Солнечное утро 9-го мая 2013-го застало меня на даче у друзей, на северной окраине города. Прямо за завтраком звонок от других друзей: неожиданно раздобыли билеты, и на мою долю тоже, на имитацию Парада Победы, что скоро уже начнётся на центральной площади. Вежливо отказался под предлогом расстояния, но на шоу действительно не тянуло. Пусть уж лучше останутся в моей памяти настоящие парады, на которые всегда так рвался в детсве. Город (назывался в те годы Куйбышев) тогда был центром впоследствии упразднённого Приволжского Военного Округа, и парады проводились серьёзные, почти по московскому образцу. А наша семья жила в нескольких кварталах от Площади Куйбышева, и было нетрудно выдвинуться на маршруты, по которым туда шла боевая техника. Но в нынешние времена мне больше нравится вечерняя часть праздника, с салютом-фейерверком на берегу Волги. Поэтому тот день хотелось провести расслабленно, а уж к вечеру распустить крылышки.
Распростившись с гостеприимными хозяевами дачи, часть нашей компании двинулась в сторону города. У меня возникла идея заехать на смотровую площадку в пос. Управленческий, так называемую "Вертолётку". Никто не возражал, и виды весенней Волги нас порадовали.
Вон там, на южном горизонте, центр Самары, на высоком изогнутом берегу.
А в другую сторону хорошо видны Жигулёвские Ворота. Единственное место в среднем течении Волги где ширина реки не превышает одного километра. Жигулёвскую ГЭС изначально планировали строить именно здесь, но в итоге она возникла в нескольких десятках километров выше по течению, а потом рядом построился большой промышленный город Тольятти. На возвышенности между этими двумя точками, нмного вдали, можно рассмотреть ещё и международный аэропорт, который обслуживает как оба этих города, так и всю агломерацию, третью по населению в России после двух столичных.
А в середине этого многолюдного кольца Самарская Лука, с ее заповедником. Сейчас она буквально отрезана паводком, но вскоре наладятся переправы. А зимой туда можно сходить на лыжах прямо по льду — настоящее раздолье...
Вот и закончилась первая прогулка дня, медитирую о ней в своей квартире. Собственное жильё нам с супругой удалось заиметь не в привычном мне с детства "старом городе", а в промышленном районе Безымянка, построенном в годы войны чтобы разместить эвакуированные из западной части страны заводы. Многие снобируют эту часть города, а мне она тоже нравится. И первая линия метро потянулась именно здесь, сейчас пойду за покупками по магазинам у двух ближайших станций, и посмотрю чем дышит наш локальный центр.
Патриотизм сегодня снова в моде, это позитивно. Ст. "Безымянка" тут в конце квартала, но интереснее пройтись по Ул. Победы к следующей.
У ст. "Победа" обстановка тоже праздничная. Названы так улица и станции неспроста, и к победе в Великой Отечественной продукция безымянских заводов имела прямое отношение. Может быть, даже решающее, и она тоже.
В нескольких кварталах к северу от ул. Победы в "застойные" уже годы был сооружён мемориальный бульвар с экспозицию на эту тему. Много раз ходил по нему от своего дома до стадиона "Металлург" и обратно, и на следующий после праздника день тоже захотелось там прогуляться чтобы сделать несколько снимков. Тем более, что в последние годы обветшавшие было экспонаты снова заиграли свежими красками.
В нескольких кварталах к северу от ул. Победы в "застойные" уже годы был сооружён мемориальный бульвар с экспозицию на эту тему. Много раз ходил по нему от своего дома до стадиона "Металлург" и обратно, и на следующий после праздника день тоже захотелось там прогуляться чтобы сделать несколько снимков. Тем более, что в последние годы обветшавшие было экспонаты снова заиграли свежими красками.
Это начало мемориального участка длинною в несколько кварталов. "ЦСКБ-Прогресс", всем знакомо? Уж кто теперь только на "Союзах" не летал, даже один бразилец. Но история этого предприятия начиналась раньше, в Москве. А во время войны, после эвакуации на безымянное поле неподалюку отсюда, там делали штурмовики и истребители (порядка 13 тыс. Ил-2(10) и 3 тыс. МиГ-3).
А вот и авиационный завод. Для нашего поколения это, в первую очередь, колыбель Ту-154, главной рабочей лошадки Гражданской Авиации СССР в период её расцвета. Ну и шумная парочка турбовинтовых скоростников Ту-95 и Ту-114 тоже всем врезалась в память, да первый всё ещё и в строю. Завод №18 переехал в 1941-м из Воронежа, а на новом месте изготовил больше 15 тыс. Ил-2, таким образом, из 33-х тысяч единиц самого массового в мире боевого самолёта, основная часть (28 тыс.) это здешняя т.е. безымянская работа.
Не забудем и о моторах Кузнецова. Здесь и разработка, и массовый выпуск. И для авиации, и для космоса, и для наземного применения...
В войну тут было налажено ещё немало других производств оборонного и общего назначения, и часть их тоже удостоилась каких-то памятных знаков.
Ну а заканчивается бульвар у Парка Металлургов, при этом завод авиационных материалов это уже послевоенный слой истории.
... Эта "бульварная" фотосессия была уже 10-го мая, а 9-е завершал там, где и собирался, на Октябрьской Набережной Волги, у "Ладьи", в скоплении неимоверного количества людей. Сначала был хороший концерт.
В обрамлении вечерних красок
Потом расслабленное ожидание более плотной темноты
А дальше уже цветные залпы и прочие развлечения
Праздник 9-е Мая в Самаре удался.
Добавлю ещё, что недалеко от Октябрьской набережной находится единственный в своём роде монумент:
Праздник -это хорошо.
ОтветитьУдалитьА за "вертолетку" отдельное спасибо. У меня до этого по разным отзывам сложилось впечатление, что речь идет о двух разных местах.
Добавил карту и сюда. От смотровой площадки до самих "ворот" вовсе не рукой подать.
ОтветитьУдалитьЧерез "ворота" по берегу можно проехать в п. Волжский, к Царёву Кургану
А по противоположному берегу автодороги там нет, но можно и перком пройтисью
С. Ширяево будет аккурат за поворотом. А оттуда и до Каменной Чаши дорожка есть.