пятница, 2 января 2015 г.

День восьмой: Байкал - Тальцы - Иркутск - и снова рельсы

Виктор Пастухов,  из путешествия ТРАНССИБ с востока на запад (июнь-июль 2011) 

Ещё один очень насыщенный день, но уже не такой сфокусированный как предыдущий, хотя иначинался он тоже на Байкале. Но после полудня закрутилось-завертелось так, что в качестве его эмблемы выбираю не единый снимок этого феномена, а составное полотно, в котором преобладает город Иркутск:



Но обо всём по порядку. Всё-таки первая половина дня прошла в почти непрерывном наблюдении озёрной глади, хотя мы не удержались и от обследования ещё нескольких уголков Листвянки.



За ночь совсем стихло и прояснилось. Прозрачность воды и неба достигли абсолютного максимума, а спокойствие водного зеркала очень сильно к нему приблизилось.



Особое внимание привлекали судно на подводных крыльях (классический советский "Восход") и снежные вершины на той стороне озера, по которой мы проезжали вчера утром. Причём там с соседнего участка берега их вовсе не было видно, главные вершины там прикрыты от обзора ближними холмами. Но будет уже смотреть назад, сегодня мы продолжим своё продвижение вперёд, на запад!



И при этом вернёмся на другой берег Ангары.



Но сначала продвинемся по этому, левому, километров на 70 вдоль течения этой реки, куда-то туда...



Первая остановка - архитектурно-этнографический музей «Тальцы»



Очень интересное место, впечатляющий комплекс образцов деревянной архитектуры Сибири, перехавших сюда из разных мест. И при этом с действующими мастерскими народного творчества, тематическими выставками, предметами быта сохранившимися с прошлых веков...



...А вот и Иркутск.  Шоссе плавно переходит в широкий городской проспект. Потом красивые  площади и монументальные административные здания на них. Пешеходный участок нашей экскурсии начался с этой открытой фотовыставки на тему истории города.



Теперь отдадим должное религиозной архитектуре этого исторического города, претендующего на включение в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.



И скорее на набережную Ангары! В пятницу сюда один за другим прибывают свадебные караваны. Участок вправо от памятника генералу Белобородову тогда ещё только строился. А в левую сторону начинается "старая набережная", с её тенистыми аллеями.



Завершается "старая набережная" грандиозным памятником Александру Третьему, это сейчас, пожалуй, самая известная из достопримечательностей города. Есть на ней и ещё один памятник, ещё более известному человеку.



Мы вовремя вышли на этот участок берега! Катер на воздушной подушке завершил очередную прогулку и выпорхнул на берег в ожидании новых пассажиров. Очереди или прямой конкуренции не было, быстренько укомплектовались, и вот уже летим над Ангарой, "низэнько-низэнько", как говорится.



После высадки на том же месте, продолжаем прогулку по кварталам Иркутска. Классика деревянной архитектуры. Драматический театр, памятник всё тому же Вампилову рядом. В скверике две симпатичные дамы распивали бутылку шампанского из пластиковых стаканчиков. Сразу вспомнилась одна парижская сцена, но там пара была консервативно гетеросексуальной. И парень умудрялся элегантно транспортировать не только бутылку, но и два хрустальных фужера, обнимая свою подружку при передвижении между частыми привалами для распития и поцелуев. А где же парни этих двух милашек? Неужели утонули как Вампилов? Или пока ещё только пьют водку перед очередными подвигами?



День ещё не совсем заканчивается, но почему бы не отпустить нашего гида-водителя и не приземлиться на ожидающем нас на том берегу вокзале? 



И последние два часа перед стартом базировались уже на вокзале. Не то, что бы сильно устали, или так хотелось поскорее уехать дальше. Нужно было кое-что закупить в дорогу, в интернете показаться наконец. 

Как раз в интернет-салоне и случилась эта маленькая встряска. Вдруг услышал, как к стойке причалили несколько иностранцев (североамериканцев, видимо), с билетами в руках, и пытаются что-то выяснить. Несчастные, даже не сориентировались, что эта контора не очень из железнодорожной оперы, хотя и находится внутри вокзала. А служащие конторы заметно растерялись, не зная как покорректней отправить пришельцев в справочную. Подошёл на помощь и оказалось, что вопрос пустяковый: подтвердить, что время в их билетах действительно московское, а также проверить их пересчёт в местное. Видимо какой-то турагент вручил им проездные документы и махнул ручкой: «Тут всё ОК, как заказывали, дальше сами разберётесь».

А ехали они не куда-нибудь, а в Улан-Батор, причём ещё только через пару дней. Ясное дело, оттуда дальше в Пекин. Почему-то у многих иностранцев считается, что маршрут "TRANSSIBERIAN" это не Москва – Владивосток, а только его трансмонгольское ответвление на Пекин. Или, в лучшем случае, их какая-то смесь. А вот, кстати, и поезд, следующий по этому маршруту, но только в направлении на Москву. 


Этот поезд ( ходит 1-2 раза в неделю) нам тоже подошёл бы, но он идёт немного быстрее, чем нужно для оптимального времени прибытия на наш следующий пункт. И тарифы там неоптимальные, наверное он обслуживает в остновном плохо разобравшихся в обстановке интуристов. 


Снова в путь

Около 19 ч. вечера стартовали на самом длинном своём участке (2477 км до Омска), и будем теперь 40 часов в пути до Омска (на пару часов меньше, чем на втором участке нашего путешествия, Хабаровск – Чита). 

Мы отправились немного позже "пекинского", и в обычном ритме «скорого», а не суперэкспресса. При этом по самому удобному для нас расписанию, и намного дешевле, чем даже на любом из остальных «скорых». Скорее всего, тоже по причине международного статуса поезда, это 063Б белорусской ж.д., «Иркутск – Минск». Вот так мы и оказались на белорусском участке ТРАНССИБа в нашей собственной редакции. И именно белорусский колорит компании оператора поезда и стал одним из главных гвоздей программы на этом четвёртом дорожном этапе.

Отъезжаем из Иркутска в каком-то новом для себя состоянии. Пока ещё не усталость, пока ещё не опустошение, но что-то уже не то, предвестники, наверное. Формально, ещё остаётся больше пяти тысяч километров, из тех 9288-ми, вот-вот доедем до середины пути. Но чувство такое, что основное уже позади, адреналин резко понизился, и осталось только докатиться по инерции до дома. И в самом деле. Знакомство с Байкалом уже состоялось, с Приморьем тоже. Позади и внепланово нас порадовавшие города Хабаровск и Чита. Все намечавшиеся встречи с новыми и старыми друзьями...

Закончились даже путешествия в плацкартных вагонах, теперь будет два участка и три ночи в купейных, прямо до нашего Оренбуржья. А тут ещё и приличный нестарый вагон, и кондиционер работает.

Позади и та, новая для нас Россия, что между Байкалом и Тихим Океаном, назовём её Восточной. Теперь у нас есть уже четыре: Россия–Москва, Россия-Питер, Россия Восточная, а вот уже и едем по самой обычной. Да-да, Иркутская область западнее её столицы это самая настоящая Россия-Россия. Рельеф стал более плоским, дороги и вдоль и поперёк, полоса вдоль железной дороги заселена неслабо. И электрички обычные...

Но с реками тут богаче. Сначала едем вдоль Ангары, кое-где её даже видно. Но чаще можно только угадать укрывающую реку складку рельефа. Зато пересекаем мощные притоки, начиная с Иркута, ещё в черте города Иркутск.

Понемногу темнеет. И уже в темноте совершаем законную пешую прогулку перед сном. На станции с запоминающимся названием ЗИМА. Ещё запомнился памятник локомотиву на привокзальной площади. Тем, что это был НЕ ПАРОВОЗ. Тоже пожилой, но электровоз, короткий такой, почти кубического формата.

И ещё группа прилично одетой молодёжи, гулявшая из конца в конец платформы и распевавшая под гитару ... религиозные баллады. С высоким качеством исполнения, да и ритмы-мелодии приятные и вполне подходящие. 

После Зимы - отбой...



2 комментария:

  1. В каком-то детском советском стишке было про станцию Зима, я хорошо запомнила. Вообще, читаю и вспоминается давно забытое по советским стихам и песням. Навстечу утренней заре по Ангаре...
    Это не ностальгия, просто, о тех местах много писали, а потом полное затишье.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Несмотря на затишье на его счёт в прессе, регион оставил впечатление крепко стоящего на ногах. И сам Иркутск, и цепочка приангарских городов. Это один из элементов того станового хребта России, который выдержал "переходный период".

      Удалить