдруг и наш пикап сворачивает на мостик! Но он пошире и кроме пешеходов по нему может перемещаться и транспорт небольшой ширины. В одну сторону, разумеется, регулировка простая: кто заехал первый тот и прав, а встречным придётся подождать. Только этот мостик на RN-37 оказался не через реку Паез, а через её приток вдоль которого нам и нужно продолжить путь, уже на запад.  Но дорога продолжает следовать по правому берегу реки Паез плавно поворачивая на север. И только через 2,5 километра нас ждёт развилка: влево с разворотом на 180 градусов уходит RN-26, по который мы едем эти же 2,5 километра обратно, но только забираясь по карнизу всё выше. Видим тот же самый мост он, кстати, на высоте более 1200 м), уже с верхотуры, и едем дальше уже на запад. Коричневый туристический указатель "Pisimbala 9 km" это самое то! Конечный пункт нашего пикапа это посёлок San Andrés de Pisimbala расположенный на верхнем краю Национального археологического заповедника Тиеррадентро.

И последние 4 км из этих 9-ти мы едем уже не по RN-26, а по ответвляющейся от неё направо дороге местного значения. Посередине этого участка проезжаем музей заповедника и несколько домов среди которых есть один шикарный отель и пара совсем простеньких ночлежек. спрашиваю у водителя где мне выходить чтобы устроиться на ночлег, и он советует доехать до конечной остановки. Ну а если та не понравится, то сюда всегда можно будет спуститься и пешком.

Ну вот и приехали! 1 ч. 45 мин. пути от Ла-Плата, это 45 км дороги, и подъем с уровня примерно 1000 м до здешних 1670. Можно подводить и общий итог марш-броска в три этапа: от ЮНЕСКО-744 до ЮНЕСКО-743 добрался за шесть с небольшим часов, включая быстрые пересадки. Около 180-ти километров дорог, в основном тяжких. Перепады высот в пределах тысячи метров, по схеме вниз-вверх-вниз-вверх, и финиш практически на том же уровне что и старт. Транспортный бюджет: 1,2 тыс. песо от отеля до Сан-Агустин, 6 тыс. Сан-Агустин - Питалито, 25 тыс. Питалито - Ла-Плата и 13 тыс. Ла-Плата - Сан-Андрес. Плюс 1,5 тыс. на общественные туалеты в терминалах, итого менее 50 тыс. песо, очень по-божески вышло.

******
Когда пикап развернулся и уехал вниз, то первое впечатление было такое что это тупик единственной здешней дороги, и что посёлок Сан-Андрес состоит только из трёх прилегающих к этому перекрёстку кварталов.

Но эту модель вскоре пришлось немного скорректировать. Откуда-то появились другие пикапы, да ещё и разных моделей и прилично гружёные. И большинство приехавших со мной пассажиров тоже стало в них догружаться, тут уже в ход пошли места и на крыше вместе с багажом, и подвесные по бортам.



Уехали они в разные стороны, но куда-то выше и выше, так что это тут вовсе не тупик а такой перевалочный пункт. 

А за кварталом занятым школой и культурным центром обнаружилась церковь, потом другие кварталы, и в другую сторону тоже.



Ночлежек типа тех что были около музея заповедника тут тоже нашлось не менее пары. Но стучатся туда не стал поскольку заметил знакомое название в начале спуска от узлового перекрёстка к ядру археологическому заповедника: "La Portada"; Это же название сайта отеля  которого мне удалось скачать самую внятную схему троп между элементами археологического заповедника Тиеррадентро! Иду туда.

Здание с правой стороны от дороги оказалось  ресторанно-административным (плюс жильём хозяев). Но обед уже закончился, а ужин начнут готовить часа через три. А номера сдаются во втором здании - оно чуть ниже по дороге и с другой стороны. И всё сделано из бамбука! На веранде внутреннего дворика сушатся зёрна кофе, номеров свободных больше половины. Выглядит немного хлипко, но всё чисто, и в целом мне там понравилось, остаюсь. 



Договорился по схеме 2+1: сразу плачу за 2 ночи вперёд (45 тыс. песо в сутки), а потом решу останусь ли на 3-ю ночь. День состоялся! Больше сегодня нечего и желать. И пусть теперь капает мелкий дождик, может быть выльется до завтра чтобы начать осваивать Тиеррадентро уже при более подходящей погоде. Но и такая меня тоже устроит. Завтра. А сегодня выползу из своего номера только на вторую прогулку по Сан-Андрес и на ужин. Готовят в "Ла-Портада" хорошо, сюда приезжают покушать и из посёлка администрации заповедника и из тамошнего отеля. В суточные включен только завтрак, за ужин нужно платить отдельно, но цена очень божеская. А обедать опять будет некогда в эти дни, так что галеты и шоколад в рюкзаке очень даже уместны... 

Продолжение: День седьмой: восточный треугольник Тиеррадентро

Комментариев нет:

Отправить комментарий