среда, 12 ноября 2014 г.

Через аэропорт бразильского г. Куйяба в боливийский Сан-Матиас

Виктор Пастуховрепортаж из путешествия Миссии ордена Иезуитов на равнинах Чикитании  (апрель 2013) 

Ввиду дефицита времени, через интереснейший регион бразильского и боливийского Пантанала продвигался на этот раз ускоренным маршем - целью маршрута была соседняя равнина Чикитании. Осознать этот парадоксальный факт помогли вечерние виды из окна самолёта в начале снижения к Куйяба: лучи скатывавшегося за горизонт солнца отражались в на удивление извилистых речках и во множестве озёр самого разного формата.


Теоретически аэропорт CGB столицы штата Мату Гроссу Cuiabá - MT обещал наиболее короткий и экономичный доступ к боливийской границе. Во всяком случае, он заметно ближе к ней, чем аэропорт CGR столицы соседнего штата Campo Grande - MS, а приграничный Corumbá - MS принимает совсем мало рейсов, билеты туда обычно дорогие, а за бонусные мили и вовсе практичеки недоступны.

На практике оказалось, что и через CGB не все так здорово. Погранпереход малой интенсивности, и связь приграничных пунктов с главными очагами цивилизации с обеих сторон тоже не ахти. Поэтому, при продвижении из Бразилии в Боливию нужно оказаться на границе ранним утром, а для этого выехать из ближайшего г. Касерис (80 км) очень ранним утром. Т.е. в Касерис придётся заночевать, это раз, и там обязательно разбивается на два билета автобусный маршрут из Куйяба (240 + 80 км), это два. Каждое в отдельности это необременительно, но в сумме эти два обстоятельства делают путь к границе от CGB не менее затратным, чем от более удалённого CGR (450 км от Корумба). Но зато северный маршрут более экзотичный и увлекательный. Правда, не знаю как там пришлось бы бразильским нерезидентам: при моём прохождении не было никакого паспортного контроля с бразильской стороны, а при повторном въезде через другой порганпереход это чревато штрафом за отсутствие выездной отметки.

Как записано в протоколе, отрезок моего маршрута от данного аэропорта до погранперехода был пройден на двух микроавтобусах (24 и 21 мест соотв.), по цене 50+21=71 реал. Простейшая ночлежка около городского терминала в Касерис обошлась в 15 (мой минимум по всему маршруту), итого 86 реалов на логистику, что почти точно соответствует цене автобусного билета между Кампу Гранди и Корумба (84 реала) - на комфортабельных автобусах с кондиционером, которые останавливаются и в аэропорту тоже. Осталось добавить кое-какие штрихи к тому, что записано в этом самом протоколе.

Куйяба - Касерис

Микроавтобус от аэропорта Куйяба в Касерис чисто заказной, место нужно резервировать по тел. в конторе Mato Grosso Turismo. При себе иметь телефон с бразильским моб. номером, по которому вас отловят встречающие (транспорт ждет несколько в сторонке). Меня угораздило улететь вообще без телефона, поэтому потратил минут 10 на покупку местной телефонной карты и на звонок с тел. автомата в контору, чтобы узнать номер транспортного средства.Это было некритично, т.к. в багаж ничего не сдавал. После меня успешно отловили ещё несколько заказчиков, и уехали ещё до договорных 19 ч.

Минут 20 колесили в темноте по несимпатичным окраинам города, потом заехали в гараж туркомпании. Там все вышли для покупки билетов в оффисе. В это время в автобусик ломанулись уже обилеченные граждане, прибывшие в гараж своим ходом, или привезённые туда вэном той же компании из центра города. Места были неномерные, занятые ранее не сохранялись, поэтому грозило серьезной разборкой, если бы туда побольше наших людей. Но в южноамериканской обошлось без особых сложностей, все быстро расселись и поехали. Шоссе хорошее, водитель катил уверенно. В середине пути остановка для ужина, минут 20. Пирожки с фаршем и кока-кола, первое на удивление массивно и дёшево, второе стандартно. Чистого времени езды между городами часа 2 в половиной, но в Касерис было много остановок. Уже на въезде в город часть пассажиров и багажа перегрузили в вспомогательный вэн. Потом оба развозили всех по адресам, а пригородный автовокзал был почти самой последней остановкой.

От Касерис до границы

Несмотря на поздний час, на автовокзальчике работала одна из касс, и кассир показал мне другую, которая должна открыться рано утром и продать билет до границы. Простеньких отелей вокруг виднелось несколько, пошёл в ближайший Paraíso, не столько из-за названия, сколько из-за шашлычков, которые пеклись прямо перед входом. Персонал был в курсе ранних рейсов к границе и обещал разбудить вовремя, да ещё и предупредил, что по случаю воскресенья будет только самый первый, ближе к 5 утра, а потом ловить нечего.

Телефона с собой не было, в наручных часах отвалилась одна кнопка и будильник в них задействовать не удалось. Но каждый час они пикали, и выпитое к шашлычкам пиво помогло прореагировать на самый важный сигнал, в 4 утра. Привел себя в полный порядок, и к 4:30 вместо побудки дежурным уже сам выдвинулся с рюкзачком к выходу, но там облом - закрытая решётка. Сумел просунуть руку и надавить на кнопку звонка извне. В совокупности с честно заведённым будильником дежурного, это помогло поднять его со второй попытки, после пятиминутного досыпания. В 4:36 он отомкнул уцелевшую таким образом решётку, и автовокзал принял меня в ряды ожидавших выезда к границе. Там было уже было с десяток человек, касса вскоре открылась, и вот уже билет на руках, с отправлением в 5:30. Кто-то хотел вернуться домой попить кофе, но кассир предупредил: не уходите, поедем раньше.

Вскоре прикатил микроавтобус модели Marcopolo Volare, аналогичный вчерашнему, но на ряд короче, зато с прицепом для багажа. И ещё до 5 утра мы все расселись и поехали. При этом, кассир закрыл кассу и укатил на мотоцикле ещё раньше. Зигзагами по улицам города подобрали ещё нескольких пассижиров. А ближе к выезду на большой остановке нас ждала ещё солидная кучка, во главе с тем же кассиром, продававшим билеты у двери. Мест и билетов многим не хватило, начались долгие переговоры, всё вежливо и грустно. Потом медленно поехали дальше, оставив несчастных стоять где были. Потом долго заправлялись на выезде из города, водитель говорил по мобильнику и ехать не спешил. Пассажиры начали шипеть, что так мы не успеем к боливийскому автобусу от границы в Санта-Крус. Вскоре все-таки едем дальше, но опять очень медленно. Через десяток километров нас обогнал серебристый вэн, водитель первый раз за утро улыбнулся и притопил за ним. Ещё десяток км - пункт выборочного контроля. Вэн прокатил насквозь. Нас завернули на взвешивание, ещё потерянное время, и визуальный контакт с вэном тоже потерян.

Ещё немного, и свернули с федеральной трассы на дорогу местного значения, тоже асфальтированную. У ближайшего столбы стоит тот вэн, а водителем в нём оказался тот кассир-мотоциклист. Он перегружает нам тех самых пассажиров, оставшихся за бортом в Касерис. Проход заполняется разнообразной публикой, включая трёх женщин с детьми 1-3 лет. Мест никто не уступаел, пока такая идея не пришла в голову мне самому. Предложил одной из мамаш сесть и взять не только своего ребенка, но и ещё одного. Оба тут же закрыли глаза и отключились, а кто-то из ветеранов автобуса взял на колени и третьего малыша.

Через полчасика остановка на какой-то фазенде. Все догруженные и ещё кое-кто сошли, опять штатный режим. А вскоре уже и "питстоп", закусочная у речки Лимона (Rio do Limão).


Чебуречек с мясом и полстакана кофе, всё за 3 реала - заслуженный уже завтрак. И ещё чуть не час пути...


В конце асфальта внушительная военная часть, но никакой реакции на наше продвижение её персонал не проявил. Обещанные бразильскими коллегами полицейские штата Мату-Гроссу с грубыми повадками тоже отсутствуют. Высаживаемся из автобусика и идём к ожидающим нас боливийским такси, экипажи компонуются на ходу.

Погранпереход

Опытные бразильцы успели скучковаться четвёрками ещё в автобусе, подсаживаюсь к розничным боливийцам (справа, а левее кадра была ещё пара машин).


Простой тариф до города или до автовокзала - 5 реалов (7-8 км). Запросил остановку в "миграсьёне", водитель сделал хитрую морду и заломил 7 реалов.


Мимо границы просквозили помахав руками боливийским автоматчикам допризывного (по нашим меркам возраста).

Остановка была только для меня, въездной листок оформили быстро. А такси с бразильцами поехали сначала к конторам автобусных компаний, заказывать билеты. Как оказалось, без въездного листка их там до конца так и не продадут, так что они немного перестарались.

Все боливийцы из моего такси вытряхнулись на единственном торговом квартале, и тут меня осенила мысль об обмене денег. Водитель показал на кассу ближайшего суперуниверсального минимагазинчика, и в одну минуту мой запас "боливианос" удвоился, причем по курсу лучше, чем в Сампе. При высадке на автовокзале на радостях увеличил оплату проезда до реальной десятки, как раз заложенной в мою смету.


На автовокзале San Matias оказался чуть раньше 8-ми утра, любуюсь предстоящей дорогой, 310 км грунтовки начинаются так, как видно правее терминала.

(продолжение следует)


Комментариев нет:

Отправить комментарий