четверг, 16 октября 2014 г.

Под сенью Матери Албании

Сергей Знаменскийрепортаж из путешествия  По древней Иллирии (август-сентябрь 2013)


Ну что ж, в заключении темы Тираны в моих балканских репортажах, окинем её ещё раз взглядом, уже не с центра, а с окраины. Я жил в пригороде Тираны под названием Саук. Впрочем, ехать туда от площади Скандербега надо было всего двадцать минут на автобусе. По албанским меркам – очень далеко. Путь лежал по одной из крупных улиц под названием рруга Эльбасанит, то бишь, Эльбасанское шоссе, ибо вело оно к городу Эльбасан на юго-восток. Примерно посередине пути, после того, как автобус проезжал кампус университета с обшарпанным зданием филфака, дорога поднималась в гору, проходя по окраине огромного парка. Впрочем, парк оставался с правой стороны, а вот с левой было видно жилые дома в ложбинке, а над ними – холм с каким-то очень родного вида монументом. Эдакая «Родина-мать»


Заглянув в викимапию, я убедился, что монумент и впрямь называется «Мать Албания», и посвящён, как нетрудно догадаться, жертвам Второй Мировой. А поскольку до гостиницы, где я жил, идти было всего нечего, вечерком я просто решил сделать к монументу вылазку. Подойти, тем не менее, оказалось не так легко: участок рруга Эльбасанит, проходящий под холмом, как раз ремонтировался, так что в оном отрезке улицы отсутствовал асфальт, да и тротуары никак не были обозначены. Тем не менее, пройдя по стройплощадке, я всё-таки нашёл пустынную дорожку вверх. Вопреки моими опасениям, наверху оказалось не столь пустынно: кроме вездесущих подростков там тусили и детишки поменьше, и даже типичные албанские бабушки в чёрных платьях и белых платках.


Ну и сам монумент, конечно.


В принципе да, достойное место для вечерних прогулок. Город, как на ладони, хотя и выглядит не шибко живописно. Внимательный читатель сразу заметит клетчатый конус TID Tower.


А если приглядеться внимательно, то слева от него можно заметить и часовую башню, и минарет мечети Эфем Бея, и даже дворец культуры. Когда я делал снимок, я всего этого, естественно, не видел. А вот сейчас уже вижу.


А вот на этом кадре видно купол и колокольню Воскресенской церкви. А самое главное, у самого левого края видно Скай Тауэр, с которого я снимал предыдущий албанский репортаж. Сразу слева от строящегося здания, покрытого синей сеткой. Если не знать, что эта белая фигня и есть «Скай Тауэр», то и не заподозришь.


Ну а взгляд в сторону от центра уже не столь интересен. Самое живописное тут – горы. Они и создают всю красоту.


Закат в горах прекрасен. Даже и не подозреваешь, что на переднем плане всего лишь городской парк, а за ним – опять лепятся друг к другу бетонные коробчонки.


Кстати, место вполне мемориальное. За монументом находятся и воинские захоронения. Когда-то где-то тут была и могила Энвера Ходжи. Согласно путеводителю Генша, она тут и есть. Впрочем, в оном путеводителе горка с монументом перепутана с горой Дайти, расположенной гораздо дальше и с вершиной гораздо выше. Это и многое другое наводит меня на мысль, что в Албании оный Генш, будь то реальный человек или группа авторов, не был.


В заключении щёлкаю «Мать Албанию», напоминающую о родине из под пальмового листа, напоминающего о Южной Америке. Вот такой когнитивный дуализм-с.


А на заедку – вид монумента, снятый со Скай-Тауэр. Это было в последний день, когда я уже знал, где его искать.


Ну вот, собственно, и всё, что касается Тираны. На ленте.ру в комментариях к новости об отмене въездных виз в Албанию для российских граждан на летний период (в этом году опять) кто-то написал «Кстати, Тирана – красивый город». А по мне так обычный среднеазитский областной центр. Пыльный, с вездесущим мусором и разномастной застройкой. Побывать тут полезно для общего развития, но смотреть, в общем, особо нечего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий