Виктор Пастухов, репортаж из путешествия Самайпата, Потоси, Сукре и другое - исторические памятники Боливии (сентябрь-октябрь 2013)
В изначальном варианте этого моего маршрута по Боливии знакомства с городом Оруро вовсе не предполагалось, хотя не оказаться хотя бы поблизости от него тоже невозможно: собирался просто проехать мимо на ночном автобусе Кочабамба – Потоси. Но распробовав такое дорожное развлечение как виды из окна автобуса в горной части Боливии, к моменту отъезда из Кочабамбы решил напрочь отказаться от ночных переездов: только днём, и глядя в окно широко раскрытыми глазами! Ввиду особенностей расписания, а оказалось что дневные рейсы есть только на меньшие расстояния, понадобилась и пересадка в Оруро, причем с остановкой на ночлег. И хотя достойную экскурсионную програму такая остановка не вмещала (понадобилось бы приземляться на две ночи как минимум), все же появилась возможность для первого знакомства с Оруро, пусть очень короткого и поверхностного.
Хотя Оруро (основан в 1606 г., высота 3735 м, население 265 тыс. чел.) и невелик в сравнении с тройкой крупнейших городов Боливии (Ла-Пас/Эль-Алто, Санта-Крус, Кочабамба), вместе с Сукре, Тариха и Потоси он образует второй эшелон городских центров. А как транспортный узел он чуть ли не самый значимый в стране, благодаря своему расположению у фокуса ее дорожной сетки.
Судите сами:
— через Оруро проходит национальное шоссе №1 Ла-Пас – Потоси – Тариха – Бермежо (погранпереход с Аргентиной);
— немного южнее города от него ответвляется шоссе №30 на Уюни и Вильязон (ещё один погранпереход с Аргентиной), дающее также выход и к погранпереходу в Чили;
— здесь начинается шоссе №6 на Сукре, уже почти полностью заасфальтированное;
— шоссе №4 Ла-Пас – Кочабамба – Санта-Крус – Пуэрто-Кихарро (погранпереход с Бразилией) проходит всего в нескольких десятках километров севернее Оруро, оно доступно как по №1 в сторону Ла-Пас, так и по специально построенному спрямлению в сторону Кочабамбы (шоссе №12).
Таким образом, большая часть всех автодорожных маршрутов Боливии завязана на узел Оруро, что и делает автовокзал этого города одним из главных пересадочных центров.
В изначальном варианте этого моего маршрута по Боливии знакомства с городом Оруро вовсе не предполагалось, хотя не оказаться хотя бы поблизости от него тоже невозможно: собирался просто проехать мимо на ночном автобусе Кочабамба – Потоси. Но распробовав такое дорожное развлечение как виды из окна автобуса в горной части Боливии, к моменту отъезда из Кочабамбы решил напрочь отказаться от ночных переездов: только днём, и глядя в окно широко раскрытыми глазами! Ввиду особенностей расписания, а оказалось что дневные рейсы есть только на меньшие расстояния, понадобилась и пересадка в Оруро, причем с остановкой на ночлег. И хотя достойную экскурсионную програму такая остановка не вмещала (понадобилось бы приземляться на две ночи как минимум), все же появилась возможность для первого знакомства с Оруро, пусть очень короткого и поверхностного.
Понятно что немалое внимание было уделено автовокзалу и его окружению, тем более, что получил запросы от знакомых путешественников по поиску расписаний автобусов подходящих для их будущих маршрутов. Но начать пришлось с беготни по соседним отелям, в отличие от других боливийских городов, приземлиться в первом на который положил глаз не удалось, цена там была подходящая, а мест свободных уже не оставалось. Чтобы не тратить на поиск ночлега весь остаток светового дня, сменил алгоритм на ускоренный: пошёл в самый шикарный с виду отель, решив что остановлюсь там, если цена не превысит полутора сотен местных денег ( +25% от того что заплатил днём раньше за очень приличный отель в Кочабамбе ). Так оно и вышло, цена в этом красиво застеклённом отеле «Опорто» со скрипом вписалась в этот лимит, мест сколько угодно, номер понравился, да и всё прочее располагало к этому месту.
И вот уже забросил рюкзак в свой номер на 4-м этаже, перед выходом в город подсмотрел из окна его предвечерний облик, и направляюсь к центру. Нужно сказать, что при предварительной проработке маршрута не получил ни одного совета касательно достопримечательностей Оруро, только совсем наоборот – несколько призывов проехать мимо и не тратить на него времени, если окажусь там не в дни Карнавала. Изучая этот вопрос самостоятельно, приметил одно место – Храм Девы Марии, где этот карнавал и проводится, по сути этот праздник в Оруро и есть фольклорный фестиваль в честь Богоматери. Но не счел этого достаточным аргументом для остановки в городе, поэтому даже не распечатал схемы его улиц, а запланировав там ночлег всего лишь днём раньше прибытия, успел посмотреть ее на интеренет и более-менее запомнить, ориентироваться там несложно. Но вот упомянутый храм находится не так близко к автовокзалу, на несколько кварталов дальше чем центральная площадь, поэтому дойти туда засветло было уже нереально, а поздно вечером там мало что увидишь. Так что придётся в этот раз довольствоваться тем, что попадает в радиус пешеходного маршрута конца дня.
И уж наверняка остается за его чертой статуя стоящая на соседней горе, сразу за центром города. Впрочем, о ней у меня не было вообще никакой предварительной информации, а ее реальные размеры и художественные достоинства можно разглядеть только вблизи, и пусть это будет дополнительным аргументом за более длительное пребывание в Оруро во время моего следующей поездки по Боливии.
А вот побывать на центральной площади города и в этот раз ничто не помешает, даже приближающийся закат солнца – такие места хороши и в вечернее время. Ориентироваться в прямоугольной сетке улиц было несложно и без карты: запомнил примерные числа кварталов, которые нужно отмерить на юг и на запад, и вот уже продвигаюсь к нулевой отметке Оруро, на каждом следующем перекрёстке выбирая более симпатичное из нужных мне направлений. И чуть было не ошибся с таким выбором на одном из этапов: западный вариант круто поднимался вверх, поэтому продвигаться на юг было бы проще. Но моё внимание привлёк какой-то яркий светильник на этой западной горке, при этом развевающийся над ним флаг Боливии ясно указывал на значимость объекта, да ии давал понятие о его солидных размерах. Вот и первое серьёзное испытание моей дыхательной системы на высотах под 4 км: солидная лестница на ставшей тут пешеходной улице. Полный порядок, ходить тут можно нормально. А виды с горки на город и окрестности вполне оправдывают это дополнительное упражнение. К тому же оказалось, что это не просто боливийский флаг, а монумент этому самому флагу, и именно на том месте, где он был поднят в первый раз, в далёком 1851-м году. Если сопоставить это событие с датой образования независимого государство Боливии, то понятно, что флаг был не единственный в его истории. Так и есть, нынешний жёлто-красно-зелёный символ государственности в Боливии называют «третьим и окончательным», и место это стало один из самых памятных в стране.
А его стратегическое возвышение над центром Оруро позволило мне не только полюбоваться панорамой, включая гигантскую статую, но и точно рассчитать остаток пути к кафедральному собору, башни которого уже получили красивую подсветку.
В сгустившихся сумерках двинулся дальше, с интересом побродил по людными улицам примыкавшим к одному из рынков, временные палатки торговцев занимали там всё проезжую часть, но ориентироваться особо не мешали. Вот и центральная площадь Оруро, вернее комплекс из полноформатной площади, занимающей целый квартал, и соседней с ней, размером вдвое меньше, на которую и смотрит кафедральный собор. После вчерашнего великолепия Кочабамбы показалось немного тесновато. Но состояние образцовое, красивые административные здания по периметру подсвечены достойно, публика тоже что надо...
Помедитировав в этой суете минут 10-15 начинаю прокладывать обратный маршрут к автовокзалу. Для скорости и разнообразия уже не через рынок, и не через памятную высоту, новая траектория прошла заметно восточнее и по более широким проспектам. А удовольствие от нее тоже получил немалое, эти кварталы оказались насыщенными роазнообразными ВУЗами и коллеждами, заполнившимися по случаю начала вечерних занятий. Энтузиазм и опрятный вид боливийской студенческой молодёжи очень порадовали, и количество её тоже было впечатляющим.
Ну а моя вечерняя сессия состоялась уже на площади автовокзала, она включала основательное знакомство с расписанием различных линий, а также блиц-визиты в некоторые другие отели, которые могут быть полезны коллегам-путешественникам, да и в моих новых поездках тоже. После этого оказалось температура быстро скользит к нулю, и что высокогорье совсем не вредит хорошему аппетиту, поэтому на ужин попробовал местный суп из баранины — после Бразилии это самая настоящая экзотика.
День шестой - 03.10.2013.
Ещё одна из задач, стоявших передо мною в Оруро тоже была успешно выполнена – выспался в респектабельном отеле отлично, отдал должное его достойному завтраку, и вот уже готов к продолжению пути. Перед сдачей номера ещё раз окинул город взглядом из стратегическо расположенного окна: холодное солнечное утро, бодрящий прозрачный воздух... И та самая статуя над городом, из-за которой в него нельзя не вернуться.
Утром успел ещё раз проинспектировать площадь автовокзала и все окрестные перекрёстки, с которых отправлялся менее формальный транспорт по интересным направлениям. Место это бойкое и харизматичное.
Со славного автовокзала Оруро меня увёз в Потоси автобус компании San Miguel отправлявшийся в 8:30. Минут двадцать за его окном мелькали довольно однообразные окраины города, а самым запоминающимся пейзажем там был вид с торца ВПП на почти не использующийся сейчас аэропорт Оруро.
Потом автобус вдруг зарулил на заправку – топливо на этот рейс решили залить уже после его официального начала по расписанию. Согласно правилам безопасности, всех пассажиров высадили ещё до въезда на территорию взрывоопасного объекта, поэтому у нас было ещё несколько минут на визуальное прощание с городом.
И только глядя в сторону центра с обочины огибающего Оруро двухполосного шоссе, сумел как следует оценить размеры возвышающейся на противоположой окраине статуи, зрительно она уменьшилась не так сильно, как можно было ожидать после такого отрезка пути. Этот феномен меня заинтриговал не на шутку, и месяц спустя, во время разбора фотографий из путешествия, накопал-таки в интернет информацию о статуе.
Официальное открытие состоялось 1-го февраля 2013-го года, и в туристические справочники это грандиозное сооружение пока (дело было 10 мес. спустя) почти не просочилось. Но в среднесрочной переспективе оно может сделать Оруро одним из самых известных направлений в Боливии.
Статуя красивая, гармоничная, одухотворённая... А по размеру (высота 45 м) превосходит знаменитые монументы Христа в Рио и в Кочабамбе. Ее уже успели обьявить и "крупнейшей в мире статуей Девы Марии" и "самым большим религиозным монументом Южной Америки", хотя на эти титулы есть и другие претенденты. Но они определённно проигрывают, и по качеству исполнения, и по месту расположения.
Белокаменный монумент возвышается над Оруро самым оптимальным образом, он стоит метров на сто выше центра города. И виден буквально из каждой его точки, а также из ближних и не очень окрестностей, чему способствует плоский рельеф окружающей местности.
Так что при следующем визите в этот город выполню работу над ошибками и познакомлюсь с ней вблизи, как и с музейным комплексом при храме. А в путешествии 2013-го года уже начинался следующий дорожный этап: Оруро – Потоси...
Комментариев нет:
Отправить комментарий