вторник, 3 марта 2015 г.

Электрички-метро и трамваи Мельбурна

Виктор Пастуховочерк из путешествия Открытие Австралии и миражи Dubai Connect (февраль-март 2014)




Общественный транспорт Мельбурна это в основном рельсовый транспорт. В этом городе забудьте об автобусах, они неинтенсивно циркулируют где-то на периферии, а также возят в аэропорт. Поэтому подсказки собраны в три раздела: электрички, трамваи и оплата проезда, а впридачу к ним будет ещё и информация о бесплатной туристической трамвайной линии.

Электрички

Вообще-то самая мощная и эффективная система пассажироперевозок там называется METRO (http://www.metrotrains.com.au/), но как метро в привычном нам смысле слова она работает только в центральной части города. А на перефирии это уже обычные электрички, есть немало пересечений их путей автодорогами, с переездами и шлагбаумами. Подземных станций всего три, и по тоннелям поезда идут только по контуру центральной части города, почти в точности под кольцевой трамвайной линией где ходит бесплатный №35 для туристов (о нём будет ниже) 

Все линии начинаются от станции Flinders Street Station (там рядом находятся кафедральный собор и главный центр туристической информации), потом проходят через вокзал Southern Cross, а после него разбегаются по своим лучам, которых в общей сложности 17 (конечных станций еще больше, т.к. не все поезда идут до конца какой-то линии).

Оплата проезда зональная, по системе карточек и сенсоров, подробности ниже.



Карта с сайта оператора (http://www.metrotrains.com.au/)



Внутри большинство вагонов очень напоминает подмосковные "Спутники"

Flinders Street Station

Flinders Street Station

Southern Cross

Станция на переферии — Williamstown Beach

Подъездные пути к Flinders Street Station


Трамваи Мельбурна

По протяженности трамвайных линий и по интенсивности пассажироперевозок этим видом транспорта Мельбурн занимает первое место в мире, и за то даже отмечен в Книге рекордов Гинесса. 

В центральной части города трамваям отдан явный приоритет, некоторые улицы имеют только трамвайное движение посреди пешеходной зоны, на других полосы для движения автомобилей сужаются там, где есть трамвайные остановки. Многие остановки оснащены табло, в режиме реального времени информирующими о подходе к ним следующих трамваев.

Это довольно быстрый и комфортабельный вид транспорта. Подвижной состав разных поколений, преобладают новые и почти бесшумные трамваи, но и пожилые встречаются: как на туристическом маршруте №35, так и на некоторых других линиях, но уже подальше от центра города. 

Бесплатный проезд — только на этой линии №35 , а на всех других оплата только по универсальным карточкам myki (подробности ниже), причем одна поездка длительностью до двух часов может включать участки и на трамвае, и на метро, и на автобусе, в любых направлениях.

Трамвайных линий всего около трёх десятков.

Карта с сайта оператора трамвайных линий (http://yarratrams.com.au/)













Лимонно-жёлтый с синими деталями аппарат - это одно из многих устройств для оплаты поездок через карточки:

Оплата проезда в городском транспорте Мельбурна

На всех маршрутах городских трамваев, автобусов и метро (которое заодно служит и электричками) оплата проезда только по карточкам myki. Исключение — это один трамвайный маршрут где вообще не нужно платить (подробнее о нем будет ниже)

Карточку нужно сначала приобрести в одном из множества пунктов продажи (они есть и в отелях, и в центрах туристической информации, и на вокзалах, и в аэропорту). Использовать ее можно в разных режимах:
1) как "сезонки" (myki pass)
2) для оплаты разовых поездок или однодневных билетов (myki money)

И для гостей города удобнее всего второй вариант, причем в пакете myki Visitor Pack (http://ptv.vic.gov.au/tickets/myki/myki-visitor-pack/). При этом карточка обойдется в 6 австралийских долларов (начальный взнос на поездки ещё 8), а прилагающиеся к ней купоны можно получить существенные скидки при посещении океанариума, панорамной площадки, музеев и много другого.

При такой системе оплаты одна поездка длительностью до двух часов может включать участки и на трамвае, и на метро, и на автобусе, в любых направлениях. Карточку нужно прикладывать к специальному считывающему устройству, как при входе, так и при выходе (на трамваях внутри зоны 1 при выходе необязательно). Только на главных станциях метро они оснащены турникетами, в основном же все на доверии (но бывают и контролеры). Аппараты цвета карточки стоят на перронах метро-электричек, а также внутри трамваев и автобусов. 

После двух поездок в день включается дневной тариф, можно ездить дальше сколько угодно - прикладывая карточку, но деньги с нее больше не уходят.

Весь Большой Мельбурн поделен на две основных зоны, 1 и 2, плюс буферную. Тарифы в зонах разные ($3.58 и $2.48 соответственно), и при поездках из одной в другую они складываются ($6.06). Но из буферной или в буферную можно ехать как внутри своей зоны, действует тариф той, откуда или куда едете. 

По субботам, воскресеньям и праздничным дням однодневный тариф $6.00 на обе зоны сразу, очень позитивная система, стимулирующая поездки в зоны отдыха и в центры культуры.

Добавлять деньги на карточку по мере необходимости можно в кассах и кассовых автоматах станций и во многих других точках, их всего более 800, включая те, что в почти повсеместных магазинчиках сети 7-Eleven

Карточки вот такие:

При покупке myki Visitor Pack ещё и футлярчик прилагается:

А аппарат для валидации поездки виден на фотографии внутри трамвая в конце предыдущего раздела

Бесплатный ретро-трамвай №35 — туристическое кольцо

Кольцевой маршрут по контуру центра Мельбурна. Под одним и тем же номером 35 - как по часовой стрелке, так и против часовой. Если быть совсем точным, то "кольцо" это скорее "кирпич", контур имеет форму почти идеального прямоугольника.

Частота движения — каждые 12 минут. Трамваи ходят пожилые, более трясучие, чем на платных маршрутах города, но зато со своим шармом. Очень удобный способ для первого знакомства с центральной частью города, да и добраться от одной точки центра к другой тоже иной раз поможет.

2 комментария:

  1. Глобальный труд!
    Мне понравился туристический маршрут по центральной части. И бесплатно! Фантастика.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Старался помочь скорее сориентироваться в этом всём тем, кто поедет в этот большой город. Обычно в путешествиях у нас мало времени на каждую из остановок, и чем скорее соориетируешься, тем эффективнее это время используешь.

      Мельбурн вообще очень гостеприимен. Кроме этих бесплатных трамваев (а в них предлагаются и буклеты всяких достопримечательностей), есть и мощнейшие центры туристической информации, в которых десятки добровольцев помогяют гостям получше спланировать своё времяпровождение в городе и окрестностях. Пока ещё больше нигде в мире не встречал ничего подобного.

      Удалить