Мусульманский квартал Мангалем невелик, но исключительно
живописен. Тесно, как пчелиные соты, прилепившиеся к склонам горы домики
выглядят совершенно фантастически.
Особенно приятно, что живописные виды на Мангалем
открываются с совершенно разных точек. С Пешеходного моста, например, Осуми
кажется особенно многоводной, а крепость – особенно грозной. Впрочем, может,
дело просто в тучах, которые были на небе, когда я снимал этот вид?
Вид с горицкого моста какой-то более дикий что ли.
С самой Горицы вид открывается тоже ничего, только фиг
найдёшь точку, с которой ничего не лезет в кадр.
Ну а это уже дорога на левом берегу Осуми. Отсюда
открывается лучший вид на Мангалем, который портит только бетонная коробка
гостиницы «Пальма», стоящая на берегу.
Берат называют «Город тысячи окон». Хотя это кажется преувеличением
(пойди, сосчитай все окна хотя бы в Мангалеме), но вот на этом кадре я насчитал
почти сто окон.
Да что там, кадр, вот в этом отдельно взятом, пусть и
здоровом, доме уже сорок окон!
То ли из за большой скученности. А то ли из за светлого духа
города, бератские дома не производят такого воинственного впечатления, как
старые дома Гирокастры.
Набережная Мангалема, местные Елисейские поля.
Даже старый фонтанчик тут является настоящим restorant’ом.
Одно из самых живописных зданий Мангалема, да и всего Берата
– «Холостяцкая» мечеть XIX века.
И прикиньте себе, в Берате тоже есть местный акрополь. К
сожалению, не записал, к какому веку относится сия руина, хотя я жил прямо
напротив неё в том самом отеле «Осуми». Кстати, отель настоятельно рекомендую:
недорогой, уютный и с отличным сервисом. Если ещё приеду в Берат, обязательно
остановлюсь там.
Ну а рядом с бывшим дворцом стоит Царская Мечеть, Xhamia
Mbret. Ровесница Московского Кремля –
конец XV века.
Упс, это я уже как бы за пределы Мангалема вышел, но всё равно
нахожусь на правобережье.
Свинцовая Мечеть (Xhamia e Plumbit) стоит в нескольких
кварталах от Мангалема вдоль той же улицы. Своё название она получила из за
крыши, покрытой свинцовыми пластинами. Эта мечеть – один из первых памятников,
который видят прибывающие в Берат туристы. Потому как она стоит на площади, играющей
роль бератской автостанции.
И на той же площади – православная церковь. Церковь совсем
новенькая. В Албании христианские и мусульманские храмы стоят рядом друг с другом
без особых проблем. Хотя вообще-то христиане исторически жили в Берате на левом
берегу.
А это задворки Царской Мечети. Именно по этой улице надо
вскарабкиваться к крепости.
А если у вас не хватит сил добраться до крепости, можете
посетить местные музеи. В этнографическом я был.
Бератский этнографический музей по сравнению с
Гирокастринским – небо и земля. Музей занимает большой старинный дом, его
экспозиция чётко организована, и имеется сопровождение (в виде распечатанных
карточек) на целом ряде языков, включая и русский. Во всяком случае, они
хотели, чтобы это был русский, но я, читая пояснительный текст, был изрядно
позабавлен. Тем не менее, попытку оценил.
Как я уже сказал, экспозиция тут довольно чётко
организована. Первый этаж занимают «Сарай сельского джома», где можно
посмотреть на различные инструменты сельского быта. В соседнем зале – импровизированный
базар, где каждый стенд – прилавок определённого мастера, где можно узнать
много интересного. На втором этаже смоделированы типичные комнаты из албанских
домов разного достатка. Вот так выглядела сельская гостиная, в которую к албанскому
крестьянину приходили визитёры. Тут мужчины сидели за чашкой кофе. Для женщин
было отдельное помещение на антресолях.
Ну а закончим в самом Мангалеме. Тут проезжих улиц нету
вовсе. Есть только узенькие переулки, переходящие в лестницы. Иногда даже
непонятно, переулок это или лаз, ибо дома просто нависают над головой.
Иногда эти переулочки обвиты виноградом.
А иногда даже украшены цветами, что вообще нетипично для
Албании.
Я бы с удовольствием написал, что тут даже совсем нету
мусора. Но это была бы неправда. Мусор тут, как и почти везде в Албании, есть.
Но вот акцентировать на нём какое-то внимание не хочется совсем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий