Marina Laskovsky, однодневное путешествие осенью 2005
Так сложилось, что именно Финляндия первой радушно открыла двери на Запад для жителей северо-запада России. Неудивительно, что с неё у многих начиналось знакомство со странами Евросоюза: от «просто посмотреть» до шопинг-туров и коттеджного отдыха. Про «шопинг» отдельная тема, но я долгое время не могла понять, зачем, чтобы отдохнуть на природе, надо ехать в Финляндию, когда природа на нашем Карельском перешейке точно такая же: и березки, и скалы, и сосны, и озёра.
Посмотреть, да, хотелось, но много чего хочется увидеть своими глазами, но, опять же рассуждая логически, нельзя там увидеть ни Колизея, ни Лувра, ни даже какого-нибудь заурядного замка, коими изобилует Германия.
Так что Финляндия долгое время не была тем местом, куда бы хотелось отправиться. Тем не менее, когда появилась возможность поехать в другую страну шенгенской зоны, за визой я отправилась в консульство Финляндии, поскольку там для её получения не надо было собирать многочисленные справки, а вся процедура происходила просто и безболезненно, за исключением очереди, которую необходимо было выстоять. Несомненным плюсом было и то, что визу давали не на одну поездку, а на полгода и за «хорошее поведение» в следующий раз – уже на год.
Поездка тогда сорвалась, а виза осталась. И это отнюдь не «хорошее» поведение, если я её так и не открою, так что в Финляндию ехать НАДО. Однако я не была «самостоятельным путешественником», поездки по турпутёвкам в Болгарию и Египет не способствовали приобретению мало-мальского опыта, и мне было страшно отправляться одной. Стоит еще добавить, что и пользование интернетом тогда было в почти зачаточном состоянии, да и многочисленных ныне русскоязычных туристических сайтов не наблюдалось на горизонте. Так что вопросы были.
Куда ехать? Лапеенранта – почти на границе и у всех на устах, но ехать за покупками я не собираюсь. Уж если ехать, так в столицу – Хельсинки.
Как добираться? Если откинуть путешествие с помощью авиа- и водного транспорта, поскольку в рамках бюджетных поездок их трудно рассматривать, остается транспорт ж/д и автомобильный, исключая собственный автомобиль, - автобусы и маршрутки. Конечно, самым экономичным способом были и остаются автобусные туры из Петербурга. Надо отдать должное, в Хельсинки, в основном, минимум на 2 дня. Это правильно, но ночёвка значительно удорожает поездку, впрочем, однодневные тоже есть. Останавливало другое. То, о чём неприлично рассуждать, но является существенным при любом путешествии – возможность пользоваться туалетом. Я, может, вернусь к этой теме, а тогда животрепещущий рассказ человека, который всю дорогу промучился, а на вопрос: «Ну и как Финляндия?» ответил: «Ничего не помню», отбил желание путешествовать таким способом. Вобщем, я хотела отправиться на поезде.
Билетов не было, но впереди было целое лето. Периодически я заходила посмотреть их наличие, но их так и не было. Наступила осень, виза заканчивалась, и я отправляюсь в Хельсинки на маршрутке. В основном, народ ехал в аэропорт, впрочем, какое там «в основном»: в Хельсинки ехала я одна, а потому моё знакомство началось с аэропорта, а в город я попала уже где-то в районе полудня. В обратную сторону большинство маршруток стартует в 3-4 часа, так что времени на осмотр города оставалось совсем ничего. «Добило» меня другое. Это удивление водителя, что я собираюсь с ним возвращаться и обратно, и это несмотря на предварительную договоренность, что мне надо ехать «туда и обратно». Наверно, ничего особенного не было в том, что водитель стал листать блокнотик, чтобы посмотреть, есть ли у него свободные места, и сказал, что одно место будет. Возможно, внешне я и осталась спокойна, сказав, что подойду, но внутри… Я уже написала, что это была моя первая поездка, я впервые пересекала границу диким способом, совершенно не представляла, как и что «устроено» на этом загнивающем Западе, а тут еще сомнения: не оставят ли меня здесь? И что я буду делать?
Поскольку высадили меня у ж/д вокзала, первым делом я пошла на вокзал, чтобы узнать, а нет ли случайно билетов на поезд. О чудо, билеты были. Сегодня? Пожалуйста. Если питерский поезд уходил рано, то московский вечером (около 18- 19 час.). Покупка билета позволила мне не только отправиться на знакомство с городом в уверенности, что в любом случае домой я вернусь к ночи, но и не бегать рысью по незнакомым местам.
Маршрут по Хельсинки, выбранный мной, был незамысловат, но и сейчас, после многократного посещения города, для первого визита я выбрала бы его.
1. Конечно, Сенатская площадь.
Чтобы удивиться, что здесь стоит памятник российскому императору.
Чтобы, как и каждый второй возвращающихся, увидеть в Хельсинки «Петербург в миниатюре».
Заглянуть в кафедральный Собор - "так вот здесь как у них".
А если серьёзно, просто, это самое красивое место города.
2. Оттуда отправиться к Успенскому собору.
3. Естественно, почувствовать дыхание моря в порту. Полюбоваться корабликами большими и маленькими.
4. Сесть на небольшое судёнышко, чтобы посетить крепость Суоменлинна. Этого я не сделала, потому что, когда я пришла, собирался отчаливать кораблик к Корккисаари, где расположен зоопарк. Зверюшки перевесили любовь к истории, так что я отправилась в зоопарк, где получила массу удовольствия.
5. Порт в Хельсинки – это не просто порт, здесь же Торговая площадь со множеством продавцов с разнообразными товарами, в том числе сувенирными. Единственное, к концу дня торговых точек остаётся не так много, так что лучше приходить сюда пораньше. Но мне хватило.
6. Эспланада. Без неспешной прогулки по ней трудно считать, что побывал в Хельсинки.
7. Дальше я несколько поблуждала по улицам без всякой цели: смотрела на дома, на людей. Мне было интересно знать, как люди живут, читать финские названия, улавливать что-то знакомое и общее, удивляясь малолюдности и спокойствию. Естественно, можно было посетить какой-нибудь музей или отметиться у очередной достопримечательности. А зачем? Что это добавило бы к моему восприятию? «Я здесь был»? Это позже придёт желание не ходить истоптанными туристическими тропами, а добавлять к сложившемуся образу драгоценные камушки открытия новых мест.
8. Тогда же мне ещё оставалось где-то перекусить и все-таки заглянуть в магазин, чтобы купить традиционные кофе, масло, фейри. Но всё я это делала уже поблизости от ж/д вокзала.
Сейчас, когда начинаешь замечать и некоторую архитектурную несуразность улиц, и что не такой уж он чистый город, каким показался вначале, и пр. недостатки, это не может изменить моего отношения к нему.
P.S. Фотографии сделаны позже, поскольку тех первых, похоже, мне не найти.
Действительно, за один день можно много успеть, если не увязнуть в покупках и не тормозить для коттеджного отдыха. Спасибо за подсказки про программе, надеюсь что когда-нибудь устроим там однодневную пересадку между авиарейсами!
ОтветитьУдалитьМожно и "кусочками", сообщение с аэропортом хорошее.
УдалитьА я потом еще добавлю.