Для меня это самый настоящий город-символ интереснейшей южоамериканской страны. "Город четырёх названий", основанный испанцами на заре колонизации региона, но не без индейской предистории. Город белокаменных церквей, собрат Владимира и Суздаля в каком-то смысле. Первая столица Боливии, по сей день хранящая этот титул в Конституции, да и не все ветви власти из нее разбежались, судебные так и сохраняют здешнюю прописку. Город расположенный среди центральных гор и долин, на умеренных для Боливии высотах около 2800 м, и таким образом, не чужих как для обитателей западного плоскогорья, так и для соседей с восточной низменности. Город самого настоящего городского размера — не мегаполис и не городок, а именно город, нынешнее его население от четверти до трети миллиона. С красивыми площадями, хорошей планировкой улиц, своим собственным архитектурным стилем, и с многими другими признаками того, что он состоялся.
Чуть было не написал в заголовке "Исторический центр города Сукре,...", но подсмотрел на сайте ЮНЕСКО: в отличие от многих других подобных случаев, там не выделена какая-то особая часть старинного, но несколько разросшегося города. Тоже не имею против этого никаких возражений, у меня осталось ощущение очень плавного и гармоничного перехода центра Сукре в его окраины, а свидетельств его седой истории в признаки современности. То есть непонятно где и как там чертить границу "исторического центра", но присудил бы место в списке Всемирного Наследия уже только одной центральной площади города, Plaza 25 de Mayo, вкупе с ближайшим окружением — порядка двух кварталов в каждую сторону.
Архитектурный ансамбль этого квадрата со стороной примерно полкилометра очень достойный и имеет несомненную историческую ценность.
А вот как аргументирует свое решение ЮНЕСКО, формулировка на сайте довольно компактная, и есть официальная версия на русском: "Сукре, первая столица Боливии, была основана испанцами в первой половине XVI в. Хорошо сохранившиеся религиозные здания XVI в., такие как Сан-Ласаро и Санто-Доминго, иллюстрируют смешение местных архитектурных традиций со стилями, заимствованными из Европы."
Т.е. главная ценность именно в архитектурном наследии первых колониальных десятилетий. Поэтому пока забудем о самом древнем из четырёх имён этого города и окружающей его местности, слово "Charcas" употребляли местные индейцы, имевшие некоторую автономию в составе скоротечной империи инков, а также признаки собственной государственности в доинкские века. Но современной крестоносной псевдоцивилизации до этого дела нет, заслуживающая ее внимания история Сукре начинается с 29-го сентября 1538-го года, когда испанцы основали в Charcas свой город с чёткой прямоугольной планировкой (у них везде кварталы примерно 100 на 100 метров — отсюда и моя оценка размеров центрального сектора 5 на 5 кв.). И название ему дали очень благозвучное: "Ciudad de la Plata de la Nueva Toledo". А уже с 1559-го года город стал столичным, испанская корона разместила здесь свою структуру местного управления, под названием "Audiência de Charcas", и подчинила ей огромную территорию, сейчас на ней умещаются: почти вся Боливия, весь Парагвай, север Аргентины, север Чили и юго-восток Перу. И главной ее задачей было организовать добычу, переработку и вывоз серебра, отсюда и словечко "la Plata". Успех этой мисси был обусловлен в основном за счет разработки месторождений в горе Cerro Rico, на расстоянии всего примерно 150 км от нового административного центра (ныне это исторический город Потоси, 1-й Памятник ЮНЕСКО в Боливии).
В 1624-м в "городе Серебра" был основан первый ВУЗ — Universidade São Francisco de Xavier, и в дальнейшей истории его роль как университетского центра только возрастала. Что касается церковных построек, то выше было сказано ясно: уже в XVI-м веке, т.е. в первые 60 лет существования на этом месте испанского города, были созданы самые-самые ценные из них, начиная с двух: церквей Сан-Ласаро и Санто-Доминго. На самом деле первую стоило прочитать как Сан-Лазаро, а между этими двумя в английском, французском, испанском и голландском вариантах упоминается ещё и самая известная из церквей Сукре — Сан-Франциско.
Мне заслуженно повезло: мимо этого монумента истории многократно перемещался между выбранным в Сукре отелем и самой интересной частью города. Соотвественно, бывал и внутри сооружения, однажды даже немалое время там провёл. Извиняюсь, вытащить из рюкзака фотокамеру как-то не подумал, помешало врождённое чувство гармонии. Да и чутьё фотографа тоже, нет там ничего из ряда вон, всё просто. Ниже будет снимок из другой подобной церкви несколько более сочно передающий суть обстановки внутри.
А вот что касается Санто-Доминго, то это неоспоримо: внешний вид и обстановка совершенно вдохновляющие. И расположение не менее благоприятное — на той самой улице Calvo ("Лысого"), по которой служащие центра туристической информации рекомендуют подниматься от главной площади Сукре к его самому красивому месту - смотровой площадке и конвенту Recoleta. И всего лишь в одном квартале от периметра первой, т.е. в самом-самом центре. Благодаря этому факту, проходил там многократно и более чем в четырёх разных направлениях (иногда заворачивал за угол). И всякий раз задерживался чтобы внимательно посмотреть на это очень востребованное здание, знакомьтесь, Церковь Святого Воскресения (1609) и ее окружение:
Но первой в списке двух-трёх значится всё-таки церковь Сан-Лазаро (San Lázaro — 1544). Не удивляйтесь, но она находится всё на той же Calle Calvo (улице того же самого "Лысого"), в трёх кварталах выше по рельефу, т.е. уже ближе к вершине Ла Реколета. Мой броуновский стиль освоения исторических кварталов заносил туда примерно вдвое реже, т.е. раза три-четыре, но эмоции были тоже сильными. Ещё и потому что в этом храме не наблюдалось череды свадьб и других важных социальных церемоний.
Было просто спокойно и красиво, плюс к тому, обе пересекающихся улицы тут становятся шире.
Раз уж мы внимательно патрулируем эту улицу (извиняюсь, название выше), то не забудем и Церковь Св. Клары (Igreja e Museu de Santa Clara): там действительно сейчас настоящий музей, и находится это всё примерно на полпути между двумя соседями с более официальными рекомендациями. Всё правильно, Санта-Клара уже от века 17-го (1639), но всё же не проходите мимо.
А в официальные часы работы (по рабочим дням с 14-ти до 18-ти, а по субботам ещё короче) можно заглянуть и внутрь.
Но вернёмся к этой самому обороту "здания XVI в., такие как". Два процитированных индивидуально (или все три, если не по-русски) мы уже оприходовали. Можно при желании добавить ещё и кафедральный собор, если учесть дату его основания (1551), а не окончания постройки (1633).
Было очень кстати напомнить что Сукре работал Иберо-Латиноамериканской Культурной Столицей в прошлом 2013-м году (к которому и относится этот снимок).
Ну а где ещё эти самые "такие как"? Чтобы не быть многословным, начну со старейшей церкви Города Серебра — Св. Себастьяна (1539). Спешка с началом обращения индейцев в христианство определила скромные размеры и сжатые сроки сдачи в эксплуатацию этого важного объекта:
А находится он немного за рамками очерченного мною идеального квадрата — в двух кварталах к востоку от центрального рынка по Calle Junin.
При этом на самом периметре квадрата, с противоположной его стороны, очень интересно посетить целую пару церквей. Если двигаться от Кафедрального Собора и площади 25-го Мая на запад (юго-запад-запад) по Calle Nicolas Ortiz, то уже в двух кварталах манит силуэт Ла Мерсед — Iglesia de La Merced (1581-1630)
Этот маяк выводит на один из самых замечательных перекрёстков города, с улицей имени той самой Juana Azurduy de Padilla, светлая ей память. Но маршал Хуана Падилья это персонаж другого слоя истории, промежуточного между нашим и тем, о котором сейчас речь, поэтому поговорим о ней в другом репортаже. А пока вернёмся в наши дни. Этот перекрёсток оснащён небольшим участком зелени, который называется Plazuela Flavour. Главным украшением этой единицы градоустройства должен служить памятник то ли героям то ли жертвам войны в Чако, но он оказался изъятым на реставрацию, а от публикации фото осиротевшего постамента воздержусь. Ведь мы сейчас прямо перед фасадом той самой церкви Ла Мерсед:
Но этот один из самых романтичных уголков Сукре больше известен под знаком другой своей церкви, не столь видной издали, но более объёмной и гостеприимной San Felipi Neri (тут уже XVII-й век в чистом виде, и примыкающий к ней конвент продолжает действовать)
Здесь можно и заглянуть внутрь, за компанию с празднующими свои частные праздники гражданами.
Чтобы не скатываться в формальную беготню за всеми оставшимися признаками прославленного ЮНЕСКО XVI-го века в нынешнем городе Сукре, от души порекомендую церковь San Agustín — Maria Auxiliadora (1564)
У неё совершенно своеобразные планировка и фасад, а по дате всё вполне соответствует формулировке "здания XVI в."
Из остальных построек этого стиля представлю ещё один только образец — Церковь и Конвент Св. Терезы:
Этот комплекс Ордена Босых Кармелиток (Carmelitas Descalzas de Santa Teresa) действует здесь с 1655-го года, его адрес Calle Fr. José Antonio de San Alberto, 402 (немного южнее очерченного мною супер-квартала). Добро пожаловать на ежедневную миссу в 7 утра.
Это было укороченное повествование о белокаменных церквях Ciudad de la Plata, делегировавших город ставший потом Сукре в заветный список ЮНЕСКО.
Нынешнее (уже четвертое по счету) название город получил в 1839-м году, когда он был полноформатной столицей нового государства Боливия. Новое имя одолжил один из лидеров борьбы за независимость тогдашних южноамериканских колоний от Испанской Империи, Antonio José de Sucre (1795, нынешняя Венесуэла — 1830, Колумбия). Лидером он был не простым, а очень даже боевым, прославился как командир мятежников в битве при Аякучо (Ayacucho, 1824), когда добился капитуляции десятитысячного (т.е. в полтора раза более многочисленного) войска колониальных властей. Но это уже другая страничка истории, более подробно о ней и о некоторых других секретах бесконечного Сукре можно будет узнать в продолжении.
А свой первый репортаж из сердца Боливии закончу с Реколета, вид откуда на центр уже показал в самом начале. Эта интересная площадь находится в восьми кварталах от центральной, Plaza 25 de Mayo, в южном направлении. С юго-восточной стороны находится самая гармоничная из церквей Сукре и прилегающий к ней конвент — El convento de nuestra Señora de Santa Ana del Monte Sión, они основаны в 1600-м году.
Строения юго-западной части периметра площади тоже красиво смотрятся, но они не столь возрастные, возведены в 1875-м году для колледжа францисканцев, переехавшего туда из самого старинного конвента Св. Франциска.
Крутой обрыв по северо-западной кромке площади Реколета обустроен в виде крытой галереи, которая даёт отличный обзор чуть ли не всего города.
Обязательно пройдемся по этим кварталам ещё хотя бы пару раз, чтобы как следует проникнуться их красотой и гармонией, а также узнать ещё кое-что из истории этой страны...
Комментариев нет:
Отправить комментарий