пятница, 3 апреля 2020 г.

День девятый, ч.1: загадочная пирамида Инса

Виктор Пастуховиз путешествия К археологическим заповедникам Южной Колумбии (июль-август 2017)

01.08.17. Пришла пора расставания с Тиеррадентро, сегодня нужно решительно заворачивать маршрут в направлении аэропорта Кали. Следующая цель уже попутная - "Колумбийская Швейцария" представленная горным городком Сильвия, до которого и постараюсь добраться к вечеру. Но без особой спешки: на начальном отрезке пути ещё нужно разобраться с какой-то пирамидой о существовании которой случайно узнал вчера. Она находится  на другом берегу ущелья, уже ближе к городу Инса - моему обязательному пункту пересадки, но примерно полпути к ней мной были уже освоены вчера, так что направление в целом понятно. Уже после возвращения из поездки, при "разборе полётов" по фотографиям, т.е. при их внимательной обработке, до меня дошло что мог бы и разглядеть этот объект ещё с верхотуры "Эль-Агуакате". В репортаже День восьмой: высший пилотаж Тиеррадентро есть фотография того склона, о некоторых деталях которой обещал поведать позже. А вот они в большем увеличении:



Всё ещё справа вверху, но уже крупнее, тут видны два горизонтальных тоннеля врезающиеся в эту небольшую и неплохо замаскированную, но всё-таки реальную каменную пирамиду. А ещё правее виден хутор её хранителей, к которому мне и нужно сейчас добраться почти наощупь, поскольку эти ценные разведданные на тот момент ещё не были расшифрованы...

Позавтракал не спеша, сознательно упуская утренний автобус Сан-Андрес - Инса. Слишком рано туда выдвигаться смысла нет, нужно рассчитывать на нормальное расписание работы всех музейных учреждений. Был уверен что ещё будет какой-нибудь рейсовый пикап, да и пешком вполне мог дойти. Но хозяин отеля меня проводил советуя идти вниз к главному перекрёстку, а там ловить попутный транспорт движущийся по RN-26, в ближайший час на этих первых 4-х километрах ничего не ожидается.

Легко прошагал с полчаса, и вот уже музеи археологического заповедника позади, а впереди начинается узкая горловина Тиеррадентро, что в переводе с испанского означает "внутрь земли". Объясняется это название тем, что уже наслышанные о повадках конкистадоров индейцы к моменту их продвижения по главному ущелью успели неплохо перегородить доступ в это его ответвление - ведущее в довольно обширный и давно заселённый сектор нагорья. Грандиозная баррикада из стволов деревьев и камней позволила им ещё надолго отсрочить посвящение в христианство и прочие прелести. Собственно говоря, и поныне в этом самом секторе неплохо сохранились прежние языки и обычаи, и уровень контакта с современной цивилизацией в среднем очень умеренный, а кое-где и почти никакой.

******
...Не успел дойти до перекрёстка, как сзади почти бесшумно подкатил мотоцикл - скорее всего он не спеша ехал с горки своим ходом.  Мотоциклист приостановился и спросил не подвезти ли меня куда-нибудь по направлению Инса. Эта идея мне очень понравилась, ответил что в Инса и иду, но по пути туда хотел бы найти какую-то пирамиду. Он ответил что это просто, и обещал высадить меня на таком-то километре дороге, у начала ведущей к пирамиде тропы. - А далеко там идти и как её искать? Он ответил что это в радиусе километра от шоссе, и дорожка там одна, так что найду запросто.

Мой новый консультант и помощник завёл мотоцикл, поехали! Потихоньку проезжаем знакомые мне по вчерашним поискам статуй участки новенькой бетонной дороги, ещё медленнее пробираемся через зоны дорожных работ... А вот уже и неведомое: сюда дорожное строительство ещё не дошло, и узкая грунтовка петлями спускается к мосту через бурную речку. А вдоль неё снова цепочка хуторов, население этой местности неплотное, но распределено по ней на удивление равномерно. На другом берегу подъём, сначала довольно крутой и по карнизам, а потом снова более комфортный, с домами вдоль дороги и с новым участком свежего покрытия из бетона.

А вот и мой перекрёсток. Прощаясь с мотоциклистом предложил ему оплату проезда, он сначала отказался, но потом удовлетворил моё желание оплатить хоть какую-то часть бензина, и сказал что 5 тыс. песо ему не помешают. А потом ещё предложил заехать за мной через час или полтора или два, чтобы после моего контакта с древними цивилизациями подвезти до Инса. Но это уже было бы слишком... Вежливо отказываюсь ссылаясь на непредсказуемую длительность контакта, и мы прощаемся.

******
Мотоцикл катится дальше в Инса, а меня ждёт подьём по новенькой дорожке влево. Для тротуара она необычайно широка, а для автодороги слишком уж узкая, какой-то необычный формат. Выложена новенькими бетонными плитками, вернее выкладывается, поскольку фронт работ проходил всего в сотне метров от ее начала, а занимались этим благоустройством труженики той же дорожностроительной компании что выполняла реконструкцию шоссе №26. Дальше уже обычная тропа, типа тех что носили меня вчера по другой стороне ущелья, но всё же пригодная не только для пешего и вьючного транспорта, но и для двух-трёхколёсного тоже.



Вдоль  дорожки тянется цепочка хуторов кое-как зацепившихся за склон горы. Автомобилями местные жители не располагают, но лошадей и мотоциклов у них немало, а кое-где и велосипеды видны.

Дорожка поднимается всё выше и плавно заворачивает вправо. И на самом удобном месте стоит скамеечка под навесом: можно снять с плеч рюкзак, передохнуть в тени и полюбоваться окрестностями.



Время около 10-ти утра, и первая цель дня уже близка. На самом деле, скамеечка повёрнута не к пейзажу, а в сторону горного склона. Но он тут немного отступил, и на широком карнизе уместилась стандартная спортплощадка с бетонным покрытием. Крытая! После обработки фотоматериалов, т.е. уже несколько месяцев спустя, мне стало ясно что эту приметную синюю крышу уже не только видел откуда-то сверху, но и как минимум дважды взял в кадр.



Левый снимок сделан с самой верхотуры "Эль-Агуакате" и с дополнительным приближением методом обрезки краёв. Тут хорошо виден посёлок у шоссе, который мы проезжали на мотоцикле незадолго на моей высадки. Там две зелёные крыши, одна из них это церковь Св. Франциска, а вторая тоже над подобной спортплощадкой без стен. RN-26 там уже забетонирована, а на следующем её витке, выглядывающем из-за этой горки, уже и фронт дорожных работ, и начало дорожки влево, по которой сегодня сюда и поднялся. На правом снимке ракурс уже другой - с начала спуска к музеям Тиеррадентро, и там удалось взять в кадр ещё и городок Инса на более дальнем плане.

...Продолжаю продвижение по тропе-дорожке между хуторков. Еще минут пятнадцать, и снова поворот направо, но более крутой, а влево ответвление тропы к той самой пирамиде! Скромная табличка, свободно открывающаяся калитка... Никого не видно, кнопки звонка тоже не обнаруживается, придётся похлопать в ладоши.

... Бесполезно: из небольшого кирпичного домика семьи хозяев этого участка и смотрителей его археологического памятника никто не выходит. Но зато после второй попытки вышел житель соседнего хутора и сказал что они скорее всего ушли в город за покупками. Бывает такое тут, хотя и редко. Он предложил мне посмотреть пирамиду без проводников, а рюкзак оставить под его охраной. Так и сделаем, тут практически каждому встречному можно доверять, да и кроме грязной одежды и старых ботинок у меня там только галеты и вода останутся. А фотокамера и деньги-документы при себе всегда.

Прохожу мимо домика с закрытыми ставнями, и тропка выводит меня к вершине загадочного объекта, слишком массивного чтобы его можно было охватить этим объективом. Но тут поможет телефон. Каменная макушка раздваивается, и тропка выводит меня на карниз, с которого делаю снимок в обратную сторону, чтобы взять в этот прицел и дорогу с которой какая-то сила заставила меня сюда свернуть:



Похоже что справа обычный монолит, а слева какой-то слоёный пирог сложенный из наклонных каменных плит примерно одинаковой толщины и огромного веса. Ну ладно, ступеньки на боковой поверхности кто-то мог и вырезать, а вот щели между слоями объяснить очень трудно. Скорее всего, тут естественные геологические процессы очень долго трудились, но потом кто-то поддержал эту инициативу и довёл объект до кондиции. Вероятно, он и покрасивее уже был когда-то, а потом слегка обветшал.

Фиксирую с помощью камеры детали этой стопки плит, а также пристроившуюся по соседству разнокалиберную живность



Остаётся помедитировать на верхушке этой пирамиды в надежде на просветление, если не полное, то хотя бы по части её происхождения. Да и просто подышать воздухом глядя на окрестности этого хуторка это одно удовольствие. И вот тут-то портретный объектив поможет кое-что разглядеть.



Это дальняя восточная перспектива главного ущелья данной местности, как раз с той стороны дорога №26 привела меня три дня назад из Ла-Плата в Тиеррадентро (День шестой: передислокация из Сан-Агустин прямиком "внутрь земли")



Это горы на северной стороне ущелья, и справа, на самом гребне, снова видно высшую точку моих вчерашних похождений - "Эль-Агуакате" (День восьмой: высший пилотаж Тиеррадентро)

А на ближнем плане виден серпантин RN-26 спускающейся с севера к мосту через речку что на дне ущелья:



Сверху там виден конец длинного участка с новым бетонным покрытием и строительная техника, до которой ноги меня доносили по ходу вчерашней дополнительной программы (День восьмой, ч.2: в поисках каменных статуй). А дальше уж участок дороги по посёлку где примерно час назад проезжал на мотоцикле.

Ну а дальше куда мне двигаться? Сначала нужно спуститься к тому же перекрёстку у начала следующего бетонного участка RN-26:



Он тут где-то за этим поворотом налево, у другого склона этой же горки. А прямо передо мной сейчас посёлок Сан-Франциско, его церковь и спорткомплекс. Но мне туда не уже не нужно возвращаться, буду топать по этой дороге ещё дальше в том же направлении влево - до города ещё несколько километров остаётся.

Возвращаюсь к домику, и вдруг вижу ещё одну тропу к пирамиде, но уже не по верхам, а вниз по склону. Может быть там тоже есть какая-то археология?



Нужно пройтись ещё и туда, а Инса пока подождёт: от окрестностей домика даже видно городскую церковь, хотя непонятно как тут ещё будет петлять дорога к ней.

Эта дорожка быстренько вывела меня к какому-то тоннелю, но манила ещё дальше, и через полсотни метров завернула в другой тоннель, с ещё более солидным арочным входом:



Вот им сейчас и займёмся, а первым уже на обратном пути.

Штольня совершенно прямая и довольно просторная, не только широкая, но и с неожиданно высоким и аккуратно сделанным сводом. Пол ровный, можно зайти достаточно далеко при помощи только естественного освещения.



Но дальше начинается более заметный уклон вниз и резко темнеет. На обратном пути замечаю аккуратную электропроводку. а кое-где и лампочки: здесь есть освещение! Пытаюсь найти выключатель, но безрезультатно, вернее результат вот такой: проводок ведёт меня к закрытому дому, на котором висит табличка предлагающая внести свой денежный вклад в оплату электроэнергии. Только платить некому, а включатель у них там где-то внутри, и сколько придётся ждать совсем непонятно.

Тогда можно снова заглянуть в недра пещеры полагаясь только на подручные средства: слабенький фонарик встроенный в телефон и вспышку фотокамеры.

В дальней штольне мне на этот раз удалось продвинуться ещё десяток-другой метров, а потом обнаружился поворот налево под прямым углом.



После поворота было уже не до попыток что-то заснять: уклон вниз стал более крутым, камни влажные, можно поскользнуться и куда-то загреметь, так что пробираюсь осторожно. А куда? Вот и конец относительно безопасной зоны, дорожка становится  крутой лестницей ведущей в темноту. Мне показалось что там внизу всё залито водой, но это могло быть и из-за недостаточного освещения.  Очень интригующее место. И хотя испытывал там необъяснимый душевный подъём при полном отсутствии страха (вот она, мистика пирамид!), но всё же на излишние подвиги без нормального фонарика и страховки меня не потянуло

Возвращаюсь к первой штольне, настала и её очередь.



Она оказалась намного короче, тоже с одним поворотом, но более плавным, и завершалась небольшим залом - без всяких разветвлений. Пороховой погреб что ли тут был? Или маленькое зернохранилище? Хотя могла быть и гробница, конечно, это нам сейчас уже неведомо. Никаких тебе поясняющих табличек в этой пирамиде, только лампочки без выключателя.



На обратном пути не мог не заснять эту здоровенную рожицу вырезанную на стене. Типичную для Сан-Агустина, но вовсе не для Тиеррадентро. Или её вырезали уже в наши времена, или история  этих древних цивилизаций ещё более запутанная чем представлялось до сих пор.

Мои попытки провентилировать происхождение пирамиды Инса с помощью интернет привели к очень скудным результатам. Некоторые пытаются объяснить возможные процессы натурального образования этого фигурного нагромождения каменных плит.  Другие объясняют как древние сверхчеловеки лепили из камня что хотели. А авторство тоннелей приписывают кто тем же самым доисторическим цивилизациям, а кто и испанским конкистадорам. Исторический факт: испанцы несколько десятилетий использовали этот уступ в качестве форта, из которого время от времени пытались внедриться в загадочную страну Тиеррадентро. Мне больше понравились версии очень древнего происхождения, а на испанцев мог бы записать ну разве что более короткий тоннель типа порохового погреба. Если кто заинтересовался этим объектом и более-менее воспринимает объяснения на "эспаньёльском", то рекомендую посмотреть вот это видео (27 мин.): https://youtu.be/xAJAkkr4vHk. Оно не многое проясняет, но кое-что показывает получше чем мои подземные снимки.

...Ну а мне пора отсюда отступать. Минут за пятнадцать спустился к шоссе, а всего путь до центра Инса занял менее часа. Дорога шла по краю ущелья почти строго держась за один горизонт, без существенных подъёмов или спусков. Один из журчащих с горки ручьёв оказался источником повышенной опасности, время от времени приносящим селевые потоки.


 
Движение по шоссе №26 нередко прерывается, но когда реконструкция дойдёт и до этого отрезка, тут наверняка оборудуют водосток как-то понадёжнее. Как уже когда-то обустроили этот соседний участок склона, наверняка он тоже ранее был проблематичным.



Кстати, только тут снова появились какие-то признаки дорожного движения: мимо протарахтел попутный мотоцикл. Но более шикарный, чем тот на котором меня подвезли большую часть пути утром. Показалось даже что это проехал какой-то чиновник при исполнении.



Ещё через семь минут пропылил и автобус, но у меня не было и мысли его останавливать: начинался последний километр марша и уже появился спортивный интерес оценить пешеходную доступность пирамиды от центра Инса.



Дорога продолжает аккуратно огибать все выступы на склоне ущелья, сейчас вижу один из недавно пройденных поворотов.



А это ещё один снимок в обратную сторону, знак установлен на самом выезде из Инса - для тех кто направляется туда откуда меня сегодня принесло. В данном случае 12 км это до Сан-Андрес-де-Писимбала  (и моего бамбукового отеля), а музеи Тиеррадентро встретятся примерно на 2 км ближе.

Живописная окраина городка Инса:



Эти сварганенные из грузовиков автобусы с лавками и входами на каждом ряду очень харизматичны, настоящая гордость местного транспорта и фольклора. Расписные, с багажными тентами на крыше...



Ну а вот и осевая улица, ровно в полдень она выводит меня к рыночной площади и главному транспортному узлу муниципалитета Инса. Если не смогу уехать отсюда сегодня, то познакомлюсь с этим городком как следует...

Продолжение: День девятый, ч.2: городок Инса и дорога в Попаян

2 комментария:

  1. Невероятно интересные тоннели. Я склоняюсь больше к захоронениям. Для жизни непригодны. А если в одном из них вода, то, возможно, колодец, да ещё там ступени. А слоёный камень однозначно сложен руками человека, если вокруг нет похожих, выветренных из горных пластов. Просто невероятные тоннели. Я под впечатлением. По водостоку у дороги из деревни Инса, я поняла, как вы шли. Я тоже проходила это место и проезжала его по пути в Инсу. Я ездила туда, в надежде уехать куда-нибудь. В Ла Плату строители дороги перекрыли, Вы помните. Я не могла вернуться. Но в Инсе тоже не было транспорта. Я вернулась в Тиерадентро и сидела до ночи у дороги, пока меня сторож музея не позвал. А потом заночевала в музее в Тиеррадентро. Я не даже не представляла себе такие тоннели. Необыкновенно! Только о пирамидах я как-то не вникла. Холмы вижу, а с пирамидами у меня не вышло. Может холмы и есть пирамиды? Надо разобраться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамара, спасибо! Представляю как Вы там за день намотались: и по восточному маршруту Тиеррадентро прошли, и в Инса и обратно успели... Похоже что пирамиды там обнаружились под некоторыми горками правильной формы. У этой только вершина была оголена, а склоны присыпаны землёй, но внутри-то камень! И в видео показаны и другие похоже объекты по соседству. А уж сеть тоннелей какая там сложная оказывается. Хорошо что меня не угораздило свалиться в эти недра тогда.

      Удалить