Думал, нужно ли писать про Шкодер вообще. Видел то я этот
городок совсем мало, фоток тоже сделал немного, рассказать ничего особо
занимательного про него не могу. Главную достопримечательность Шкодера,
крепость Розафу, которая стоит на холме на въезде в город, я видел только
проездом из окна автобуса. Но решил, что лучше стОит. С конца на конец, это
последний репортаж из Албании (остаётся только Черногория). А Шкодер –
конкретный пример того, как в месте, где ничего приятного ожидать не
приходилось, можно было узреть светлое. Пускай будет такая интермедия между Албанией и Черногорией.
В путеводителе, распечатки из которого я брал с собой,
Шкодер охарактеризован, как серый и депрессивный город. Возможно, за пределами
центральных улиц так оно и есть. Но в центре ничего депрессивного и серого.
Очень уютный и ухоженный городок.
Местами напоминает не то Чехию, не то Минас-Жерайс. Конечно,
тут нет такого роскошного барокко, как в Минейре или Чехии, но мне вот такая
уютная двухэтажность очень даже нравится.
У местного театра, напоминающего районный дом культуры, строится
что-то современное из стекла и бетона. А рядом – абстрактная скульптура в духе
финского современного искусства.
А вот с чем «Лонли Плэнет» не обманул, так это с тем, что
Шкодер – велосипедная столица Албании. Велосипедов и велосипедистов тут очень
много.
Причина сего проста, как три копейки. В отличие от Круи,
Гирокастры, Берата или даже Корчи, Шкодер, раскинувшися на равнине возле
одноимённого озера, абсолютно плоский. Велосипед на узких и ровных улочках –
самый удобный транспорт.
Гостиница «Розафа», реликт социалистического турпрома. Таким
меня пугали в корчинской «Качибели», но тут всё действительно, сохранилось с
социалистических времён. Но это меня не раздосадовало, а даже позабавило.
А вот что мне понравилось в Шкодере больше всего. Собственно,
это мне нравится во всей Албании. В стране нет никаких сдвижек на религиозной
почве. Около 58% албанцев исповедуют мусульманство, 10% - католичество и около
7% - православие. Но это по статистике. По факту думаю, процентов 90 вообще не
делает никакой разницы между этими религиями, тем более, не вздумает ни от кого
шарахаться, и никого козлить. Собственно, я уже показывал разные религиозные сооружения
в Тиране. Но там они, по крайней мере, в разных кварталах. А в Шкодере соседство
конфессий имеет вполне физическое выражение. Стоит, к примеру, в сквере
напротив гостиниц «Розафа» большая мечеть Абу Бакир.
А по соседству – в ста (точнее, в ста семи) метрах от неё –
православный Рождественский собор.
А замыкает этот треугольник со стометровыми сторонами
католическая церковь (костёл?) Францска Асизского.
А это католический Шкодерский собор.
Его колокольня больше всего напоминает маяк. Хотя стоит он
от моря, и даже от заведомо несудоходной речушки Кирит до него больше 700
метров.
ИМХО такое соседство просто замечательно. Может так
сложилось исторически, а может – это последствия тридцати лет принудительного
атеизма (религия в Албании при Энвере Ходже была незаконна). В любом случае,
приятно, что тут никакой вражды между христианами и мусульманами нету. В Албании
как-то к этому относятся легко. И мне это нравится.
И на этом мы с албанскими репортажами заканчиваем. К
рассуждалочкам о том, как мне Албания, я, впрочем, ещё вернусь, но пока
продолжу путешествия. Впереди нас ждёт маленькая, но независимая Черногория!
Скорее не Минас-Жерайс, а Старый Гояс - ещё подальше а глубинку.
ОтветитьУдалитьА авторам путеводителя он мог показаться депрессивным, например, из-за отсутствия метрополитена