За эти два месяца своей жизни в Нагаре, я очень много ездила на самых разных видах транспорта: и на моторикшах, и на элитном такси, и на такси-вездеходах и на тракторах! На последних ездила в те места, куда никакой другой транспорт просто не пройдет, кроме разве что № 11 (для не посвященных — ноги)
Даже, казалось бы, вездесущий велосипед, в горах становится крайне бесполезной вещью! … еще на горбу тащить в гору придется, поэтому, как вида транспорта, его там почти нет… Между гродков и деревень ездят такси и моторикши. А тот местный люд, кто позажиточнее, предпочитают мотоциклы…
…это касательно только тех мест, где еще может пройти хоть какой-нибудь транспорт… … ну, а дальше? — дальше своими двоими… И многие семьи, живя в горах и на террасах гоных склонов, только так и передвигаются
Да что там горы и горные склоны? Вдоль междугороных шоссе, не редко, даже довольно далеко от населенных пунктов, то тут, то там встречаешь идуших людей
Мне нравилось разговаривать с таксистами «за жисть». И я использовала эту велколепную возможность длительных совместных поездок, чтобы как можно больше узнать о жизни самых обычных людей, их семей, о праздниках и о традициях в долине Куллу. Очень интересно было слушать и сопоставлять с той картиной мира, что разворачивалась перед моими глазами
Касательно дорог и движения по ним, характерна такая деталь, на мои распросы о ПДД, все водители искренне удивлялись про какие такие правила дорожного движения я спрашиваю?!!?!? Это невероятно, но факт! По Гималаям каждый едет кто где может и кто как умеет!
А именно потому, что те религии которые получили наибольшее распространиее в Индии (буддизм, джайнизм, кришнаизм. сиддхизм. индуизм, тантризм, и прч.) у которых основополагающий принцип — не навреди никому из живых существ, то и никаких проблем на дорогах не возникает у народа, который живет по этим жизненноважным ориентирам!
Забавно было наблюдать как люди умудряются общатся между собой при передвижении на разных видах транспорта.
Особо меня умиляло, когда таксисты могли вести каждый свою машину и, в этом на мой взгляд бардаке, еще умудряться разговаривать друг с другом о здоровье, о семье и передавать приветы общим знакомым!!!
Разговаривать?! Это я погорячилась и использовала неуместное слово! Но пока другого не подобрала… Может у вас это лучше получится?
Просто я постараюсь воспроизвести обстановку:
Вы мирно себе едете, по Гималайским меркам, довольно далеко от вашего города и вдруг таксист начинает что-то задорно орать вникуда, по-вашему мироощущению на данный момент... При этом он наполовину высовывается в окно. По-прежнему все еще никого не видно, а про слышно — это трудно описать…
Так как Индия чрезвычайно благодатная местность для любой формы жизни, а все эти формы одновременно издают самые разнообразные звуки всех октав, тональностей, и прочих остальных качеств и характеристик, какими только могут обладать звуки. Поэтому в Индии вначале испытываешь шок и глохнешь от этой звуковой какофонии и неуемного гомона, а потом … ничего даже, наверное, привыкаешь!
Так вот, ко всем этим естественным шумам на Индийской дороге добавляется совершенно дикие звуки авто. Дикие потому, что машины местного флагмана автоиндустрии ТАТА производят при передвижении гамму совершенно немыслимых оттенков, в которую одновременно входит скрежет, тарахтение, дребезжание, громыхание, скрип, бряцание и еще невесть какие совершенно неопределимые на слух звуки, и все это сверхчасто перекрывается пронзительно надрывными сигналами клаксонов
А водитель вашей машины, где мимикой и жестами, а где удается, и собственными голосовыми связками — «разговаривает» с другим таким же водилой, который едет с вами, к примеру, по пути. Но они еще умудряются так же общаться и с теми, кто едет навстречу!!!
… это с учетом левостороннего движения…
Такой спектакль я уже при всем своем желании не смогу описать — это надо быть там, чтобы — в лучшем случае не надорвать животик, а в худшем, не умереть от стресса, когда при этом на вас летит местный грузовик ТАТА, а от вашего водителя в салоне видны только ноги!!!
Так вот вернемся к машинам на дороге. Сколько километров в общей сложности пришлось проехать по Гималаям я не могу сосчитать, но моя психика никак не смогла окончательно адаптироваться к большегрузому и крупногабаритному встречному транспорту
Это все тот же антураж звуковой разноголосицы, что я описывала выше, только в него врывается еще и дикий ор 100 раз перезаписаной с местного радиприемника с отвратным качеством национальной музыки — это в лучшем случае. А в худшем вас накрывает волна немыслимых шумов под названием — попса.
Я большая поклонница народных индийских мантр и песен. Их ритмы и мотивы великолепны, хотя индийские женские голоса очень высокочастотные для нашего слуха, но в нормальной обстановке они чудесно воспринимаются!!!
А на дороге-то с бесконечными шумовыми эффектами, да, к тому же, с плохим воспроизведением безобразного качества бесчисленных копий с шипениями и прч помехами — это бьёт набатом по любым ушам, кроме индийских!
К тому же, эта наижутчайшая звуковая волна накрывает вас вместе со светопредставлением видео формата!!!
Как я уже выше говорила, типичный индийский грузовик — огромная бандура родом из местного автоконцерна ТАТА, шириной зачастую, больше, чем в полдороги. Ко всему прочему, сотрясаясь и угрожающе раскачиваясь на ямах и ухабах горных шоссе, всем своим гигантским корпусом, против вашей милюзги-машинешки, кажется вот-вот раздавит вас без суда и следствия!!!
Я же еще не уточнила детали... весь внешний вид этих автомонстров... а вот тут - на внешнем облике индийских грузовиков и автобусов стоит неприменно остановится и вкратце об этом рассказать. И особенно в первую очередь тем, кто впервые попадает в Индию да еще по пляжному туру и без специальной подготовки!!! Тут совсем не просто въехать в тему - что, как, и почему!!!
Сразу стоит отметить, что двух одинаковых по внешнему виду грузовиков вы не найдете во всей Индии. Этому способствует заботливо организованные тюнинг и украшения любимого кормильца, в одном лице с железным зверем!
Грузовики супер оттюнингованы, какие народными умельцами на инзаказ, а какие в заводских условиях, но в итоге персональными стараниями все равно доведенные до совершенства
Кстати сказать, все без исключения машины и автобусы на передних стеклах имеют сверху широкую полосу, как, впрочем, зачастую, и снизу
Отчего, собственно, сама смотровая часть лобового стекла уменьшается в разы и выглядит, как минимум, диковато для постороннего глаза. Я все время мучилась вопросом: Как они видят дорогу?
И долго не могла понять — зачем??? зачем столько тратить усилий на расфуфыривание авто? Пока не пришлось очень много времени провести рядом с водителем на переднем сидении — сразу стала ясна одна из причин — ограничение доступа палящего и плавящего все вокруг солнечного света!!!
Вторая причина — это то, что индусы по своему менталитету — дети!!! Разновозрастные, разномастные, разнорелигиозные, и всячески разные, со своими потерями и приобретениями, минусами и плюсами. Они дети по сути, глубоко чистые и, по нашему, наивные, но дети. А все дети любят яркое и блестящее!!! И это детское состояние сознания находит выход,в том числе - в разукрашивании своих авто!!!
А третье, это все без исключения индусы безусловно набожны! И набожны не по форме проявления и поведению, а по своей природе, до мозга костей это богобоязненный народ!!! Они верят всем своим существом в многомерность мироздания и защищаются от вредонстных влияний параллельных миров как их научил многотысячелетний опыт бытия, их духовные наставники и их предки
Поэтому у индийских водителей принято перед лобовым стеклом на тарпеде создавать мини алтарь и украшать его всей соответствующей атрибутикой: статуэтками почитаемых божков, благовониями, четками и прч. Иной раз весь спектр обзора заставлен этой атрибутикой. Но самое интресное, что в Индии никто не считает, что это может отвлекать внимание водителя на дороге, как раз наоброт, редкий, даже искоючительно редкий транспорт не имеет персонального святилища!!!
Так же алтарь украшают горящими гирляндами и новогодней мишурой (только индусы ничего не знают про то, что для нас такая мишура носит статус новогодней). Здесь важно заострить внимание, что редкий индус знает меру в украшении своего железного коня. Порой может показаться, что светится и мигает всевозможными огнями все европейские ёлки, собранные вместе одного индийского грузовика!!!
И можете себе вообразить, как все это видео-звуковое шоу необратимо надвигается на вас?!!?!? …еще и ночью или в сумерках, когда все чувства и без того обострены на неизведанных дорогах, а из-за какого-нибудь поворота неожиданно выскакивает такое мигающе-светящееся светопреставление?!?!?! Надо иметь ОООчень устойчивую психику! или индийский менталитет!!! …чтобы эта встреча закончилась для вас легким испугом
(за качество фото сильно извиняюсь, но оно оказалось лучшим из всех попыток заснять этот надвигающийся видео-звуковой кошмар, Все таки нервы не выдерживали и рефлекторно влияли на руки...)
Не редко гирлянды и мишура свисают по бокам кабины вместе с развешенными на боковых зеркалах тряпично-веревочными «отвлекалками» вредоносных духов, как правило, мрачно черно цвета, которые создают шокирующее зрелище совместно развеваясь на скорости и на ветру
Кстати сказать, такими веревочно-тряпичными обрегами разного фасона и конфигурации пользуются все без исключения водители любого вида транспорта, только приспосабливают их для своих машин в кому где больше любо
Хотя это очень широкая тема — противостояние водителей вредоносным классам духов. Оберегов самого разного сорта, вида, формы и фасона и прч. существует великое множество — всех даже не буду и пытаться перечислить!!!
Очевидно одно — сколько водителей, столько и будет вариаций на эту тему!!! Поэтому большие машины выглядят так чудоковато и, в основном, именно сочетанием этих знаков религиозно-защитного отличия разнятся друг от друга
При этом, принеприменный атрибут для каждого индийского водителя изображение на его машине божества, которому он и его семья поклоняются или написанные на стекле мантры или сакральные слоги на санскрите типа ОМ-А-ХУМ
Вот только они-то меня и успокаивали раз от раза при встрече с таким, как минимум, непривычно размалёванным крупногабаритным транспортом на непредсказуемой горной дороге и тем более индийского качества!
И каждый раз я всерьез раздумывала над тем, что, может быть, не стоит так свысока относиться к верованиям индусов в защитные силы их амулетов и оберегов, коль при реально жутком положении дел в авто-дорожной сфере, у них практически не бывает аварий!?!?!?
Экологическая обстановка на дорогах оставляет желать много лучшего. Большинство грузовиков при движении выпускают в атмосферу столько CO2 и CH, что это выглядит поистине угрожающе! Ко всей сложной новогодне-оттюнингованной атрибутике еще и клубы черного дыма — это уже слишком для западного менталитета!!!
…зачастую мне уже всерьез казалось, что индусы-дальнобойщики топят свои машины, как печку-мазанку, углем, причем, углем определенно низкого качества!!! и чем чернее дым, тем ты более крутой дальнобойщик!!!
Именно потому, что дышать нечем, многие люди на улицах и в открытом транспорте, закутывают дыхательные органы тряпками… то есть прикрывают тряпичными принадлежностями: женщины хитроумно приспосабливают свои накидки или свободный конец сари, а мужчины кто во что горазд!!! Но наиболее частое явление — это подраспущенные вокруг носа-рта тюрбаны!
Но в какой-то момент ты перестаешь шарахаться от всего этого непривычного ужаса в виде самых различных барбухаек, несущихся прямо в лоб и все приосходящее на дороге становится забавным и начинает вызывать улыбку и смех!!! и только отдаленно где-то еще по инерции вздрагиваешь от неожиданного сигнала или резкого фортеля таксиста…
Хотя уже находясь дома в Москве, я сильно тоскую по этим острым эмоциям, смешанных из всех оттенков напряжения и веселья!!!
Да, Индия это супер! Пытаюсь себе представить что-то вроде Боливии, но гораздо больше, многолюднее, с другими языками и религиями, с левосторонным движением...
ОтветитьУдалить...и с полным бардаком на дорогах, Виктор! Да и еще миллионы попрошаек!
Удалитьи с поным бардаком на дорогах, Виктор!!! Да и еще миллионы попрошаек!
ОтветитьУдалитьВот, собственно, оттого меня в Индию как-то не тянет. Колоритный Сергей Жаров, знакомство с сайтом которого в своё время и подтолкнуло меня перейти от пассивных мечтаний к активному освоению мира, Индию уж очень красочно облажал.
УдалитьС другой стороны, Жаров облажал (хоть и не столь красочно) и Вьетнам, который мне в итоге очень понравился.