Сегодня рассказ, фактически, о том,
чем закончилось моё прошлогоднее путешествие (ну, если не считать ещё полутора
дней в Тиране). Городок Улцинь на самом юге Черногории.
Улцинь специфична в нескольких смыслах. Во-первых, несмотря
на то, что город находится в Черногории, населён он, в основном албанцами. Тут
албанцы составляют больше 70% населения, поэтому мечети тут находятся рядом со
старыми церквями.
Причём, надо сказать, что тут их больше, чем в Албании – в Югославии
то принудительного атеизма не было. Утренние вопли муэдзина на рассвете
приходилось слушать по нескольку раз: как только смолкала одна мечеть, начинала
вторая, в паре сотен метров.
Главная улица Улцини носит имя Георга Кастриоти, ака
Скандербега. Впрочем, памятник тут стоит совсем другой героине албанской нации,
Матери Терезе.
А ещё недавно бульвар назывался по имени совсем другого
деятеля. Не знаю, как в Черногории, а вот в Сербии Тито реально ненавидят. За
то, что хорват, за то, что коммунист, за то, что осложнил отношения с Россией, за
то, что почикал сербских националистов четников после войны. Тут вот хотя бы
табличка осталась.
Вторая особенность Улцини в том, что это самое солнечное
место в бывшей Югославии. Тут более двухсот солнечных дней в году. Отсюда
Улцинь – популярный курорт, знаменитый своей «Велкой Плажей», протянувшейся на
юго-восток от города аж на 17 километров, почти до албанской границы. В конце это
«плажи» находится и знаменитая Ада-Бояна – самый известный нудистский курорт Восточной
Европы. А это не «Велика Плажа». Это «Мала Плажа» в центре города.
Я был в Улцини в начале сентября, и народу на пляже было уже
мало. Воображаю, что там творится в пик отпускного сезона.
Слава Б, есть в Улцини и более тихие пляжи, к примеру, вот
этот небольшой галечный «Лиман», буквально в паре сотен метров от засиженной «Малой
Плажи». Сюда я купаться и ходил.
Говорят, «Лиман» очень любят русские. Русских, кстати, тут существенно
меньше, чем в Будве (Будва к аэропорту Тивата ближе), но всё равно довольно
много.
В целом Улцинь – довольно сонный и ленивый курортный городок,
раскинувшийся на склонах невысоких гор.
Хотя, история тут тоже имеется, да ещё довольно бурная.
Сколько раз он переходил из рук в руки – бог весть. Город был иллирийским, греческим,
римским, сербским, венецианским, турецким, албанским… Есть тут и старая
крепость на мысу между Малой Плажей и Лиманом.
Вот, с другой получше видно, хотя тут свет падает не лучшим
образом. Не столь шикарно, как в Которе, а тем более, Дубровнике, но всё таки
что-то.
Говорят, что крупная кладка в основании – старая иллирийская
крепость.
Потом её неоднократно донадстраивали.
Заходим вовнутрь.
Ну, тут, в принципе, тоже узенькие улочки, мощёные камнем и
идущие под уклон, как я люблю.
Где-то на такой улочке меня остановила пара лет пятидесяти.
Мужчина на ломаном английском спросил, не ду ли ай спик инглиш.
-Yes,
sure, - ответил я.
Мужик начал мучительно подбирать слова, когда женщина,
стоявшая за ним возвела глаза к небу и спросила не то его, не то меня: «А может
и по-русски?»
-Можно и по-русски, - согласился я. Тётка скорчилась от
хохота. Мужик, заметно покраснев, спросил меня, где тут содержался в плену
Сервантес.
С Сервантесом тут такая городская легенда. Город, изначально
назывался «Колхиникум», но с каждыми новыми хозяевами название менял. При
венецианцах он назывался Дульциниум. Отсюла легенда, что Сервантес, проведший пять
в турецком рабстве, был заключён тут, а свою Дульсинею Тобосскую назвал в честь
Улцини. Увы, Сервантес был писателем, и своё пребывание в турецком плену описал
сам. В Алжире его пять держали. О чём я мужику и сказал. Тот помотал головой и
сказал, что про это знает, но всё же, где тут его держали? Ну, что сказать,
если единственным свидетельством приебывания Серванетса в этом городе является
имя персонажа его книги? Может, где-то тут?
Но знаменитый пленник тут всё же был. Саббатай Цеви (он же
Шабтай Цви), еврейский «мессия» и лидер довольно мощного еврейского движения в XVII веке,
доставивший немало неприятных ощущений, как турецким властям Палестины, так и
иудейским авторитетам по всей Европе и Ближнему востоку. Когда турецкий султан
ощутил под седалищем неиллюзорную сковородку (евреи уже начали поговаривать об
освобождении Константинополя), он предложил Цеви принять ислам или прощаться с
жизнью. Неизвестно, как бы история повернулась, принеси Цеви себя в жертву, но
он, как здравомыслящий иудей, выбрал ислам. Это привело к резкому падению его
авторитета среди избранного народа. Впрочем, впоследствии, живя в Адрианполе,
Цеви ещё пытался проводить какие-то активистские действия, так что в итоге султан
сослал его в Улцинь, где он через четыре года и помер.
А в крепости, кроме развалин минарета остался ещё вот такой
фонтанчик-шафарис. Возведённый, если я правильно прочёл надпись, в 1784 году.
Музей, увы, не работал, так что я в нём не побывал.
Улочки старой Улцини носят несомненные приметы современности
в лице электрических ламп и спутниковых тарелок.
Что меня в подобных городках прикалывает, так это то, что
тут люди живут. Поэтому сушащееся бельё является моим излюбленным мотивом в
исторических городках.
А вот предназначения этих ушек на стене возле окон я так и не понял. Возможно, тут крепилось что-то, что помогало загораживать окна от солнца.
В целом, даже с попытками украсить, старая Улцинь выглядит довольно скромно.
В целом, даже с попытками украсить, старая Улцинь выглядит довольно скромно.
Над Улцинью начали сгущаться сумерки.
В городке заканчивался курортный сезон. Заканчивалось и моё
балканское путешествие. Окончание следует.
Всё понравилось кроме галечных пляжей - уже и позабыл, что бывают пляжи без песка. :)
ОтветитьУдалить