понедельник, 8 июня 2015 г.

День первый: дальневосточный десант

Виктор Пастухов из путешествия ТРАНССИБ с востока на запад (июнь-июль 2011)

Пятница, 24-е июня 2011. Владивосток. Формально ночной перелет из Москвы начался в четверг вечером и весь прошёл при дневном свете, а завершился уже в полдень пятницы по местному дальневосточному времени. Всё же, оставалась ещё большая часть этого дня, и прошла она буквально на одном дыхании, очень плотно и увлекательно - благодаря помощи друзей, приехавших за нами в аэропорт, и по дороге в город хорошо нас соориентировавших.

Начинаем с знакомство с городом с панорамной площадки на сопке Орлиное Гнездо, и первый взгляд - на окончание бухты Золотой Рог и прилегающей к ней район города.

Рассмотрели приютивший нас дом, и его ближайшее окружение, а теперь попробуем понять что же тут у нас видно в бухте и на юго-восточном горизонте.

На нашем берегу бухты четко видны плавучие доки и причалы Дальзавода, а на противоположном в основном рыболовные причалы, среди которых пристроилась база разведывательных кораблей ВМФ. Ещё дальше - гора Монастырская, на вершине которой просматриваются сооружения ПВО, в окружении Морского Кладбища. А раньше там находидась Уссурийская мортирная № XV батарея Владивостокской крепости, с её десятком 9-дюймовых орудий.

Посмотрим теперь в южном направлении, на начало бухты:

В июне 2011-го там полным ходом шло строительство моста-гиганта, ставшего впоследствии украшением города. Длина  почти 1,4 км, подвесной части 737 м, а над водой она возвышается более чем на 60 метров. Оригинальные железобетонные пилоны в последующие месяцы строительства вытянулись ещё выше - до 226 м.

Нужно сказать, что это была не единственная супер-стройка Владивостока в те дни. Строился и ещё более пафосный мост на Остров Русский, перекладывались почти все тротуары центральной части города - одновременно! Да что там говорить, уже из аэропорта мы ехали как настоящие десантники - на джипе. И владивостокские друзья  хорошо знали на чём нужно встречать в аэропорту - дорога тоже была закрыта на реконструкцию практически целиком и путь превратился в сплошной объезд. Впервые в жизни видели подобное - обычно проезд по реконструируемой дороге включает в себя старую часть, новую часть, а между ними небольшой объезд текущего фронта работ. Но в тот день мы увидели сплошной фронт и почти никакой дороги - такова магия словосочетания "к предстоящему саммиту АСЕАН".

...Но продолжим наш панорамный обзор.

Немного правее (направление юго-запад) ещё интереснее - и причалы ВМФ, и ж.-д. вокзал, с которого через 30 с небольшим часов отправимся в путь, и морской пассажирский терминал, и торговый порт, и остров Русский на дальнем плане. Всё это - заманчивая программа на сегодня-завтра.

А вот в северном направлении мы в этот раз выдвинуться пешим порядком не успеем, только проехали сквозь эти районы города на машине по дороге из аэропорта, а потом обогнём их на поезде.

Здесь же, на вершине почти 200-метровой сопки - уютная смотровая площадка, на которую то и дело заезжают свадебные кортежи, и новенький памятник Кириллу и Мефодию.

Забрались мы сюда с помощью единственного в России активно действующего фуникулёра,

Путь прямой, как и полагается этому виду рельсового-тросового транспорта с раздвоением посередине - для разъезда спускающегося и поднимающегося в состоянии квази-статического равновесия вагонов. Длина пути всего лишь 183 метра, но это существенное подспорье для тех, кто хочет поскорее полюбоваться панорамами города и бухты Золотой Рог: перепад высот между нижней и верхней площадками - 70 метров. Работает с 1962 г., вагончики уже пожилые, а стоимость проезда символическая.

Но обратно мы всё же спускались пешком - чтобы сделать несколько зигзагов по городским кварталам.

И вскоре оказались в парке Невельского, вытянувшимся между главной улицей Светланской и набережной бухты. Кроме памятнику самому адмиралу-путешественнику-исследователю Геннадию Ивановичу Невельскому (1813-1874), там есть ещё один мемориал.

Сейчас он уже буквально попал в тень огромного моста, но и при таком соседстве впечатляет размерами. Состоит из нескольких десятков памятных плит с именами погибших во время Великой Отечественной Войны моряков торговых судов. Судов вовсе не военных, но обстрелянных или попавших в бомбёжки на маршрутах или в портах, часть из них была потоплена. В центре комплекса - выразительный памятник.

И вот мы уже продвинулись от парка Невельского по ул. Светланской на несколько кварталов западнее, в сторону центра города. Отсюда хорошо видно, что строящийся мост просто-напросто доминирует над всем своим окружением.

Эта часть Светланской смотрится очень солидно...

А почти напротив банковского здания видим ещё один морской монумент - это уже прямо и непосредственно богу морей Нептуну.

Это уже немного внутри Адмиральского Сквера, которы тянется отсюда и до Корабельной Набережной - вместе они составляют пожалуй самый харизматичный кусочек города. Две из главных визитных карточек Владивостока находятся здесь.

Ближе к ул. Светланской - часовня-арка, построенная в 2001-2003. Это точная реплика той триумфальной арки, что возвели в 1891 г., в честь приезда в город тогдашнего наследника престола Николая, и снесли в 1927 - м. Но в связи с новым статусом "царственного мученика Николая Второго" новая версия обрела несколько иное значение -м скорее покаяния, чем триумфа.

А со стороны Корабельной Набережной - подводная лодка С-56.

В ее помещениях работает музей, часть из которого посвящена непосредственно внутренностям типичной подводной лодки времён Второй Мировой. На конец июня 2011 г. входной билет стоил 100 руб. За фото-киносъемку внутри нужно платить дополнительно. Не каждый посетитель пролезет в круглые дверцы между отсеками подлодки.

Вдоль судна тянется мемориальная стена с несметным количеством фамилий - погибших в той войне военных моряков.

Рядом с ней уже в третьем тысячелетии была построена ладная часовня Святого Апостола Андрея Первозванного

А у Корабельной Набережной ещё в 1958-м году встал навеки ещё один корабль-музей - паровая шхуна "Красный Вымпел" (поначалу звалась не так), построенная в 1911-м в Финляндии. До 1922-го года этот корабль находился в распоряжении губернатора Камчатки, а потом служил на охране морских границ, и даже поучаствовал в Великой Отечественной.

Тут же, у набережной, видим своевременное напоминание о дате основания Владивостока - ведь это всё ещё очень молодой город.

Ну вот мы и вышли к пассажирскому морскому терминалу, и любуемся корабликом, на котором тут же задумали покататься завтра на Остров Русский.

От морского терминала до железнодорожного вокзала рукой подать. В смысле - перейти по пешеходному мостику над несколькими платформами и путями.Мы это благоразумно сделали, поскольку нужно было поменять на полноценные проездные документы наши электронные ж.д. билеты, спешно купленные в одном из столичных подземных переходов.

Дело оказалось непростым - на тот момент на немалом вокзале Владивостока не было ни одного терминала самообслуживания для распечатки  этих несчастных билетов. И специальных касс для материализации электронных билетов тоже не было, так же как и общей очереди в несколько работавших в зале касс - типичная советская лотерея из нескольких длинных очередей к вроде бы одинаковым окошечкам с разными расписаниями "технических перерывов". Мы вытянули не самый удачный жребий и продвигались к окошечку больше часа. А потом уже в процессе распечатки наших билетов (на 5 участков пути на двоих - аж 10 штук), через заднее крыльцо неутомимо продолжали обслуживать более приоритетных клиентов. На десерт мы ещё выслушали нотацию насчёт мешающих нормально работать любителей всяких новомодных штучек типа электронных билетов, и вышли из вокзала уже в сумерках.

Сил на прогулки по вечернему городу уже не оставалось, слишком уж долго длился наш день, начавшийся вчерашним московским утром, поэтому сели в автобус подходящего маршрута отправились домой (строго говоря, в гости, но мы действительно очень уютно там себя почувствовали).

Фото-сессия этого дня состоялась вот в этих уголках Владивостока: