пятница, 4 сентября 2015 г.

Из Энкарнасьона в Сан-Паулу с пересадкой в Сьюдад-дель-Эсте

Виктор Пастухов, из путешествия Парагвайский треугольник (сентябрь 2010)


8-е сентября. Под впечатлением от вчерашних успехов решил не задействовать резервный день и ехать обратно согласно намеченному графику. Первая задача: Энкарнасьон - Сьюдад-эль-Эсте (280 км). В принципе вполне подходит 8-часовой рейс, которым вчера воспользовался на участке до Тринидад. Но уже был в курсе и другого – в 7:30, более респектабельной компании RYSA. Близость отеля и автовокзала – великое преимущество, тем более что завтрак начинается в 7:00. Если отправиться спать пораньше, то к этому времени можно не только быть на ногах, но и собрать рюкзачок, и даже проголодаться. Чтобы не создавать лишнего ажиотажа на входе в ресторан, проволынил со сдачей ключей аж до 7:03, тут же получил у администратора талончик на завтрак, и в 7:18 уже шагал к автовокзалу. В желудке радостно булькала смесь кофе, апельсинового сока и тщательно разжёванной булочки. Уличный термометр, как и положено утром, показывал +11 С, чуть больше, чем вчера, а яркое солнце намекало что это цифры опять будут быстро меняться. Шагать было нужно всего сотню метров.

Ещё полсотни – и уже подтвердил правильность выбора рейса, осмотрев все кассы автовокзала. В 7:25 у меня в руках билет RYSA на 7:30, всего за 45 тыс.гуарани, место шикарное – во втором ряду у правого окна. Но самого автобуса пока не видно.



Остановка на улице рядом с автовокзалом, за 5 минут через неё прошли два автобуса городской международной линии, один аргентинский и один парагвайский.





На самом же автовокзале тоже было оживлённо, приходили и уходили автобусы провинциальных маршрутов, связывающих Энкарнасьон с Тринидад, Облигадо и другими городками в радиусе нескольких десятков километров.

А вот к платформе автовокзала подкатывает новенький микроавтобус этой же компании RYSA, это наш? Нет, на его табло высвечивается «Асунсьон», и персонал компании утверждает тоже самое.



Пассажиры показывают билеты в Сьюдад-эль-Эсте и пытаются прорваться в микроавтобус RYSA на Асунсьон, им улыбчиво обещают: ваш тоже скоро будет. У меня никакого стресса, ведь уже имею достаточный парагвайский опыт, да и узрел наше вероятное транспортное средство в соседнем квартале: в начале спуска к реке Парана находится контора компании RYSA, перед ней стоит солидный трёхосный автобус, багажное отделение которого загружают посылками. Маршрут - тот что мне нужно! К тому же специально не стал заранее покупать билет Сьюдад-эль-Эсте – Сан-Паулу, чтобы не волноваться, успею на стыковку или нет. К тому же, до рейса уже знакомой PLUMA в 16:45, там должно несколько других, информация о которых менее определённая и лучше её уточнить на месте.



Ну вот, погрузка посылок закончена, трёхосный автобус лихо подкатывает к пассажирской платформе.

В 7:36 он уже срывается с места, ура(!), движемся в город Восточный, начинается как минимум пятичасовая экскурсия по почти незнакомой части Парагвая . В салоне занято около трети из 48 мест. Автобус бразильского производства, фирмы Marcopolo, модель Viaggio, на шасси Scania. Возраст внутреннего убранства умеренный, состояние кресел хорошее, даже есть подстаканники. Кабинка туалета в конце салона означает что промежуточных остановок для отдыха не будет. Вот и хорошо, быстрее доедем.

На следующем перекрёстке остановка – вошли два человека, купили билеты у второго водителя. До выезда из города догружаемся ещё несколько раз. У меня появляется сосед – стройный, светловолосый, но сильно загорелый человек. Наверное, из немецких колонистов, как и известный земляк Штрёсснер, но связан скорее не с военным делом, а с сельским хозяйством. Его спутница выглядела совершенно иначе, явный представитель коренного населения страны – индейцев гуарани. Она уселась на сиденье первого ряда и вскоре они завели неспешную беседу. Мои далёкие от совершенства познания испанского позволяли понять, что это какой-то другой язык. Но некоторые слова мужчины были знакомы, только некоторые, и знакомство это явно не южноамериканское. Удалось отключиться от этого шумового фона только когда подобрал ему подходящий ярлык – смесь гуарани и «платдойч».

В 8:08 остановка у придорожной шиноремонтной мастерской. Неужели прокололись так бесшумно? После двухминутных переговоров едем дальше.

В 8:27 знакомые ворота в Тринидад. Многие вышли, зашло ещё больше и дальше едем с достойной загрузкой - человек тридцать.



С 8:42 до 8:49 - несколько остановок в следующем городе, Hohenau. Был даже разворот, с выгрузкой посылок на противоположной стороне шоссе. Немецкий колорит городка ощутим не только в названии. Много светловолосых людей. Госпиталь называется “Sanatorio Aleman”. Другие характерные таблички... кстати, вышли мой сосед и его спутница, так и не успел спросить его про платдойч. Смотрим в буклет со списком достопримечательностей региона. Есть такой город! Две записи: Экопарк и Исторический культурный центр «Эдвин Крюгер»

Едем дальше, за окном появились первые для меня в Парагвае плантации апельсинов, раньше встречал много одиночных деревьев у дорог и около строений. Вскоре следующий городок – Obligado. Вышли 5 человек, две минуты назад голосовавшие на шоссе. Буклет сообщает, что тут есть отель «Кеглер», спа, а главное – фабрика по переработке местного чая матэ. Ряды апельсиновых деревьев кончились, теперь – распаханные поля, идёт посевная. Кое-где сажают вручную, с помощью механизмов, похожих на отбойный молоток (увы, у меня больше практического опыта в разрушении дорожных покрытий с целью прокладки под ними труб, чем в применении сельхозтехники). Две дамы на следующем ряду параллельно болтают по мобильным телефонам. Похоже, что в Парагвае это тоже намного дешевле, чем в Бразилии. Интересно, они друг другу не мешают?

А вообще-то это уже неинтересно, интереснее за окном. Тут следующий городок – Bella Vista. Тоже «нэметчина», на главном перекрёстке плакат: Club Aleman – Festa de Chop. Последнее слово означает «живое / бочковое пиво». А вот и бочка, здоровенная. Стоит на крыше здания. Её обнимает фигура из фанеры, изображающая карикатурного баварца. Часы пикнули 9:00, а как километраж? На выезде из городка есть дорожная информация: Сьюдад-эль-Эсте – 230 км. Вот так вот! За полтора часа отмотали только 50. С такими темпами лучше и не загадывать, на какой из рейсов до Сан-Паулу сумею там пересесть. Без стрессов... Запасной вариант – перебраться местным транспортом через границу и ехать внутрибразильским рейсом из Фоз-де-Игуасу. Это дороже, зато их там много, да и завтрашняя пересадка в Сан-Паулу тогда может не понадобиться. Так что продолжаем экскурсию по стране с помощью окна автобуса и буклета... Ого, оказывается этот городок «Прекрасный вид» уже не просто переработчик чая матэ, а вообще столица страны по этой части. Есть даже экскурсии по плантации.

Столбик 198 км – это до конца Ruta 6. Значит ещё тридцать потом поедем по уже знакомой «семёрке», а она там даже удвоенная. Городки что-то закончились. Автобус полетел, как угорелый, вот какой неразумный обгон на спуске... Иногда резко притормаживает для высадки пассажиров. Люди выходят не то чтобы в чистом поле, а на перекрёстках с прямыми грунтовыми дорогами, есть указатели поперечных расстояний: 10 км, 20 км. Кого-то встречают на автомобиле, а где-то просто дежурит раздолбанное такси... Маленькая придорожная закусочная в тени огромного дерева. Среди прочей рекламы: Servicio de taxi 24 h. За ней – накатанная грунтовка, поднимается куда-то на горку.

Начался лес. Заповедный – Floresta Nacional. Через несколько километров снова поля зерновых. Скошенная кукуруза. Сады. Снова попытка авантюрного обгона. Вовремя передумал водитель, вовремя... Теперь наверное в шоке, больше не хочет обгонять этот грузовик и вообще зарёкся нарушать правила. Стали появляться поля какой-то технической культуры, вроде рапса для производства биодизельного топлива. Снова спелая пшеница, стебли короткие, колосья завидные...



В 9:58 последняя остановка на территории Департамента Итапуа – Maria Auxiliadora. Надо же, это конечный пункт некоторых маршрутов, а городок совсем маленький. Видимо всё же локальный центр, к которому тяготеет масса хуторов на сотнях кв. километров. У меня новый сосед – молодой толстый гуарани. Растёкся примерно на 1,2 кресла и играет с мобильным телефоном, мелодии слушает. Надо было мне поставить промежуточный подлокотник.

В 10:09 новая инфа: до цели 150 км, ещё десяток и будет полпути. Продвижение ускорилось, но прогнозы строить не хочется. Лучше полюбоваться видами из окна. Очень напоминает Поволжье-Оренбуржье. Только краски немного гуще. И земля не такого цвета, как будто смесь наших чернозёмов и бразильских краснозёмов.

Ну вот, граница провинций-департаментов. Прощай, Итапуа, мне тут понравилось!

По мере приближения к Ciudad Del Este рельеф становился более холмистым, дорога пересекала уже более быстрые и полноводные притоки Параны. Понятно, движемся вверх по течению этой мощной реки, в нескольких десятках километров от её берега. Появились линии электропередачи. Некоторые поля огорожены, есть таблички об экспериментальных посадках и о передаче агротехнологий, вносят удобрения. Наш междугородний автобус совсем перестал выполнять функции местного транспорта, похоже что эта зона обеспечена собственными линиями.

11:20–11:28, остановка в Santa Rita del Monday, менее 10 тысяч жителей, но это уже крупный по местным стандартам и быстро растущий городок. Засилье всевозможных мотоциклов. Две автобусных платформы параллельных дороге, на другой – местный автобус, тоже в Ciudad Del Este. Водители немного побеседовали. В автобус зашли продавцы выпечки и напитков, примерно треть пассажиров охотно их покупает.



Кое-кто вышел. Толстый гуарани перетёк на пару кресел, освободившихся с другой стороны, выключил мобильник, и сразу захрапел. Только успел опустить предохранительный подлокотник, как соседнее место снова заняли, но уже без посягательства на моё жизненное пространство. Стройная пожилая дама немецкого стандарта, в строгом европейском костюме, манеры соответствующие. Водитель услужливо тащит за ней средних размеров чемоданчик, на полочку явно не влезет. Дама пытается взять его себе на колени, но водитель уловил мой кивок в сторону пустого места по диагонали и забросил его туда, не переставая улыбаться новой пассажирке. Между ними идёт разговор насчёт Асунсьона.

Выезд из города затяжной, неколько минут стоим из-за дорожных работ, похоже что шоссе удваивают в черте города. Название его напоминает ещё что-то, кроме английского понедельника. Вот оно! Перед городом был мост над солидной речкой Monday, самым крупным притоком Параны с парагвайской стороны (кроме самой реки Парагвай, разумеется). А на окраине Ciudad Del Este есть Salto Monday - водопад, впечатляющий своими фотографиями в буклете. Он находится как бы в тени совсем уж фантастического Игуасу, почти симметрично ему относительно реки Парана.

На передний ряд подсел ещё один пассажир и тут же заговорил с одиноким путником, вроде меня молчаливо сидевшему у окна. Заговорили они по-бразильски! Тематика фермерская –гектары и структура посадок. За окном стала появляться реклама ещё одной марки бразильского пива – Kaiser, тоже знак приближения к границе. Внутри страны кроме парагвайских марок была только вездесущая Brahma.

Вот и конец Ruta 6. Оживлённый перекрёсток – остановки, закусочные... Многие вышли, но автобус стоит. Водитель посчитал по головам, разбудил мою соседку и стал ей объяснять как дальше добираться до Асунсьона. Потом сам отвёл её на другую остановку и только там вручил чемодан. Культура обслуживания, однако. Едем дальше, уже по двухполосному шоссе, по 2 ряда в каждую сторону.

Курс - на восток. Проезжаем сельскохозяйственный ВУЗ, после него начались предместья города Восточный. Название Ciudad Del Este переводится именно так. Город основан недавно, в 1957, но уже много что успел. Дважды сменил название. Первое было Puerto Flor de Lís. Через пару лет правивший тогда страной генерал Штрёсснер зауважал себя настолько, что переименовал этот город в свою честь - Puerto Stroessner. Нынешнее имя получено в 1989 г., сразу после нового переворота, воцарения демократии и быстрого искоренения культа личности. За полвека существования город уже стал вторым в стране по населению (320 тыс. чел.), более того, сейчас он производит половину ВВП всего Парагвая. Основной источник – третья по размерам в мире зона свободной торговли (после Майами и Гонконга), далее идут доходы от продажи парагвайской доли электроэнергии крупнейшей в мире ГЭС Итайпу, а также переработка сельхозпродуктов этой интенсивно развивающейся зоны страны.

У многих бразильцев слово «Парагвай» это синоним нескольких кварталов Сьюдад-эль-Эсте, прилегающих к «Мосту Дружбы», т.е. эпицентра зоны свободной торговли. По недлинному мосту в тот «Парагвай» можно сходить или съездить на городском транспорте, без предъявления каких-либо документов, а через часок-другой вернуться с покупками, по ценам намного ниже внутрибразильских. Такой ввоз контрабанды вполне легален, если общая сумма не превышает трёх сотен долларов. Соответственно, обстановка в этой зоне торговли очень суматошная, "Черкизовский рынок 90-х годов" это одно из самых мягких сравнений.

К завершающему дню поездки меня уже были возможности сравнить оба Парагвая и заметить массу различий, но подробное знакомство с самим Ciudad Del Este в планы на этот раз не входило, ввиду дефицита времени и большой вероятности новых визитов в ближайшие годы. Однако сейчас предстоит проезжать город насквозь не ночью, как с 4-го на 5-е, а днём, да ещё и с пересадкой. Так что смогу поглазеть на реальную жизнь города из окна автобуса и, в зависимости от времени между прибытием / покупкой билета и отправлением, может даже выпасть и шанс прогулки по улицам и площадям его неведомой шоппинг-туристам части.



Город строится «на вырост». С двух сторон от шоссе появились параллельные улицы, на них - разнообразные коммерческие учреждения. Периодически пересекаем широкие двухполосные авениды. Теперь свернули на одну из них, с неё – на другую. Город как город, похож на новые бразильские больше, чем все другие из увиденных в Парагвае. Ещё пара поворотов и причаливаем к автовокзалу. Местное время 13:10, т.е. прошло 5ч40м после посадки в автобус.



Автовокзал, как и полагается, меньше чем в столице, но больше чем в Энкарнасьоне. Чище чем оба. Порадовал удобной планировкой и щитами у входа, на которых выписаны отправления всех компаний по всем направлениям. В одном месте! Наверное, это эксклюзив не только в Парагвае, а вообще в Южной Америке. Во всяком случае, в намного более прозрачной Бразилии встречал такое только в аэропортах.





Но информация неполная, так что полученные там данные, так же как и мои предварительные, подлежат проверке в кассах отдельных компаний. По бразильской PLUMA всё подтверждается, осталось только узнать цены. Будет “Leito” в 15:00 и “Convencional” в 16:45, по 450 и 250 тыс.гуарани соответственно. Не думаю, что если ещё больше увеличить кресло и его наклон, то выспасться смогу вдвое лучше, чем в прошлый раз, так что 16:45 пока будет у меня в резерве. Но это слишком простое решение, да и малопознавательное – возвратный рейс того, которым приехал в Асунсьон. Среди парагвайских компаний целых три кандидата. Окошечко BRUJULA закрыто. С RYSA сегодня уже познакомился... SOL Del PARAGUAY привлекает больше всего. Как-то видел их красивый автобус на BR-116, так что если есть рейс до Рио, то можно выйти уже и после Сан-Паулу, поближе к моему конечному пункту.

Касса тоже красивая. Сообщают что рейс будет в 15:00, это странно, их представитель в Энкарнасьоне говорил, что в 15:30. Идёт только до Сан-Паулу, “semi-leito” и всего за 95 реалов. Это они по акценту узнают какие у клиента в кармане деньги. А в гуарани? 250 тысяч. Сторговался платить по 50% в каждой валюте, чтобы оптимизировать остаток гуарани на телефон, обед и прочее. Получаю большой цветной билет, заполненный принтером, в нём стоит отправление в 14:20. Кассир успокаивает – не обращайте внимания, это в асунсьонском компьютере какой-то сбой, до 15 часов точно не уедет. Время 13:25. Кому или чему верить?

Слоняясь по автовокзалу увидел прибытие очередного рейса из Энкарнасьона, отправлявшегося на полчаса позже.


 Это был тот самый автобус, что подвёз меня до Тринидада днём раньше, бортовой номер 650.

А вот ещё два образца международного городского автобус: Парагвай - Бразилия. и Парагвай - Аргентина, причём второй проходит и через бразильскую территорию но с закрытыми дверями. Есть ещё и маршрут Бразилия - Аргентина, самый популярный в этой троице смежных городов.



Окошечко туристической информации. На стене карта города, карманных вариантов нет. Понятно, что и берег реки, и торговая зона неблизко. Но до 15:00 можно скатать к Паране, полюбоваться рекой, и где-то там перекусить. Такси туда-обратно тут недорого. Из-за окошечка меня отговаривает осторожная ангел-хранитель туристов: билет может быть прав насчёт 14:20, к водопаду Мондай съездить за такое время толком не успеете, а у реки смотровых площадок нет, кроме знака трёх границ, но он далековато. Ну ладно, видел уже его с берегов двух других стран, так что остановился на неавантюрном решении – попользоваться сферой услуг автовокзала, а к 14:10 выдвинуться на платформу.

Приличный ресторанчик. Есть быстрые стандартные блюда, всего по 12 тыс.гуарани. Выбрал курятину – pollo, произносится как «пОльё». Потом пытался проговорить остаток денег в телефонной кабинке, но убавилось только треть. Куда бы деть ещё 44 тыс.гуарани? Обменников не видно. Если разобраться, то сумма-то невелика, пусть останется как сувенир. Хотя более крупные бумажки жутко мятые, но есть и миленькая пластиковая банкнота в 2 тысячи и увесистые монеты по тысяче и по пять сотен. До 14:10 успел ещё сфотографировать автовокзал внутри и снаружи, а также кое-что на улице перед ним. Кассир «Солнечной компании» пришёл на платформу и распустил всех неверующих ему и верующих билету: возвращайтесь к 15-ти и не сюда, а в международный сектор. Полчаса точно можно гулять, Теоретически можно успеть дотопать до ближней к реке улицы и обратно, но это уже экстрим, с учетом сомнительности видов и самих улиц. Пусть и не самый интересный район тут рядом, но лучше вписывать в него траекторию-ромашку, без большого удаления от платформы. Действительно, как-то скушновато... Но несколько раз достал фотокамеру из рюкзака. Какой-то рынок. Рядом передвижная мини-фавела. Снижающийся в бразильский аэропорт самолёт выпускает шасси над парагвайским стадионом. Детсад «Девственница из Schoenstadt». Ничего себе география. Здоровенный мерседесище без номера. Перестройка угловой закусочной... Больше всего понравились цветущие деревья.



Хватит, хватит, надо обратно к милым симпатичным автобусам...

В международном секторе (вход свободный) – ещё один бар и бесплатный спецтуалет. Ну вот, зря потратил тысячу гуарани в соседнем помещении. Выход на отгороженную часть того же перрона, там собралось около десятка человек. Кассир то и дело прибегает и успокаивает песенкой «скоробудет-скоробудет-...». Для убедительности позванивает кому-то по мобильнику и начинает улыбаться ещё шире.



Фотографирую свой рюкзачок (спасибо ему, справился отлично) и ещё несколько автобусов.

Вот и наше «солнышко» оранжевое, двухэтажное. Прав был кассир из Энкарнасьона, а не здешний и тем более не билет – уже 15:20.



Появился полицейский с раскладным столиком и занял позицию у двери автобуса – проверять багаж. Рядом с ним выстроился какой-то человек с сумочкой кондуктора. Люди протягивают ему деньги, он считает на калькуляторе и отдаёт им другие деньги, уже бразильские. Значит мне к тоже нему. 42 тысячи гуарани помятыми бумажками превращаются в 16 реалов, очень мило. Ещё один элемент высшего пилотажа в исполнении парагвайской сферы обслуживания.

Теперь к полицейскому, он уже устал - багажа много наверное у всех. А мне кроме рюкзачка и нечего предъявить. Тот аж растерялся – неужто надо копаться ещё и в таком маленьком предмете? Стоило достать оттуда куртку и показать что почти ничего не осталось, как он радостно пропустил меня внутрь автобуса. Куртка могла сразу понадобиться для защиты от зверского автобусного кондиционера, но в этом автобусе всё было оптимально. Новенький двухэтажный BUSSCAR на трёхосном шасси SCANIA. Внутри всё красиво. Шаг кресел намного больше, чем во всех ранее мною испробованных. Большие плоские экраны. Слишком хорошо и дёшево, чтобы быть полупустым, заполнено, кажется, всё. Моё место на втором ряду второго этажа, у прохода, на ряд впереди лестницы. Но это же второй этаж! Немного впереди широченное окно и никакой водительской кабины. Сидящие на первом ряду иногда шарахаются от встречных грузовиков и от развесистых деревьев, а второй ряд – самое то. У окна сидит молчаливая, даже какая-то испуганная тётя в чёрном. Массивная. Но сама себя заформатировала подлоконтиком, и на моё кресло старается не затекать.

Едем уже в 15:29. Ещё несколько авенид города Восточный. Тут уже просто красиво. Площади, парки, новые церкви, дворец правительства Депертамента Альто Парана,... Вот и сквозное шоссе, скоро мост. Тоже полный порядок, новые торговые ларьки – подарок коммерсантам от ГЭС Итайпу. А где же бардак торговой зоны? Вот и он! Последние два квартала перед мостом. По сторонам – лучшие торговые центры, а между ними и авенидой-шоссе всё тот же содомчик. Обгоняем целых два международных городских автобуса, подбирающих пассажиров прямо на ходу.

15:41 – остановка «миграсьён». Надо отдать белую бумажку, иначе оштрафуют. Все в длинную очередь. Тут же открыли ещё три стойки, рассасываемся. Достаю бумажку припрятанную вместе с документами и бразильскими банкнотами, чиновник хочет банкноты. Мне они тоже нравятся, бери бумажку. Переспрашивает: «значит 4-го приехали?». Си-сеньёр, говорю не без ехидства. Не объяснять же что он сам или другой такой деятель прозевал смену дат. 30 дней истекли? Нет. Так что никаких проблем, гуляю дальше. Мы почти на мосту, но на реку не выглянешь, всё застроено. Разносчики продают воду и газировки подешевле, чем на автовокзале.

Ждём всех до 15:54 и едем на мост. Движение плотное, но без стрессов. Попутные многоосные грузовики... Из Бразилии нам навстречу ползёт двухэтажный аргентинский автобус компании El RAIO.



Нагло фотографирую реку в оба боковых окна, да здравствует второй этаж. Сидящие у окон головы улыбаются и стараются не мешать, наверное понимают что Парана - родственник Волги.



Ну хоть как-то эта река теперь запечатлелась.

Началась бразильская половина моста,и оградительная решётка перекрыла обзор и на этой высоте. Помню-помню, по бразильскому ТВ показывали это экологическое новшество. Это чтобы пешеходы не засоряли реку сверхлимитными покупками, если вдруг спереди свистят что таможня проснулась.

Через три минуты пути и ещё один час смены поясов - бразильский «миграсао». На этот раз задержал надолго: 16:57-17:23. После высадки нерезидентов, водитель попросил «своих» тоже преодолеть рубеж пешком, по коридору для пешеходов - чтобы не провоцировать обыск автобуса в поисках нелегалов. И показал стоянку впереди на которой будет ждать. На всякий случай взял рюкзачок с фотокамерой с собой, вдруг он стоянку перепутает или его место займут. В компании недовольных такой физкультурой бразильцев бредём до автобуса и там обнаруживаем, что он отгорожен непреодолимой решёткой. Водитель объясняет: в решётке есть калитка, нужно пройти в неё и дальше уже по проезжей части. Обратный марш. Калитка нашлась уже ближе к «миграсао». Снова вперёд, изображая коллективное транспортное средство с прозрачным кузовом. Грузовик аккуратно пристраивается за нашей группой, на обгон не решается. Навстречу ещё один аргентинский автобус – EL PRACTICO. А рядом с нашим автобусом точно также собирает пассажиров аргентинский Sprinter с эмблемой турбюро.

Конец всех препятствий. Шелестим по двухполосному шоссе и даже не заезжаем на автовокзал Фоз-ду-Игуасу. Через полсотни километров шоссе уже однополосное, а транспорта всё столько же, продвижение замедлилось. Ещё полсотни километров и у города Каскавел (что в переводе означает "Гремучая змея") сворачиваем на север, прощаясь с потоком грузовиков на Куритибу. Дорога и интенсивность движения снова гармонизированы. На экранах автобуса идут американские фильмы, картинка качественная.

Единственная остановка на всём пути до Сан-Паулу – на 30 минут у города Corbelia, ужин. Отличный «дорожный порт» у красивых ворот с титулом «город цветов». Жаль, что не Оламбра, от тех цветов ехать намного меньше. Внутри – все основные варианты бразильского общепита. Предпочёл «еду по весу». Разнообразное мясо печётся на углях, отрезают что покажешь. Салаты-гарниры – «шведский стол». Мой выбор мяса плюс зелени потянул всего 200 грамм, т.е. под 5 реалов. Ещё стаканчик перебродившего виноградного сока за половину этой суммы и ужин автотуриста готов, соотношение качества и цены великолепное. Снотворный эффект тоже есть, тем более, что экраны погасли.

9-е сентября. Уже под утро ещё одна короткая остановка, прямо на обочине. Из туалета, что на «лестничной клетке» первого этажа, шёл дым. Достали оттуда китайца, мягко покритиковали за нехорошее поведение: заппрет на курение нужно востпринимать всерьёз.

Заезжаем в Сан-Паулу на рассвете. Движение нормальное, не зря шоссе тут недавно расширяли полос до восьми в каждую сторону. Знаменитая развязка «луковица с увеличительным суффиксом» - три уровня и сложная геометрия, наше шоссе соединяется со сквозной магистралью по берегам Тиете, а тут теперь тоже стало полос десять в каждую сторону. Тут же длинная «полулуковица» подводит ещё два шоссе. Молчаливая соседка открыла рот и прилипла к стеклу. В 6:45 причалили к перрону, отлично! В 7:00 уже отправлюсь дальше. Да и вообще парагвайский SOL и его бразильские партнёры (техника и дороги) отработали своё как следует. До следующих встреч, Парагвай, когда-нибудь вернусь! Эмоции прощания с этой страной меня охватили не на границе и даже даже не во вчерашнем бразильском «дорожном порту», а только при расставании с оранжевым автобусом, вероятно наилучшим из всех парагвайских.

P.S. 5 лет прошло с той поездки, и уже снова тянет в Парагвай. Дорожный порт у города Corbelia с тех пор приютил меня ещё однажды, даже с ночёвкой: мы с друзьями возвращались из автомобильного путешествия, и при этом повстречали там новенький автобус той самой парагвайской компании RYSA (см. последнее фото здесь:  Водопады Юкума и Игуасу, январь 2013). А с автобусами маршрута Асунсьон  - СДЭ - Сан-Паулу - Рио компании SOL Del PARAGUAY  в последние 2 года много раз встречался на шоссе между двумя бразильскими мегаполисами, точнее, на той его части, что в этот период служила мне дорогой между работой и дачей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий