Честно говоря, были даже сомнения: а нужно ли вообще писать про этот Санта Крус? В самом городе я особо много времени не провёл, фотографий у меня почти нету, поскольку ничего особо интересного я там и не видел, и эмоций положительных, да и вообще каких либо эмоций, он у меня почти не вызвал, и особо приятных воспоминаний о нём у меня нету. Но потом решил всё же написать. Говорят, театр начинается с вешалки, а для меня Боливия началась с Санта Круса. Руссо-туристо в Боливии бывают не часто, и въезжают, как правило, посуху из Перу. Редкостные (среди общего числа туристов, а не среди путешествующих самостоятельно) психи пользуются дорогой через Санта Крус, ибо напрямую из Европы в Боливию добраться геморно и дорого, и, пожалуй, самый простой и дешёвый путь – это через Сан Паулу. Некоторые, правда, и этот путь проделывают посуху через Пантанал, а после перехода боливийской границы садятся на поезд. Но и они в итоге оказываются в том же Санта Крусе. Первоначально этим путём хотел добираться и я, но потом прикинул, сколько это займёт времени, и выбрал три часа на самолёте. Проигрыш в цене совсем небольшой.
Географически Боливия делится на четыре части. Главная из
них – конечно, горная Боливия, занимающая западную треть страны. Восток делится
на три неравные части: Боливийскую Амазонию на севере, небольшой кусок Гран-Чако
на юге (когда-то он был больше, но его Боливия потеряла в Чакскую войну в 1930-е
годы) и восточные равнины между ними. Большая часть равнин занята боливийским
Пантаналом, ну а на западной его окраине, там, где болота уже кончаются, а горы
ещё не начинаются, и расположен город Санта Крус. Первый взгляд на боливийскую землю из иллюминатора.
Санта Крусов, как в Америке,
так и в Испании, полно. Только в США их не менее трёх. Но при этом важно помнить,
что название «Санта Крус» часто сокращённое (длинные имена в испаноязычных
странах не редкость). Этот конкретный официально называется «Санта Крус де ла
Сьерра», «Святой Крест Предгорий».
Город , на самом деле, незауряден. Основан он был ажно в XVI веке, что по его виду и
не скажешь. А всё дело в том, что до середины XX века это было
форменное захолустье на задворках, в стороне от основных событий, которые
разворачивались в горной части страны. Ещё в 1950 году всё население города
составляло жалкие 17 тысяч. Ну а уже после Чакской войны, закончившейся для
Боливии очередной территориальной потерей, тут закипела жизнь. Поднялось
сельское хозяйство, построили железнодорожную ветку в Бразилию, а потом и в Аргентину,
а главное, стали осваивать нефтяные месторождения. К нашему времени Санта
Крус подошёл, как самый большой город
Боливии, Больше официальной столицы Сукре и фактической столицы Ла Паса. В
самом городе живёт около полутора миллионов человек. В городе с пригородами –
свыше двух миллионов.
Несмотря на внушительно население, урбанизировано это
поселение не шибко. Практически весь город, от окраин, до самого центра,
состоит из двухэтажных домиков. Многоэтажек тут почти нет. Говорили, что у них
слабые песчанистые грунты, да к тому же ещё и трясёт изредка, поэтому
небоскрёбов тут, как в Ла Пасе, строить нельзя. Возможно, это правда, но
несколько зданий этажей по десять-двадцать всё же можно заметить.
Нету в городе практически никакой исторической колониальной
застройки, хотя и основан он был во времена католических миссионеров, понаоставлявших
кучу развалин по Аргентине, Парагваю и Бразилии. Ну, на главной площади есть
Базилика Святого Лоренсо.
Несмотря на обещание красивых видов со смотровой площадки,
ни хрена особенно интересного оттуда не открывается.
В окрестных кварталах есть несколько типичных галереек века XIX, но никакого ансамбля,
хотя бы как в Кочабамбе, они не образуют. Ла Пас, не говоря уже о Сукре или
Потоси, гораздо интереснее.
Впрочем, планировка в городе довольно чёткая. В какой-то
мере, Санта Крус – сородич Москвы, ибо в плане представлял радиально-кольцевую
систему, которая, впрочем, как и в Москве, начала сбиваться в последнее время.
В отличие от Москвы, где кольца формировались веками, и носят свои исторические
названия, тут всё незамысловато: Первое кольцо (самое внутреннее), Второе
кольцо, Третье… и так до Десятого, которое уже вовсе не кольцо, а его сегменты.
Ну а внутри Первого кольца, как это во всех городах Южной (да думаю, и не
только Южной) Америки, где позволяет рельеф, всё расчерчено улицами на ровные и
регулярные прямоугольнички кварталов.
Центр более или менее чистый. Но окраины довольно пыльные.
Хотя какие окраины? По приезду я жил на Третьем кольце, это считается почти
центр. Несмотря на чёткие ориентиры, нашёл я гостиницу не сразу. А уж что
говорить про следующий день, когда меня привезли из Самайпаты и высадили из
машины непонятно где.
-А что это вообще за место?
«Это? Вон Второе кольцо».
-И как теперь добираться на север Третьего?
«А, сеньор, возьмите такси».
А прежде чем я нашёл таки такси, я имел довольно стрёмную
прогулку по улице, обочины которой были, как и в Бангкоке, заняты толкучкой. Только
вот общественный транспорт тут существенно хуже, чем в Бангкоке. Впрочем, в
Боливии он везде неразвит. Про трамвай или троллейбусы можно и не заикаться. Нет
даже городских автобусов. Есть только система маршруток «микрос» размером с
наши пазики. В системе чёрт голову сломит. Честно говоря, эти самые «микрос»
меня пугали почти всю поездку, пока в Потоси я от этой фобии не избавился.
Как ни странно, это самый богатый город Боливии. Впрочем,
самой заметной стороной этого богатства была его дороговизна. Если в Ла Пасе
передо мной извинялись за одноместный номер стоимостью 100 боливиано (450
рублей), а по остальной Боливии я платил 50-80 боливиано за гостиницу, то тут
самый дешёвый вариант из найденных мной стоил 120. Про заказанный через «букингком»
Остал Лос Авентурерос уже и не говорю. Он стоил где-то 150, хотя ничего
особенного собой не представлял. Да ещё и расположен был чёрт те где на отшибе.
Впрочем, центр, как я уже сказал, не особо интересен. Есть симпатичная тенистая
плаза, ну и всё.
Ещё одним следствием местного богатства является местечковый
автономизм, плавно перетекающий в сепаратизм. Ну, в общем, когда денег на всех
не хватает, желание регионов-доноров оставить себе побольше - закономерный
процесс. А уж если на него накладываются этнические вещи, то тут вообще тушите
свет. В Санта Крусе, как и везде в Боливии, преобладает население индейского
или метисного происхождения, но тут почти нет горных индейцев кольяс. Зато
много гуарани, тех самых, которых я видел в Аргентине, и которые мне напоминали
цыган. А тут я видел лозунг «Мы – гуарани, мы автономны!».
Уж не знаю, каких прав индейского населения требовал этот. Понимать их можно по разному.
Не хрена тут делать. Боливия начинается с Санта Круса, театр
с вешалки, и не фиг у вешалки задерживаться. Поедем дальше.
Сурово Вы с Санта Крусом расправились.
ОтветитьУдалитьДа вовсе нет. Стоит Санта Крус на том же месте, моей расправы даже и не заметил )
УдалитьА у меня тоже есть несколько похожих фотографий оттуда, но ощущения от города остались более многоплановые, поскольку остановился там не по прибытии, а перед оьратным вылетом. Да и по равнинной части департамента Санта-Крус успел проеххаться за полгода до того. Потом изложу это в соответствующей хронологической увязке
ОтветитьУдалить