вторник, 18 ноября 2014 г.

Тиуанако, часть первая

Сергей Знаменскийрепортаж из путешествия  По следам инков (октябрь-ноябрь 2012)


Второй боливийский памятник ЮНЕСКО, которого я никак не мог минуть – это древний город Тиуанако, расположенный в 72 километрах к западу от Ла Паса. И поскольку минуть его было никак нельзя, я сразу по приезду в Ла Пас купил экскурсию, благо, она не такая дорогая. Так что прямо наутро меня забрали из гостиницы и на микроавтобусе отвезли в пустынный посёлок посреди Альтиплано. В принципе, вот панорама того, что встречает всех прибывших.


Здания на площади – музеи, их посещение входит в стоимость входного билета. Кроме самого археологического сайта здесь есть два музей. Розоватое здание в правой части снимка – музей керамики. Более новое кирпичное здание – музей камня.



Снимать внутри как первого, так и второго, нельзя. Но я этот запрет всё таки нарушил, улучив момент, когда отвлеклись и наша экскурсоводка и смотритель единственного пока зала музея камня. Это, как никак основной пока его экспонат, большой монолит. Во многих книгах (например, у Ганзелки и Зикмунда) можно найти его фотографии при свете солнца. Но, увы, близость Ла Паса и происходящие от этого кислотные дожди не очень хорошо влияют на древнего каменного гиганта. Вот его и убрали под крышу.


Больше пока в этом музее никаких экспонатов нет. Да и сам музей планируется к открытию только к 2015 году. Есть повод заехать в Тиуанако ещё.

Перед музеями – флагштоки с тремя флагами. Передний, трёхполосый – национальный флаг Боливии. Задний, красно-зелёный – флаг департамента Ла Пас. А между ними – самый интересный. Клетчатая вифала, флаг времён империи инков, сейчас играющий роль второго национального.


После короткой экскурсии по музеям, переходим к самому археологическому парку. По пути пересекаем рельсы. Как и в Бразилии, в Боливии с железнодорожным сообщением туго. Когда-то сюда бегал пассажирский поезд из Ла Паса, но сейчас в Ла Пасе пассажирского сообщения нет. А одноколейный путь идёт до южного берега озера Титикака, где приходит к железнодорожному парому в Перу. Или приходил. Фиг знает.


Наконец вступаем на территорию археологического парка. Тут уже снимать можно сколько угодно. Навстречу идёт школьная экскурсия. “Hola, gringo!” – приветствуют Папонта детишки. «Здравствуйте, чернопопики!» - ласково отвечает им Папонт.


Сам парк включает три основных элемента, отражающих космогонию глазами доинкского индейца: небесный мир, представленный занесённой песком пирамидой Акапана, земной мир, представленный святилищем Каласасайя, и подземный мир, представленный небольшим храмом, чьё имя найти так и не удалось. Везде он фигурирует как просто «подземное святилище».


Для визуализации у входа выставлен макет, который нам демонстрирует наша экскурсоводка Мабель. Макет, похоже, не совсем новый., поскольку Акапана выглядит не совсем так, как показано на нём.


Сама Акапана сейчас представляет, по сути, плоский песчаный холм, из которого торчит один угол древнего сооружения. Пирамидой бы я это назвал с большим трудом. Возможно, до испанского вторжения было похоже больше.


Вот, собственно, практически общий вид всего, что выкопано. Большая часть Акапаны находится по прежнему под песком.


Раскопки сейчас приостановлены, поскольку идут споры с финансирующей стороной (а это, вестимо, ЕС), относительно того, как их проводить. Из песка торчат только несколько фрагментов.



Входная часть пирамиды.


Выше можно найти остатки внушительных ворот, который уже составляют немалую загадку. Расцвет Тиуанако пришёлся эдак на XIV век нашей эры. Масса камней, из которых вытесаны ворота – примерно 11 тонн. Тем не менее, с тогдашним уровнем технологий, они несут следы тщательной и точной обработки.


Более того, происходить эти камни могут только с брегов озера Титикака, которое расположено в 19 километрах. Напомню, что инки (а тем более, строившие всё это доинкские цивилизации) колеса не знали. Есть отчего руками развести.


Как всё это делалось, и впрямь неизвестно. И пока наука пытается что-то мычать об амазонских растениях, чей сок размягчал камни и о гравии, которым усыпали дорогу, чтобы тащить монолит, паранаука спокойно объясняет всё лазерами, бластерами и инопланетным вторжением.

Это что касается Акапаны. Ну а Каласасайю, подземный храм и врата пумы Пумапунку мы посмотрим в следующий раз.

1 комментарий:

  1. Вроде там и японцы ещё к финансированию раскопок были причастны. Ну а по части ЕС-науки очевидно недовольство тем, что эти южноамериканские цивилизации вдруг оказываются древнее моисейской.

    ОтветитьУдалить