понедельник, 27 апреля 2015 г.

Старинные «ворота» Екатеринбурга

Ольга Вар - из серии "путешествия вокруг дома"

Театр начинается с вешалки, а город – с вокзала. Вокзал, образно говоря, — лицо города. И не всегда это лицо бывает приятным. Основательная реставрация сравни пластической операции, проведенная в здании вокзала Екатеринбурга за последние годы, чудесным образом преобразила входные «ворота» в город, особенно их старую часть, о которой и пойдет дальше речь .



К середине 19 века центральную Россию опутали сотни километров железнодорожной сети, а Урал с его первой паровой железной дорогой в России (1834) на демидовском металлургическом заводе, производившем львиную долю чугуна, железа и меди, был оторван от центра. Потому не выдерживал конкуренции с заграничной продукцией из-за высоких транспортных расходов. Вот и задумали в Петербурге построить горноуральскую железную дорогу, и через 8 лет, в 1878 году, первый рабочий поезд прошел от Перми до Екатеринбурга.



Старинный герб Екатеринбурга — серебряная рудокопная шахта в виде колодезного сруба с воротом, плавильная печь с червленым огнем и медведь.



В том же году завершили и строительство первого одноэтажного вокзала по проекту столичного архитектора Петра Шрейбера. Известно, что первоначально «вокзалом» назывался парк с концертным залом в пригороде Лондона, а с 1825 года и место ожидания поезда. Екатеринбургский вокзал получился похожим на сказочные каменные палаты старой Руси, украшенные небольшими башенками-теремками.



Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга



Вокзал очень похож на теремок из русской сказки

Рядом с вокзалами строились перрон, помещения для складирования товаров, колодец, водонапорная башня для заправки паровозов водой, будка стрелочника, почтовый домик и несколько жилых домов, где проживали работники станции: начальник, его помощник, телеграфист, стрелочник, станционный сторож и путейские рабочие. Здесь же обретался и следивший за порядком жандарм. Всё это было и на Екатеринбургском вокзале. Здания тех времен тоже сохранились, в том числе и водонапорная башня.



Водонапорная башня



Железнодорожный семафор



Шлагбаум с сигнальным устройством

Несколько десятилетий вокзал вполне справлялся с потоком пассажиров, прибывавших в город, но с его разрастанием с годами словно уменьшался в размерах. С появлением в 1914 году нового большого вокзала старый стал принимать и отправлять поезда только с военнослужащими, а затем и вовсе прекратил работу и использовался как траурный зал для почетных работников железнодорожного транспорта.




Постепенно возникла идея превратить старинное здание в музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги, поспешно открытый в 2003 году к юбилею дороги. Но фактически посетители смогли увидеть его лишь в 2007 году. Постепенно обустроили и старую привокзальную площадь, разместив на ней фактурные скульптурные группы из разных времен на железнодорожные темы.

Вот, к примеру, начальник станции, внешне похожий на императора Александра Второго, возвещающий звоном станционного колокола об отправлении поезда.



Призыв к посадке

Ударяли в колокол не абы как, а так, как предписывал приказ «Колокола на станциях». Первый сигнал – предупреждение приготовиться пассажирам к посадке — сопровождался звоном и одним ударом в колокол. Второй — требование садиться на свои места – звоном и двумя ударами в колокол. А отправлялся поезд под звон и три колокольных удара. Звоном того же колокола, но без счета ударов, возвещалось о выходе поезда с соседней станции.

Другие лица попроще, но не менее колоритные. Рядом с путейской тележкой для перевозки шпал остановились путейские рабочие, решившие устроить перекур. Их образы внешне смахивают на чеховских героев «Толстый и тонкий», где действие также разворачивается на вокзале.



Путевые рабочие "Толстый и тонкий"

Мужеподобная женщина в косынке и с внушительной кувалдой на плече, воплощающая образ то ли мастера, то ли шпалоукладчицы из знаменитого ролика с Мордюковой и Марковой, похоже, из 30-х годов. Во всяком случае, женщины тех лет отличались мощным торсом и решительностью во взгляде.




"Шпалоукладчица"

Представительницы слабого пола более поздних времен были уже кокетливей и фигуристей. Например, как разносящая пассажирам чай проводница с достоинствами выше и ниже пояса не меньше, чем у Дженнифер Лопес.



"Дженнифер Лопес" в роли проводницы

Еще есть памятник пассажирам. Какой же вокзал без пассажиров. Ведь все мы время от времени становимся ими. Памятников, посвященных нелегкой пассажирской доле раньше не было, во всяком случае, в России. До тех пор, пока в Екатеринбурге не придумали воспеть гимн мобильной части человечества — пассажирам. И получился он, как целая повесть со своим сюжетом, с юмором и легкой иронией о жизни, ее скоротечности и мечтах.




Монументальная группа — "Пассажиры"

В общем, настоящий музей под открытым небом, куда непременно стоит заглянуть. Тем более, что старый вокзал совсем рядом с действующим. И, если даже музей внутри будет закрыт, то познакомиться снаружи со старинным вокзалом и его обитателями гостям будет весьма интересно.



Екатеринбургский вокзал постройки 1878 года

3 комментария:

  1. Как здорово, что при реконструкции удалось сохранить внешний облик старинного здания вокзала! Видел подобное в нескольких других крупных городах ТРАНССИБа, в путешествии 2011-го г по всей этой ж.д.

    А в Самаре тоже был вокзал с тех самых времен, но там нехватка места не позволила расширить терминал с сохранием прежнего здания, и появилось совершенно новое, тоже по-своему замечательное - http://tur-klub.blogspot.com/2015/04/blog-post_16.html

    ОтветитьУдалить
  2. Этот вокзал уже как вокзал не действует. В нём теперь располагается музей истории Свердловской железной дороги. Я там однажды побывала, фотографии сохранились, можно будет подумать об отдельной заметке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно же интересно и о музее узнать поподробнее!

      Ну теперь понятно, почему это здание сохранили, место там действительно с избытком было рядом. А вот в Хабаровске взяли, и нахлобучили на такое здание ещё один этаж, в точности соблюдая прежний стиль. Тоже хорошо получилось

      Удалить