пятница, 31 октября 2014 г.

Которская крепость

Сергей Знаменскийрепортаж из путешествия  По древней Иллирии (август-сентябрь 2013)


За мной, читатель! Наш дальнейший путь лежит в Черногорию, вдоль побережья Адриатического моря, почти на самый её западный край, туда, где между гор затерялся («затеряляся» - именно то слово) маленький городок Котор. Сейчас к нему можно проехать от аэропорта в Тивате или излюбленной русскими туристами Будвы по автомобильному туннелю, а некогда приходилось переваливать по серпантину через горный хребет, прежде чем перед нами открылась бы панорама затёртого между гор залива и маленького городка с черепичными крышами на берегу.


Черногория – страна очень маленькая. Памятников Всемирного Наследия ЮНЕСКО тут, как и в Албании, всего два. В национальном парке Дурмитор на севере я не побывал. А вот второй – это как раз Природный и культурно-исторический район Котора. Не случайно тут, как и в Охриде, человеческий город соединён с природным комплексом Которского залива. Залив примечателен – он затёрт между крутых гор и напоминает скандинавские фьорды (иногда его и называют «фьорд»). Не менее примечателен и венецианский старый город, напоминающий об Италии. Не знаю, правда или нет, у Генша написано, что Бернард Шоу назвал Котор «самым прекрасным местом на Земле». Не буду оценивать ни Генша, ни Бернарда Шоу.



Приступая к рассказу о Которе, я думал, с чего бы начать? Просто погулять по улицам города? Или может, подняться наверх по горным тропам и показать весь памятный Котор сверху? Ну, в итоге  решил остановиться на втором варианте. Собственно, старый Котор – крепость сам по себе. С крепостной стеной и каналами. Старый Котор имеет в плане форму треугольника, одна из сторон которого – берег моря, вторая – канал, а третья – скала. И море, и скала становятся тут элементом фортификации. По крутому склону карабкается вверх крепостная стена с бастионами.


Бастионы, в принципе, открыты для посещения. С восьми утра до восьми вечера. За три евро. Можно пролезть на стену с другой стороны и бесплатно, я это знаю, поскольку я с другого конца выходил, но даже сейчас, спустя год, я навряд ли найду дорогу, если меня туда запустить. Вот схема. Я входил с самого западного входа, где на схеме стоит жёлтый треугольничек с буквой «А», а выходил – с самого восточного, где никакого треугольничка нету. Кстати, обратите внимание, что тропы на схеме трёх цветов. Цвета показывают доступность маршрута. По синим дорожкам можно перемещаться без особого опасения. На жёлтых уже надо следить, как бы на чём не навернуться, а главное, чтобы ничего не прилетело сверху. Ну а уж красные – это совсем П, там администрация, собиравшая с вас внизу по три евро, за вас вообще не отвечает.


При подъёме вверх синяя тропа заканчивается у вот этой церквушки, которую хорошо видно снизу. К ней я даже лазил вечером после захода солнца, абсолютно бесплатно, ибо после восьми, когда билетёр уже ушёл.


По мере подъёма виды постепенно прибавляют в панорамности. Сперва это просто красные крыши четырёхэтажных «итальянских» домов…


Потом начинают проявляться отдельные детали.


Посёлок на другом берегу называется Прчань.


Видите, я не соврал. Действительно треугольник с одной стороной вдоль берега моря, а другой – вдоль канала.


Вот эта площадь с башенкой – первое, что видят в старом Которе посетители, входящие через морские ворота. Башенка (она изображена, например, на магните, который висит у меня на холодильнике) – местная ратуша.


Собор Святого Трипуна (Трифона). Одно из самых примечательных сооружений в Старом Городе.


У православных в Которе свой собор, Святого Николы.


Вид, тем временем, прибавляет, ещё двадцать пунктов в панорамности.


А видная на переднем плане фортификация говорит, что тут закончилась уже и жёлтая тропа.


Дальше за нас никто не отвечает. Только таблички с напоминание быть поосмотрительней.


И всё-таки я добрался до самого верха, прямо к бастиону Святого Йована, к черногорскому флагу, который, присмотревшись, можно найти на первой фотографии.



Город тут как на ладони.


А вот панорамы уже не очень хорошие: либо город будет не в кадре, либо горы. 


Где-то внизу осталась памятная нам церквушка, которая, как выяснилось, называется, церковь Богоматери Здоровья.


И вот хитрецы, оказывается, мы на втором уровне фортификаций. С самого бастиона видно ещё и первый. Впрочем, первый ли?


А это руины францисканского монастыря за пределами Старого Города. За ним – ржавоватую крышу супермаркета, где я покупал всякую мелочь на перекус. А ещё за ним – дом, где я квартировал, впрочем, это не так интересно.


Накануне вечером, гуляя по городу, я обратил внимание на восточную стену, идущую, как мне показалось, по отвесной скале. Господи, подумал я, неужели тут можно пройти? Оказалось, можно.


Не то, чтобы очень удобно, но лучший вид на Котор, пожалуй, открывается именно отсюда.


Так что полезет – обязательно спускайтесь по восточной стене. Только помните, что вся она относится к красной тропе.

3 комментария:

  1. Красивое место, и погулять там должно быть очень приятно! А вот как вписать в мои европланы - это очень деликатный вопрос. Но виртуально уже побыаал, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, в этом один из смыслов нашего сообщества - виртуально посетить места, до которых в реале ноги пока не доходят =) В мире то столько интересного и красивого.

      Удалить
    2. "В мире то столько интересного и красивого." - это верно! А жизнь почему-то оказывается слишком короткой для достаточного охвата этих интересностей, так что виртуальнные добавки очень кстати.

      Удалить