воскресенье, 18 октября 2015 г.

Очень восточная Европа

Александр и Лариса Лукановы, Виктор Пастухов и Екатерина Пастухова - автопутешествие в июле 2015 - 1 день
по Европе - Уральск (Казахстан)


Город Уральск (он же Орал), бывший Яицкий Городок, известный со времён Емельяна Пугачёва и компании, находится не так уж далеко от Самары - около 260 км по почти прямой асфальтированной дороге. Примерно также, как и до Ульяновска, это два самых ближних к Самаре областных центра бывшего СССР. Но как-то так получилось, что никто из нашей четвёрки ранее, т.е. за несколько изобиловавших для этого возможностями десятилетий, там не побывал, и это при том, что генеалогическое древо одного из нас прослеживается как раз оттуда, из Яицкого Казачества. Три месяца назад  нам срочно захотелось восполнить этот пробел, тем более, что все мы любители таких географических казусов, как "граница Европы и Азии". 

Однодневная автоэкспедиция удалась на славу: и погода выдалась хорошая, и город понравился, и без особого труда нашли все четыре особо интересовавших нас объекта: памятный знак этого "пограничья" (он стоит целиком в Европе), реку Урал, на другом берегу которой виднеется Азия, главный архитектурный памятник Уральска, Храм Христа Спасителя (1891-1907), а также центральный рынок с его изобилием местных фруктов, картофеля и рыбы.



Признаемся что конкретно здесь вот мы сфотографировались не у реки Урал, а у её европритока Чаган, но это не беда - Урал и её азиатский берег мы тоже в тот день увидели.

Кроме этой обязательной программы было ещё немалое число опционов, да и на импровизацию тоже выделили разумную долю времени, поэтому под вечер уезжали обратно не только с арбузами и дынями, но и с кучей приятных впечатлений. Но обо всём по порядку... 

Формально Самарская область тоже граничит с Казахстаном, на любой карте видна такая точка. Но и в реальных масштабах эта точка ненамного больше чем та, что нарисована на картах, и ни одна дорога в неё не умещается, поэтому чтобы попасть к погранпереходу нужно проехать ещё и через небольшой кусочек Оренбуржья, где мы и приостановились для короткой передышки и завтрака. Проехав ещё несколько километров видим какие-то строения и скопление автотранспорта, вот она, граница!



Пришлось сворачивать с трассы и пристраиваться в очередь к паспортному контролю и таможне. Очередь с нашей стороны стояла неподвижно, да и с другой тоже: все службы были заняты встречным рейсовым автобусом. За ним следом пропустили ещё и вереницу машин из Казахстана в Россию, а потом уже переключились на нашу колонну. Которая двинулась с места не сразу, а после дополнительной задержки из-за споров за место в очереди: кто-то подстраивался к кому-то знакомому, кто-то из обойдённых незнакомых резко завозражал...    

И это был только российская застава, после пересечения нейтральной полосы нас ждали ещё и казахстанские пограничники и таможенники, которые украсили наши паспорта не только новыми штампиками, но и новой краской - ядовито-зелёной. 



Немного более часа на все эти развлечения, и вот мы уже в зарубежных степях, хотя и всё с теми же полями подсолнухов.

Через несколько десятков километров начинаются пригороды столицы Западно-Казахстанской области:



Новенькие коттеджи, потом гипермаркеты, автосалоны... Всё смотрится очень симпатично и ободряюще.

Этот знак не нужно было и искать, он стоит на главном проспекте ведущему к центру города от въезда в него с севера.



А вот здесь развилка: мы смотрим сейчас в обратном направлении вдоль этого самого проспекта, и основная часть города уже осталась слева. Справа только несколько микрорайонов, а за спиной у нас подъезды к мосту через реку Урал, т.е. в Азию - там находится аэропорт Уральска. Но жилой застройки за мостом уже нет, так что Уральск это европейский город.  

Поэтому мы остаёмся на правом, европейском, берегу реки Урал, и, быстренько выбравшись на широкий Проспект Евразии, продвигаемся к центру. Шикарные находки нас ждали и на этой магистрали: сначала Ледовый Дворец Спорта, а потом и Новая Мечеть (2005).


Один из характерных образцов современной архитектуры Казахстана: здание отделано китайским белым мрамором, витражи купола и стен сделаны в Италии, а внутри - море стильных французских ковров.

А чтобы добраться до архитектурной классики Уральска нужно выехать на главную ось старой части города, Проспект Дружбы (по казахски - "Достык").



Храм Христа Спасителя, более известный как "золотая церковь", был построен в ознаменование 300-летия служения Яицкого Казачества в качестве военно-административной структуры Российской Империи. При советской власти поработал даже музеем атеизма и планетарием, а после 1990-го года снова был переоборудован для богослужений православной церкви.

Помимо этих двух главный визитных карточек Уральска, мы увидели и ещё более возрастную пару образцов религиозной архитектуры:   



Красную мечеть (1871) и Никольскую церковь (1880-е).

А вот до самого-самого старинного Михайло-Архангельского собора (1740-е) в этот раз, к сожалению, не доехали.

Но зато побывали практически у всех памятников и фонтанов города:



Самым пафосным в данной коллекции стал снимок двух Александров Сергеевичей.



Отдали должное и другим приметным местам города.

Красивых и как следует отреставрированных зданий конца 19-го века в Уральске немало, и почти все они выстроились вдоль Проспекта Дружбы, шикарные деревья которого давали приятную тень, но не помогали фотосъёмке.

Зато передвигаясь на машине по другим главным проспектам города мы прямо на ходу сумели запечатлеть новые приметные постройки, в основном торговые комплексы:



При всём разнообразии стилей воспринималось это довольно органично, чему способствовала чистота и ухоженность улиц этого города.

Впечатляет его история: казачий курень здесь был основан в 1584-м году, за 2 года до постройки самарской крепости, хотя статус города Яицкий городок получил только в 1846-м. Ну а в нынешние времена его население составляет около 230 тыс. чел., что примерно на миллион меньше, чем в Самаре.  

Запомнилось ещё и несколько зооскульптурных украшений - золотые львы и белые животные степей и пустынь.



При этом относительная близость Самары и Волги тоже ощущалась, причём не только в афишах культурной программы, ведь и белый козёл как будто прибежал сюда за нами прямо с самарского герба.

В конце этого необычного дня постараемся показать ему дорогу и обратно.

На погранично-таможенные формальности в этот раз ушло около получаса, и в целом напрягов они не вызвали. Хотя видно, что инфраструктура этих КПП всё ещё достраивается, и логистика получения-сдачи формуляров была не самая рациональная. 



Степная зона после пересечения двух памятных нам левобережных притоков Волги уже становится более нам привычной лесостепной. Ну а настоящие леса будут уже к северу от города Самара, в который мы возвращаемся на закате...


5 комментариев:

  1. А ещё "Жизнь хороша еще и тем, что можно путешествовать". С друзьями.

    ОтветитьУдалить
  2. Душевная поездочка, чувствуется.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, главное, это не просто путешествия, а путешествия с друзьями

    ОтветитьУдалить
  4. Очень приятно вспоминать этот необычный и ёмкий день. Так будем и дальше петешествовать с друзьями, и переживать это заново. Завтра займусь подготовкой рассказа о пятидневной поездке 2013-го года почти в той же компании (к водопадам Юкума и Игуасу)

    ОтветитьУдалить
  5. как всегда ёмко и познавательно.. чувствуется стиль..)

    ОтветитьУдалить