Виктор Пастухов, из авиапутешествия "Уфа и Стамбул не мимолётом" (июль 2015)
Главной изюминкой нашего самостоятельного знакомства со Стамбулом (подробности в "Стамбул почти бесплатно") стало посещение музея Софийского Собора.
Сейчас (с 1935-го года, т.е. в последние 80 лет) это самый настоящий музей, один из наиболее посещаемых в городе. Входной билет стоит 30 турецких лир, бесконечно мало в сравнении с хранимыми этим сооружением таинствами.
И встречает этот музей уже на внешней территории, где выставлены не только схемы помещений, но и остатки более древних храмов занимавших когда-то эту территорию.
Первый христианский Собор Св. Софии был построен у рыночной площади Константинополя ещё в первой половине IV-го века и был разрушен пожаром в начале V-го. Первая сменившая его базилика простояла всего несколько лет, а новая уже с 415-го по 532-й год. После очередного востания-пожара-разгрома началось строительство совсем уже вечного шедевра.
Христианским храмом он прослужил почти целое тысячеление, с 537-го по 1493-й год, а после завоевания Константинополя турками был приспособлен под мечеть. Его внутренняя отделка хранит элементы оставшиеся от всех этих эпох, поэтому Собор Св. Софии может считаться и музеем всех практиковавшихся там вариантов религии. Именно так, "религии" в единственном числе, ибо по сути и "христианство" и "ислам" это только подновлённые маски иудаизма, и правильнее было бы называть всю эту идеологическую конструкцию "дезлигией".
Но речь сейчас не о ней, а о реальной конструкции в камне, созданной в начале VI-го века, оне просто поражает воображение. И наглядно демонстрирует происхождение термина "архитектура" - с латыни его можно и перевести на русский, и тогда получается что-то вроде "создания арочных потолков/перекрытий":
Сам по себе главный купол собора высотой 51 м это "нечто": он довольно приплюснутый, во всяком случае до полусферы очень сильно недотягивает, и держится на 40-ка радиальных арках, а 40 больших окон между арками дают столько света, что в некоторых ракурсах купол просто напоминает "летающую тарелку". Но самое главное: диаметр этого купола хоть и солидный, 31 м, но сам по себе не мог бы создать такого просторного помещения - главный неф храма почти прямоугольный, и 31 метр у него это только ширина, а длина намного больше.
Секрет тут двойной. Во-первых, это 4 сферических треугольника под "ободом" купола, они дополняют перекрываемое пространство до описывающего центральный круг квадрата 31 на 31. Это архитектурное решение не встречалось ни в одном из известных истории более древних сооружений, а впоследствии стало традиционным, и называется теперь "парусами". Эти паруса опираются на 4 огромные арки, покоящиеся на 4-х главных колоннах. Второй секрет в том, что только боковые арки как-то ограничивают центральный неф, отделяя его от более узких боковых. Фронтальная и тыльная арки тоже "висят": их поддерживают полусферические перекрытия, каждое их которых держится арками трёх меньших ниш подобной же конструкции. Вот такой вот арочно-сферический каскад:
Средняя ниша из восточной тройки это алтарная, она больше других, и её стена выступает за черту главного прямоугольника нефа. Всё это вместе и создаёт такое нереально объёмное помещение.
Вдоволь полюбовавшись им с нижних точек осмотра, можно подняться и на главную галерею - без единой ступеньки, шикарный пандус немалой протяжённости вкуратно вписан в двойные стены храма.
И здесь тоже есть что посмотреть. После 1935-го года из-под краски и штукатурки проявилось немало фресок и мозаик христианской тематики относящихся к первым векам существования храма.
В основном на верхней галерее, но есть они и ещё выше, а также в боковых помешениях. нижнего уровня. Кроме собственно персонажей Нового Завета там фигурируют и импереаторы византийской эпохи.
Теперь все они соседствуют с реликвиями мусульманского периода в истории храма:
Четыре больших овальных шита с цитатами из Корана выглядят более современно, но и им уже века. А Михраб и ложа султана просто сказочны.
Но презентация внутненнего убранства и всевозможных гробниц и реликвий храма-музея в мой рассказ о нём уже не вписываются, просто рекомендую там побывать и посмотреть всё, что покажется интересным. И не забыть полюбоваться изнутри архитектурными "фишками" этого недопризнанного Чуда Света.
Сейчас (с 1935-го года, т.е. в последние 80 лет) это самый настоящий музей, один из наиболее посещаемых в городе. Входной билет стоит 30 турецких лир, бесконечно мало в сравнении с хранимыми этим сооружением таинствами.
И встречает этот музей уже на внешней территории, где выставлены не только схемы помещений, но и остатки более древних храмов занимавших когда-то эту территорию.
Первый христианский Собор Св. Софии был построен у рыночной площади Константинополя ещё в первой половине IV-го века и был разрушен пожаром в начале V-го. Первая сменившая его базилика простояла всего несколько лет, а новая уже с 415-го по 532-й год. После очередного востания-пожара-разгрома началось строительство совсем уже вечного шедевра.
Христианским храмом он прослужил почти целое тысячеление, с 537-го по 1493-й год, а после завоевания Константинополя турками был приспособлен под мечеть. Его внутренняя отделка хранит элементы оставшиеся от всех этих эпох, поэтому Собор Св. Софии может считаться и музеем всех практиковавшихся там вариантов религии. Именно так, "религии" в единственном числе, ибо по сути и "христианство" и "ислам" это только подновлённые маски иудаизма, и правильнее было бы называть всю эту идеологическую конструкцию "дезлигией".
Но речь сейчас не о ней, а о реальной конструкции в камне, созданной в начале VI-го века, оне просто поражает воображение. И наглядно демонстрирует происхождение термина "архитектура" - с латыни его можно и перевести на русский, и тогда получается что-то вроде "создания арочных потолков/перекрытий":
Сам по себе главный купол собора высотой 51 м это "нечто": он довольно приплюснутый, во всяком случае до полусферы очень сильно недотягивает, и держится на 40-ка радиальных арках, а 40 больших окон между арками дают столько света, что в некоторых ракурсах купол просто напоминает "летающую тарелку". Но самое главное: диаметр этого купола хоть и солидный, 31 м, но сам по себе не мог бы создать такого просторного помещения - главный неф храма почти прямоугольный, и 31 метр у него это только ширина, а длина намного больше.
Секрет тут двойной. Во-первых, это 4 сферических треугольника под "ободом" купола, они дополняют перекрываемое пространство до описывающего центральный круг квадрата 31 на 31. Это архитектурное решение не встречалось ни в одном из известных истории более древних сооружений, а впоследствии стало традиционным, и называется теперь "парусами". Эти паруса опираются на 4 огромные арки, покоящиеся на 4-х главных колоннах. Второй секрет в том, что только боковые арки как-то ограничивают центральный неф, отделяя его от более узких боковых. Фронтальная и тыльная арки тоже "висят": их поддерживают полусферические перекрытия, каждое их которых держится арками трёх меньших ниш подобной же конструкции. Вот такой вот арочно-сферический каскад:
Средняя ниша из восточной тройки это алтарная, она больше других, и её стена выступает за черту главного прямоугольника нефа. Всё это вместе и создаёт такое нереально объёмное помещение.
Вдоволь полюбовавшись им с нижних точек осмотра, можно подняться и на главную галерею - без единой ступеньки, шикарный пандус немалой протяжённости вкуратно вписан в двойные стены храма.
И здесь тоже есть что посмотреть. После 1935-го года из-под краски и штукатурки проявилось немало фресок и мозаик христианской тематики относящихся к первым векам существования храма.
В основном на верхней галерее, но есть они и ещё выше, а также в боковых помешениях. нижнего уровня. Кроме собственно персонажей Нового Завета там фигурируют и импереаторы византийской эпохи.
Теперь все они соседствуют с реликвиями мусульманского периода в истории храма:
Четыре больших овальных шита с цитатами из Корана выглядят более современно, но и им уже века. А Михраб и ложа султана просто сказочны.
Но презентация внутненнего убранства и всевозможных гробниц и реликвий храма-музея в мой рассказ о нём уже не вписываются, просто рекомендую там побывать и посмотреть всё, что покажется интересным. И не забыть полюбоваться изнутри архитектурными "фишками" этого недопризнанного Чуда Света.
Комментариев нет:
Отправить комментарий